Музыкальная энциклопедия

ТАЛА

принцип метроритмич. организации в индийской классич. музыке, основанный на неоднократном повторении определённого ритмич. цикла (аварта). Т. классич. инд. музыки представляет собой высоко организованную систему, отличаясь этим от ритмич. организации традиц. музыки, иногда обозначаемой тем же термином. Два слога этого термина, как полагают нек-рые инд. учёные, берут начало от двух понятий: "та" происходит от Тандава - космич. танца Шивы, "ла" - от Лашья, танца жен. ипостаси Шивы, символизирующей созидат. начало. В композициях классич. музыки наличие Т. так же обязательно, как и рага. На этих принципах и основано развёртывание любой композиции классич. типа в обеих традициях инд. музыки: хиндустани и карнатской.
Т. функционально связан со звучанием удар. инструментов: таблы, мриданга, пакхаваджа и др. Участие удар. инструмента, сопровождающего вок. или инстр. исполнение, а также выступающего в качестве солирующего, обязательно для композиции классич. типа. Звуки, составляющие вок. или инстр. линии, могут совпадать (сама) или не совпадать (вишама) с осн. метрич. долями. Вишама бывает 2 видов: в случае, когда звуки мелодич. линии опережают осн. метрич. доли, вишама носит назв. атита, а когда следуют за ними - анагата.
Минимальной временной единицей в инд. музыке считается кшана. Критерий определения её длительности скорее образный, чем научный: по традиции кшана - время, к-рое требуется для того, чтобы пронзить булавкой 100 лепестков лотоса, сложенных вместе. Осн. временнуй единицей является матра (или акшара в карнатской традиции). Она, как полагают инд. музыканты, равна 16 384 кшана. Продолжительность временнуй единицы служит критерием для определения темпа (лайя). Чем больше длительность матра, тем медленнее темп, и наоборот. В инд. муз. практике находят применение 3 осн. лайя: виламбит (виламба) - медленный темп, мадхья - умеренный, друта - быстрый. Разл. градации темпов обозначаются следующим образом: ати виламбита - очень медленный темп, ати друта - очень быстрый. Лайя также не представляет собой абсолютной величины: она связана с индивидуальным ощущением музыканта и зависит от его темперамента.Наиболее естественным считается метрич. пульсация матра, совпадающая с биением человеческого сердца. Существует также определ. закономерность в соотношении темповых градаций, более ярко выраженная в карнатской музыке, но получившая распространение и в нек-рых стилях традиции хиндустани. Она заключается в последовательном удвоении темпов; при этом мадхья в 2 раза быстрее, чем виламбит, а друта, в свою очередь, в 2 раза быстрее мадхья.
Осн. временнбя единица (матра) делится на более мелкие части - гати (или надаи в карнатской традиции). В этом случае одна матра носит назв. анудрут, 1/2 матры - трути, 1/4 - калa, 1/8 - нимеша. В свою очередь, матра (или акшара) организуется в ритмич. ячейки (анга), имеющие свои названия. Так, напр., первая анга, друта, содержит 2 матра. Вторая анга, лагу, может заключать в себе 3, 4, 5, 7 или 9 матра; в этом случае она приобретает дополнит. наименование: тишра лагу содержит 3 матра, чатушра лагу - 4, кханда лагу - 5, мишра лагу - 7 и санкирна лагу - 9. Др. учёные, придерживаясь иной группировки матра в анга, предлагают следующую схему: анудрут - 1 матра, друт - 2 матра, лагу - 4, гуру - 8, плута - 12, какапада - 16. Соответственно количеству матра, заключённых в анга, Т., состоящие из одинакового количества метрич. единиц, могут быть организованы по-разному. Так, напр., южноинд. Т. джампа и матья имеют по 10 матра, но первый организован как 7 + 1 + 2, а второй - 4 + 2 + 4. Существуют ещё более тонкие различия, определяемые терминами "гати" или "надаи". Так, североинд. тритал и тилвада тал, оба включающие по 16 единиц, имеют каждый по 4 анга и организованы как 4 + 4 + 4 + 4 = 16 матра; в этом случае различия между ними устанавливаются путём тонкого ритмич. варьирования внутри анга (разнообразие акцентов, асимметрия ритмич. рисунков и т. д.).
