Музыкальная энциклопедия

СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ

вид др.-рус. церк. многоголосия. Участники хора не разделялись на партии по регистровому или тембровому признакам, изложение было 2-, 3-голосное (отсюда термин "троестрочное пение") и редко 4-голосное. Голос, ведущий осн. мелодию, занимал в партитуре среднее место и назывался путём, а его исполнители - путниками. Мелодию, звучащую выше пути, писали в партитуре над путём и называли верхом, а её исполнителей - вершниками. Мелодию, звучащую ниже пути, писали под путём и называли низом, а её исполнителей нижниками. В 4-гол. произв. приписывалась ещё мелодия под назв. "демество", исполнители к-рого именовались демественниками. Демество чаще всего писали выше пути. В целом диапазон партитуры соответствовал 12-ступенному диатонич.звукоряду от G до d1. Высокие детские голоса пели октавой выше написанного. Для облегчения чтения партитуры её строки писали вперемежку чернилами и киноварью.
В построении такой партитуры ясно выступают 2 принципа: принцип "ленточного" многоголосия, где все голоса поют одну мелодию с разл. ступеней звукоряда, почти в точности сохраняя её высотный и ритмич. контур, и принцип подголосочной полифонии, где голоса образуют подголоски, звучащие на выдержанных нотах осн. мелодии.
Время и обстоятельства появления С. п. не установлены. Нек-рые историч. документы дают возможность предполагать, что С. п. было известно в Москве уже в 20-е гг. 17 в. Сохранившиеся рукописи С. п. относятся к кон. 17 и нач. 18 вв. С. п. подвергалось резкой критике со стороны приверженцев партесного многоголосия (И. Т. Коренев, Н. П. Дилецкий) за обилие диссонансов и гармонич. несогласованность голосов. В. Ф. Одоевский в конце принадлежащего ему "Троестрочника" писал: "Предположение, что эти три партии когда-либо могли быть петы вместе, одновременно, не может даже возбуждать вопроса. Между ними нет никакого гармонического сопряжения; здесь явно партии вполне отдельные...". Многое в С. п. до сих пор остаётся неясным.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Голубцов A., Чиновник Новгородского Софийского собора, М., 1899; Беляев В., Раннее русское многоголосие, в кн.: Studia memoriae Belae Bartok sacra, Bdpst, 1956, то же, в его кн.: О музыкальном фольклоре и древней письменности, М., 1971; Бражников М., Русское церковное пение XII - XVIII вв., в сб.: Musica antiqua Europae Orientalis, I, Warsz., 1966; Скребков С., Русская хоровая музыка XVII - начала XVIII века, М., 1969, с. 48-59; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971.

Н. Д. Успенский.

  1. строчное пениеСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ вид древнерусского церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому или тембровому признакам. В С. п. применялось реже голос...Большая советская энциклопедия
  2. строчное пениевид древнерусского церковного многоголосия. Участники хора не делились на партии по регистровому или тембровому признакам. В С. п. применялось реже голоса. Все голоса и...Большая Советская энциклопедия II
  3. строчное пениеразновидность многоголосного пения в древнерусскойцерковной музыке. Сохранились образцы строчного пения нач. вв.основанного на одновременном звучании нескольких мелоди...Большой энциклопедический словарь II
  4. строчное пениеСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения нач. вв. основанного на одновременном звучании ...Большой энциклопедический словарь III
  5. строчное пениеСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения нач. вв. основанного на одновременном звучании...Большой Энциклопедический словарь V
  6. строчное пениегетерофонное пение в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы XVII XVIII вв. основанные на одновременном звучании нескольких мелодических голосов. Вытеснено па...Словарь исторических терминов
  7. строчное пениеСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения нач. вв. основанного на одновременном звучании ...Современный энциклопедический словарь
  8. строчное пениеСтрочное пение в православной церкви обозначалось безлинейными нотными знаками и было одним из видов партесного многоголосного пения. С. безлинейное пение называлось так...Энциклопедический словарь
  9. строчное пениеСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ разновидность многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Сохранились образцы строчного пения нач. вв. основанного на одновременном звучании...Энциклопедический словарь естествознания
  10. строчное пениев православной церкви обозначалось безлинейными нотными знаками и было одним из видов партесного многоголосного пения. С. безлинейное пение называлось также казанским зна...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона