Музыкальная энциклопедия

ЦАНЦА

санза, санца, занза, - афр. язычковый щипковый самозвучащий муз. инструмент. Гребнеобразный идиофон. На резонаторном корпусе (разл. формы) размещается ряд деревянных, бамбуковых или металлич. пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов - плоский, у более сложных - полостной резонатор из панциря черепахи, долблёного дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) Ц. зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.Ц. бывают разл. размеров: длина корпуса 100-350 мм. длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд Ц. зависит от количества язычков.
Ц. - древнейший и самый распространённый в Африке инструмент, особенно в Центральной и Южной, на нек-рых из Антильских о-вов. О его широкой популярности свидетельствует обилие назв., к-рыми обозначается Ц. у разл. племён, - мбира, ндимба, лукембе, лала, малимба и др. Ц. используется в традиц. обрядах и проф. музыкантами (т. н. гриотами) для сольного исполнения, а также в ансамблях в составе: голос, Ц., рог, погремушки; голос и Ц.; голос, Ц. и ударные палочки и др. или вместе с угловой арфой нангой для аккомпанемента пению; на Ц. исполняются разл. наигрыши (в т. ч. ночными сторожами).
Образцы строя цанцы.
Ц. была завезена африканцами в Сев. и Юж. Америку (встречается ныне в странах Лат. Америки). Широко используется в танц.-инстр. ансамблях Гвинеи, Бенина, Уганды и ряда др. афр. стран.

Литература: Переверзев Л., Африканская симфония, "СМ", 1964, No 4; Виноградов В., Из дневника музыканта, "СМ", 1966, No 11, 1967, No 1; Голден Л., Африканские музыкальные инструменты, в кн.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973, с. 260-68; Галайская Р., Африканский музыкальный инструмент санза, там же, с. 269-280; Sachs С., Reallexicon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; его же, The history of musical instruments, N. Y., 1940; Кirby P. R., The musical instruments of the native race of South Africa, L., 1934; Husmann H., Marimba and Sansa der Sambesikultur, "Zeitschrift fьr Ethnologie" 1936, Jahrg. 68, No 1/3; Pepper H., Notes sur une sanza d'Afrique йquatoriale, в кн.: Miscelanea de estudios... F. Ortiz v. 2, La Habana, 1956; Вrandel R., The music of Central Africa. An ethnomusicological study, The Hague, 1961, p. 28-67; Laurenty J. S., Les sanza du Congo, v. 1-2, (Tervuren), 1962; Dietz В., Оlatunji M. В., Music instruments of Africa, their nature, use and place in the life of a deeply musical people, N. Y., 1965; Marcuse S., Musical instruments, N.Y., (1975), p. 455.

P. Б. Галайская.

  1. цанцаи ж.i Африканський язичковий щипковий музичний нструмент родини дофонв....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  2. цанцасанза санца занза африканський язичковий щипковий нструмент з родини дофонв. Складаться з резонаторного корпусу пластин язичкв вд клькост яких залежить звукоряд. За...Музичні терміни
  3. цанцаи ж. Африканський язичковий щипковий музичний нструмент родини дофонв....Толковый словарь украинского языка