Сочетания разл. анга образуют временнуй цикл или круг (аварта или авритти), к-рый затем неизменно повторяется с сохранением осн. структурных закономерностей. Одной из гл. закономерностей является система тали-кали-сам, распространённая как в классич., так и в традиц. музыке. Она подразумевает наличие и постоянное фиксирование точек высшего напряжения в метроритмич. цикле (аварта). 1-я точка носит назв. сам; это важнейшая и наиболее акцентированная доля аварта, открывающая цикл и завершающая его; 2-я опорная точка, к-рая, однако, не всегда присутствует, помещается обычно в середине аварта и носит назв. кали (или визу в карнатской традиции). Местоположение сам и кали в аварта стандартизовано в обеих традициях инд. музыки, хотя между исследователями существуют нек-рые разногласия, напр. в случае с тритал относительно того, на какие доли аварта приходятся сам и кали. Эта система служит основой, на к-рой впоследствии разворачивается целый ряд ритмич. вариаций в партии солиста и исполнителя на ударных, неизменно возвращающихся к сам. Система тали-кали-сам более характерна для традиции хиндустани, в то время как музыканты карнатской традиции обычно осуществляют метроритмич. контраст, сопровождая исполнение хлопаньем в ладоши или движениями рук, имеющими определённое семантич. и мнемонич. значение.
Важной особенностью Т. является мнемонич. обозначение каждой доли в пределах аварта: в североинд. музыке это называется бол, в карнатской - соллу. Разл. способы игры на удар. инструментах отмечаются в записи разными слогами. Подобное "ритмич. сольфеджио" при обучении игре на удар. инструментах помогает музыканту запомнить и структуру данного Т., и способ его "произнесения" на инструменте. Так, напр., джаптал выражается следующим образом: Дхи на | Дхи дхи на | Ти на | Дхи дхи на|
2 + 3 + 2 + 3 = 10 матра.
Последовательность болов носит название тека; тека любого Т. известна и исполнителям, и слушателям. В начале композиции исполнитель на удар. инструменте "произносит" тека осн. Т., экспонируя его, а затем уже развёртывает ритмич. вариации.
Упоминание о Т. можно найти уже в древних трактатах. Напр., Бхаратой в "Натьяшастре" описаны 22 вида Т., Шарнгадева в "Сангитаратнакара" упоминает 120 разновидностей Т. В 20 в. в практике обеих традиций находится ок. 15 видов Т. Самыми популярными в карнатской музыке являются ади Т. (8 матра), джампа Т. (10), рупака (6), разновидности чапу, а в традиции хиндустани - дадра (6), чаутал (12), дхамар (14), рупак (7), джаптал (10), эктал (12), джумра (14), тритал (16), тилвада (16).
Т. в обеих традициях классифицируется на 5 групп (джати) согласно количеству матра в аварта, а также структуре анга. Напр., в класс каташра входят тритал (16), тилвада (16), чаутала (12); в тишра - дадра (6), кемта (6), друт-эктала (12); в кханда - джаптал (10), пушту (5); в мишра - дипчанди (14), рупак (7), тивра (7), а все остальные Т., содержащие 11, 13 или 15 матра, - в санкирна.
Система Т., так же как и paгa, заключает в себе глубокий этич. смысл. Каждый стандартизированный тип Т. является выразителем того или иного состояния. Т. дадра и кемта связаны с выражением романтич. и жизнерадостных настроений; именно эти Т. используются в т. н. "лёгкой" классич. инд. музыке. Чаутала и дхамар Т. создают вира раса (чувства силы и превосходства), а тритала выражает шанта раса - чувства умиротворённости и спокойствия.

