Музыкальная энциклопедия

СЕКВЕНЦИЯ

(позднелат. sequentia, букв. - то, что идёт вслед; следование, от лат. sequor - следую).
1)Жанр ср.-век. монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после Alleluia перед чтением Евангелия. Происхождение термина "С." связано с обычаем расширять песнопение Alleluia, прибавляя к нему ликующую юбиляцию (jubelus) на гласные a - e - u - i - a (в особенности на последнюю из них). Добавляемая юбиляция (sequetur jubilatio), первоначально бестекстовая, и была впоследствии названа С. Будучи вставкой (как бы вокальной "каденцией"), С. является разновидностью тропа. Специфика С., отличающая её от обычного тропа, состоит в том, что она представляет собой относительно самостоят. раздел, выполняющий функцию расширения предшествующего песнопения. Развиваясь на протяжении столетий, юбиляция-С. приобретала разл. облик. Различают две разные формы С: 1-я бестекстовая (не называлась С.; условно - до 9 в.), 2-я - с текстом (с 9 в.; собственно С.). Возникновение вставки- юбиляции относится примерно к 4 в., периоду превращения христианства в гос. религию (в Византии при императоре Константине); тогда юбиляция носила радостно-ликующий характер. Здесь впервые пение (музыка) обрело внутр. свободу, выйдя из подчинения словесному тексту (внемузыкальному фактору) и ритму, имевшему в основе танц. либо маршевое движение. "Тот, кто предаётся юбиляции, не произносит слов: это - глас духа, растворённого в радости...", - указывал Августин. Форма С. с текстом распространилась в Европе во 2-й пол. 9 в. под влиянием византийских (и болгарских?) певцов (по А. Гастуэ, 1911, в рукоп. С. встречаются указания: graeca, bulgarica). С., возникшие в результате подстановки текста к юбиляц. распеву, получили также название "прозы" (по одной из версий термин "проза" происходит от начертания под титлом pro sг=pro sequentia, т. е. "вместо секвенции"; франц. pro seprose; однако это объяснение не совсем согласуется со столь же частыми выражениями: prosa cum sequentia - "проза с секвенцией", prosa ad sequentiam, sequentia cum prosa - здесь "проза" истолковывается как текст к секвенции).Расширение юбиляционного мелизма, особенно выделяющее мелодич. начало, получило название longissima melodia. Одной из причин, вызвавших подстановку текста к юбиляции, была значит. трудность запоминания "длиннейшей мелодии". Установление формы С. приписывается монаху из монастыря Санкт-Галлен (в Швейцарии, близ Боденского озера) Ноткеру Заике. В предисловии к "Книге гимнов" ("Liber Ymnorum", ок. 860-887) Ноткер сам рассказывает об истории жанра С.: в Санкт-Галлен прибыл из разорённого аббатства Жюмьеж (на Сене, под Руаном) монах, к-рый передал санкт-галленцам сведения о С. По совету своего учителя Изо Ноткер подтекстовал юбиляции согласно силлабич. принципу (один слог на один звук мелодии). Это было очень важным средством уточнения и фиксации "длиннейших мелодий", т. к. господствовавший тогда способ муз. нотации был несовершенным. Далее Ноткер приступил к сочинению ряда С. "в подражание" известным ему песнопениям этого рода. Историч. значение метода Ноткера состоит в том, что церк. музыканты и певцы впервые получили возможность создавать новую собств. музыку (Нестлер, 1962, с. 63). В творчестве Ноткера выработалась и оригинальная муз. форма С., в к-рой формирующим фактором было взаимодействие словесного текста и мелодии:
(Могли быть и др. варианты структуры С.)
Основу формы составляли двойные стихи (bc, de, fg,...), строки к-рых точно или приблизительно равны по длине (одна нота - один слог), иногда родственны по содержанию; пары же строк часто контрастны. Наиболее примечательна арочная связь между всеми (или почти всеми) окончаниями муз. строк - либо на одном и том же звуке, либо даже сходными заключит. оборотами.
Текст Ноткера не рифмован, что характерно для первого периода развития С. (9-10 вв.). В эпоху Ноткера уже практиковалось исполнение С. хором, антифонно (также с чередованием голосов мальчиков и мужчин) - "с целью наглядно выразить согласие всех в любви" (Durandus, 13 в.). Структура С. - важный шаг в развитии муз. мышления (см. Nestler, 1962, с. 65-66). Наряду с литургич. С. существовали и внелитургич. светские (на лат. языке; иногда с инстр. сопровождением).
В дальнейшем С. разделились на 2 вида: западные (Прованс, Сев. Франция, Англия) и восточные (Германия и Италия); среди образцов
Hoткер. Секвенция.
начального многоголосия встречаются и С. (С. Rex coeli domine в Musica enchiriadis, 9 в.). С. оказали влияние на развитие нек-рых светских жанров (эстампи, Leich). Текст С. становится рифмованным. Второй этап эволюции С. начался с 12 в. (гл. представитель - автор популярных "проз" Адам из парижского аббатства Сен-Виктор). По форме подобные С. приближаются к гимну (помимо силлабики и рифмы - стиховой метр, периодич. структура, рифменные каденции). Однако мелодия гимна одинакова для всех строф, а в С. она связана с двойными строфами.
Строфа гимна обычно имеет 4 строки, а С. - 3; в отличие от гимна С. предназначена для мессы, а не для оффиция. Последний период развития С. (13-14 вв.) ознаменован сильным влиянием внелитургич. нар.-песенных жанров. Постановлением Тридентского собора (1545-63) из церк. службы были изгнаны почти все С., за исключением четырёх: пасхальная С. "Victimae paschali laudes" (текст, а возможно, и мелодия - Випо Бургундского, 1-я пол. 11 в.; К. Пэрриш, Дж. Оул, с. 12-13; от этой мелодии, вероятно, с 13 в. происходит известный хорал "Christus ist erstanden"); С. на праздник Троицы "Veni sancte spiritus", к-рая приписывается С. Ленгтону (ум. в 1228) или папе Иннокентию III; С. на праздник Тела Господня "Lauda Sion Salvatorem" (текст Фомы Аквинского, ок. 1263; мелодия первоначально связана с текстом другой С. - "Laudes Crucis attolamus", приписываемой Адаму Сен-Викторскому, к-рая использована П. Хиндемитом в опере "Художник Матис" и в одноим. симфонии); С. нач. 13 в. о судном дне Dies irae, ок. 1200? (в составе Реквиема; по 1-й главе книги пророка Софонии). Позже была допущена и пятая С., на праздник Семи скорбей Марии - Stabat Mater, 2-я пол. 13 в. (авторство текста не выявлено: Бонавентура?, Якопоне да Тоди?; мелодия Д. Жосиза - D. Jausions, ум. 1868 или 1870).
См. Ноткер.
2)В учении о гармонии С. (нем. Sequenze, франц. marche harmonique, progression, итал. progressione, англ. sequence) - повторение мелодич. мотива или гармонич. оборота на др. высоте (от др. ступени, в др. тональности), следующее сразу за первым проведением как его непосредственное продолжение. Обычно всё последование наз. С., а его части - звеньями С. Мотив гармонической С. чаще всего состоит из двух или неск. гармоний в простых функц. отношениях. Интервал, на к-рый сдвигается первоначальное построение, наз. шагом С. (наиболее распространены сдвиги на секунду, терцию, кварту вниз или вверх, значительно реже на др. интервалы; шаг может быть переменным, напр. сначала на секунду, затем на терцию). Вследствие преобладания автентич. оборотов в мажорно-минорной тональной системе часто встречается нисходящая по секундам С., звено к-рой состоит из двух аккордов в нижнеквинтовом (автентич.) соотношении. В такой автентич. (по В. О. Беркову - "золотой") С. используются все ступени тональности в движении по квинтам вниз (квартам вверх):
Г. Ф. Гендель. Сюита g-moll для клавесина. Пассакалья.
С. с движением по квинтам вверх (плагальная) встречается редко (см., напр., 18-ю вариацию "Рапсодии на тему Паганини" Рахманинова, такты 7-10: V-II, VI-III в Des-dur). Сущностью С. является линеарно-мелодическое движение, в к-ром определяющее функциональное значение имеют его крайние точки; внутри средних звеньев С. преобладают переменные функции.
С. обычно классифицируют по двум принципам - по их функции в композиции (внутритональные - модулирующие) и по принадлежности к к.-л. из родов звуковой системы (диатонические - хроматические): I. Однотональные (или тональные; также односистемные) - диатонические и хроматические (с отклонениями и побочными доминантами, а также др. видами хроматизма); II. Модулирующие (разносистемные) - диатонические и хроматические. Однотональные хроматические (с отклонениями) С. в пределах периода часто относят к модулирующим (по родственным тональностям), что неверно (В. О. Верков справедливо отмечал, что "секвенции с отклонениями относятся к тональным"). Образцы разл. видов С.: однотональная диатоническая - "Июль" из "Времён года" Чайковского (такты 7-10); однотональная хроматическая - вступление к опере "Евгений Онегин" Чайковского (такты 1-2); модулирующая диатоническая - прелюдия d-moll из I тома "Хорошо темперированного клавира" Баха (такты 2-3); модулирующая хроматическая - разработка I ч. 3-й симфонии Бетховена, такты 178-187: c-cis-d; разработка I ч. 4-й симфонии Чайковского, такты 201-211: h-e-a, a-d-g. Хроматич. модификацию автентич. секвенции представляет собой обычно т. н. "доминантовая цепочка" (см., напр., арию Марфы из IV д. оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова, цифра 205, такты 6-8), где мягкие тяготения диатонич. побочных доминант заменяются острыми хроматическими ("альтерационные вводные тоны"; см. Тюлин, 1966, с. 160; Способин, 1969, с. 23). Доминантовая цепочка может идти как в пределах одной данной тональности (в периоде; напр., в побочной теме увертюры-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта"), так и быть модулирующей (разработка финала симфонии Моцарта g-moll, такты 139-47, 126-32). Помимо основных критериев классификации С. имеют значение и другие, напр. разделение С. на мелодич. и аккордовые (в частности, возможно несовпадение видов мелодич. и аккордовой С., идущих одновременно, напр. в прелюдии C-dur из ор. 87 Шостаковича, такты 19-22, где мелодич. С. - с вводнотоновой хроматикой, а одновременно идущая аккордовая - диатонична), на точные и варьированные.
С. применяется и вне мажорно-минорной системы. В симметричных ладах секвентное повторение имеет особое значение, нередко становясь типичной формой изложения ладовой структуры (напр., односистемная С. в сцене похищения Людмилы из оперы "Руслан и Людмила" - звуки
в соло Звездочета из оперы "Золотой петушок", цифра 6, такты 2-9 - аккорды
модулирующая разносистемная С. в 9-й фп. сонате Скрябина, такты 15-19). В совр. музыке С. обогащается новой аккордикой (напр., полигармоническая модулирующая С. в теме связующей партии I ч. 6-й фп. сонаты Прокофьева, такты 24-32).
Принцип С. может проявляться в разных масштабах: в нек-рых случаях С. сближается с параллелизмом мелодич. или гармонич. оборотов, образуя микро-С. (напр., "Цыганская песня" из оперы Бизе "Кармен" - мелодич. С. соединяется с параллелизмом аккордов аккомпанемента - I-VII-VI-V; Presto в 1-й сонате для скрипки соло И. С. Баха, такты 9-11: I-IV, VII-III, VI-II, V; Интермеццо ор. 119 No 1 h-moll Брамса, такты 1-3: I-IV, VII-III; мелодич. С. у Баха и аккордовая у Брамса превращаются в параллелизм). В др. случаях принцип С. распространяется на повторения больших построений в разных тональностях на расстоянии, образуя макро-С. (по определению Б. В. Асафьева - "параллельные проведения").
Осн. композиц. назначение С. - создание эффекта развития, особенно в разработках, связующих партиях (в пассакалье g-moll Генделя С. связана с характерным для жанра нисходящим басом g - f - es - d; подобного рода С. можно встретить и в др. произведениях этого жанра).
С. как способ повторения мелких композиц. единиц, по-видимому, всегда существовала в музыке. В одном из греч. трактатов (Аноним Беллермана I, см. Najock D., Drei anonyme griechische Trackate ьber die Musik. Eine kommentierte Neuausgabe des Bellermannschen Anonymus, Gцttingen, 1972) мелодич. фигура с верхним вспомогат. звуком излагается (очевидно, в учебно-методич. целях) в виде двух звеньев С. - h1 - cis2 - h1 cis2 - d2 - cis2 (то же - у Анонима III, у к-рого как С. излагается также др. мелодич. фигура - подъём "многократным образом"). Изредка С. встречается в григорианском хорале, напр. в оффертории Populum (V тона), v. 2:
С. иногда используется в мелодике проф. музыки средневековья и Возрождения. Как особая форма повторности С. применяется у мастеров парижской школы (12 - нач. 13 вв.); в трёхголосном градуале "Benedicta" С. в технике обмена голосов проходит на органном пункте выдержанного нижнего голоса (Ю. Хоминський, 1975, с. 147-48). С распространением канонич. техники появилась и канонич. С. ("Patrem" Бертолино Падуанского, такты 183-91; см. Хоминський Ю., 1975, с. 396-397). Принципы полифонии строгого стиля 15-16 вв. (особенно у Палестрины) направлены скорее против простых повторений и С. (а повторение на др. высоте в эту эпоху - прежде всего имитация); однако С. всё же употребительна у Жоскена Депре, Я. Обрехта, Н. Гомберта (С. можно найти и у Орландо Лассо, Палестрины). В теоретич. трудах С. нередко приводится как способ систематики интервалов или для демонстрации звучания одноголосного (или многоголосного) оборота на разных ступенях согласно древней "методической" традиции; см., напр., "Ars cantus mensurabilis" Франко Кёльнского (13 в.; Gerbert, Scriptores..., t. 3, p. 14a), "De musica mensurabili positio" Й. де Гарландиа (Coussemaker, Scriptores..., t. 1, p. 108), "De cantu mensurabili" Анонима III (там же, р. 325b, 327a) и др.
С. в новом смысле - как последование аккордов (особенно нисходящая по квинтам) - получила широкое распространение начиная с 17 в.

Литература: 1) Кузнецов К. A., Введение в историю музыки, ч. 1, М. - Пг., 1923; Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1. М.-Л., 1941; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1956, 1965; Розеншильд К. К., История зарубежной музыки, вып. 1 - До середины 18 в., М., 1963; Wо1f F., Ьber die Lais, Sequenzen und Leiche, Heidelberg, 1841; Schubiger A., Die Sдngerschule St. Gallens von 8. bis 12. Jahrhundert, Einsiedeln - N. Y., 1858; Ambros A. W., Geschichte der Musik, Bd 2, Breslau, 1864; Naumann E., Illustrierte Musikgeschichte, Lfg. 1, Stuttg., 1880 (рус. пер. - Hayман Эм., Иллюстрированная всеобщая история музыки, т. 1, СПБ, 1897); Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Tl 2, Lpz., 1888 (рус. пер. - Риман Г., Катехизис истории музыки, ч. 2, М., 1897, 1928); Wagner Р., Einfьhrung in die gregorianische Melodien, (Bd 1), Freiburg, 1895, Bd 3, Lpz., 1921; Gastоuй A., L'art grйgorien, P., 1911; Besseler H., Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, 1931-34; Pruniиres H., Nouvelle histoire de la musique, pt 1, P., 1934 (рус. пер. - Прюньер A., Новая история музыки, (т.) 1, М., 1937); Jоhner D., Wort und Ton im Choral, Lpz., 1940, 1953; Steinen W. v. d., Notker der Dichter und seine geistige Welt, Bd 1-2, Bern, 1948; Rarrish С, Оh1 J., Masterpieces of music before 1750, N. Y., 1951, L., 1952 (рус. пер. - Пэрриш К., Оул Дж., Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха, Л., 1975); The Oxford History of music, v. 2, L. - Oxf., 1932, то же, N. Y., 1973; Сhоminski J. M., Historia harmonii i kontrapunktu, t. 1 Kr., 1958 (укр. пер. - Хоминський Й., Iстopiя гармонiп та контрапункту, т. 1, К., 1975); Nest1er G., Geschichte der Musik, Gьtersloh, 1962; Gagnepain В., La musigue franзais du moyen age et de la Renaissance, P., 1968: Kohoutek C., Hudebni stylyz hlediska skladatele, Praha, 1976. 2) Тюлин Ю. H., Учение о гармонии, M. - Л., 1937, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Берков В. О., Формообразующие средства гармонии, М., 1971. См. также лит. при статье Гармония.