Литература: Daniйlou A., Northern Indian music, v. 1-2, Calcutta - L., 1949-54; Ghosh N., Fundamentals of raga and tala, with a new system of notation, Bombay, 1968; Deva B. Ch., Indian music, (New Delhi, 1974).

E. M. Гороховик.

  1. таласанскр. Вдкрита тераса лоджя або балкон що влаштовувалися у середньовчному житловому будинку на Цейлон звертались у бк внутршнього двору....Архітектура і монументальне мистецтво
  2. талас ден. единица Зап. Самоа ныне Самоа равная сене....Большой филателистический словарь
  3. талаI талатали ж.i рдкоi.Те саме що верболз.II талаи ж.i Грошова одиниця Захдного Самоа.III талаи ж.i Принцип метроритмчно органзац ндйсько класично музики....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  4. талаграбить талап алуучу грабитель талап алуучулук грабж грабительство кк итти кп ит талагандай яростно набросившись все на одного букв. будто много собак набросилось на серу...Киргизско-русский словарь
  5. талакорень ТАЛ окончание А Основа слова ТАЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ТАЛ А Слово Тала содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  6. таланд. принцип метроритмчно органзац ндйсько класично музики заснований на багаторазовому повторенн метроритмчного циклу аварта. Кожний Т. повязаний з певним емоцйним стан...Музичні терміни
  7. талатала менник жночого роду грошова одиниця Захдного Самоа тала менник жночого роду верболз...Орфографічний словник української мови
  8. талабот. побег поросль тала баелас молодое деревцо....Осетинско-русский словарь
  9. талаThala значительный город Нумидии вероятно тождественный с Телептой крайний югозападный пункт страны у пустыни. Sall. Iug. . . . Tac. ann.u . . Strab.u ....Реальный словарь классических древностей
  10. таланациональная валюта Западного Самоа tala...Русско-английский экономический словарь
  11. таладенежная единица Западного Самоа tala...Русско-испанский экономический словарь
  12. талаТала Наталия Томила Словарь русских личных имен.Н. А. Петровский...Словарь личных имен
  13. талаДенежная единица Западного Самоа введена с июля г....Словарь нумизмата
  14. талатала ж. грошова одиниця Захдного Самоа подляться на сене....Словник іншомовних слів
  15. талатала грошова одиниця Захдного Самоа подляться на сене....Словник іншомовних слів Мельничука
  16. талаВЕРБОЛЗstrong кущ рдше невелике дерево з довгими й тонкими глками та вузьким листям а також зарост ц рослини ЛОЗАstrong ЛОЗИНАstrong ТАЛstrong ТАЛАstrong рдше ШЕЛЮГАstro...Словник синонімів української мови
  17. та́ла́ТАЛА тали ж. рдко. Те саме що верболз. Ростуть над плесом вльхи гнучка тала Кост. У порвн. Висока й гожа мов тополя Гнучка як восени тала Ти серед пишного роздолля Д...Словник української мови в 11 томах
  18. талаТАЛА невдм. ж.Грошова одиниця Самоа дорвню сене. тали ж. рдко.Те саме що верболз.Ростуть над плесом вльхи гнучка тала М. Костомаров У порвн. Висока й гожа мов тополя Гн...Словник української мови у 20 томах
  19. талаТАЛА см. тал....Толковый словарь живого великорусского языка
  20. талаIstrong талатали ж. рдкоem. Те саме що верболз. IIstrong талаи ж. Грошова одиниця Захдного Самоа. IIIstrong талаи ж. Принцип метроритмчно органзац ндйсько класично музики...Толковый словарь украинского языка
  21. талар.u ппu Талымы в Селемджинском рне название с эвенк. u тала место где находится солонецлизень [] талакан маленький солонец []....Топонимический словарь Амурской области
  22. таласторона бок хемни о алазында на правой стороне реки дугуржуп турар талалар договаривающиеся стороны бир талазында с однОй стороны шбулуну талалары стороны треугольника о ...Тувинско-русский словарь
  23. тала[tala]talf валюта...Українсько-польський словник
  24. талаТАЛА tala WS Стандартная денежная единица Западного Самоа равная сене. dd Финансы. Толковый словарь. е изд. М. ИНФРАМ Издательство Весь Мир.Брайен Батлер Брайен Джонсон...Финансовый словарь
  25. таладенежная единица Западного Самоа равная семе. До страна входила в стерлинговую зону. Тала введена с вместо фунта Самоа. С курс валюты определяется по отношению к долл...Экономика от А до Я
  26. таладенежная единица Западного Самоа равная семе. До страна входила в стерлинговую зону. Тала введена с вместо фунта Самоа. С курс валюты определяется по отношению к долл...Экономика от А до Я - Тематический справочник
  27. талаThalaНумидийское восстаниеВ по Р. X. крепость обороняемая гарнизоном рим. ветеранов численностью не более человек была атакована значительным отрядом кочевников под пре...Энциклопедия битв мировой истории