Ю. Н. Холопов.

Синонимы:
повторение, стабат матер


  1. секвенцияж. муз. sequenza Итальянорусский словарь. Синонимы повторение стабат матер...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. секвенцияж. муз.repeticin fem gradacin meldica...Большой русско-испанский словарь
  3. секвенциясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. секвенцияот средневекового лат. sequentia последовательность проведение мелодического оборота или многоголосного музыкальногопостроения на определенный интервал выше или ниже пер...Большой энциклопедический словарь II
  5. секвенцияСЕКВЕНЦИЯ от средневекового лат. sequentia последовательность проведение мелодического оборота или многоголосного музыкального построения на определенный интервал выше ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. секвенциянаименование флишевых ритмов циклотем применяющееся в последние годы некоторыми франц. и югославскими литологами.Геологический словарь в х томах. М. Недра.Под редакцией ...Геологическая энциклопедия
  7. секвенцияна средневековой латыни sequentia последовательность музыкальное повторение небольшого мелодического или гармонического построения на другой высоте сразу за его первым ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. секвенцияСЕКВЕНЦИЯ от позднелат. sequentia последовательность форма средневековой латинской поэзии. Возникла в религиозной лирике IX в. как вставка в канонический текст литургии ...Литературный энциклопедический словарь
  9. секвенцияи ж.em .strong муз.em Повторение какогол. мотива на различных ступенях восходящей или нисходящей гаммы.Разновидность средневековых католических песнопений.[От лат. seque...Малый академический словарь
  10. секвенциявыражение вида где Asub. . . А nsub Bisub . . . В тsubi формулы. Читается при допущениях Asub . . . А n имеет место В sub или Bsub или . . . или В т. i Часть С. стоящая с...Математическая энциклопедия
  11. секвенциялат.u sequentia следование в музыке перемещение мелодии по ступеням гаммы вверх или вниз strong Каждую из таких ситуационных секвенций можно или рассечь в повествовании...Мир Лема - словарь и путеводитель
  12. секвенцияНачальная форма Секвенция единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  13. секвенциясеквенция ж. Перемещение одного и того же напева по ступеням гаммы вверх или вниз. Название некоторых древнейших католических церковных песнопений....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  14. секвенциясеквенция секвенция и...Орфографический словарь
  15. секвенцияu жu Р.u Д.u Пр.u секвенции мн.u секвенции Р.u секвенций повторение стабат матер...Орфографический словарь русского языка
  16. секвенциясеквенция секвенции секвенции секвенций секвенции секвенциям секвенцию секвенции секвенцией секвенциею секвенциями секвенции секвенциях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  17. секвенцияОрфографическая запись слова секвенция Ударение в слове секвенция Деление слова на слоги перенос слова секвенция Фонетическая транскрипция слова секвенция [сигвэна] Хара...Полный фонетический разбор слов
  18. секвенциясеквенция иСинонимы повторение стабат матер...Русский орфографический словарь
  19. секвенцияЖ mus. sekvensiya hr hans bir motivin qalxan ya enn qammann mxtlif pilllrind tkrar....Русско-азербайджанский словарь
  20. секвенцияsequent...Русско-английский морской словарь
  21. секвенциясеквенция ж.u мат.usequent повторение стабат матер...Русско-английский политехнический словарь
  22. секвенцияf.sequence sequent сходные секвенции cognate sequents средняя секвенция midsequentСинонимы повторение стабат матер...Русско-английский словарь математических терминов
  23. секвенцияsequence sequent средняя секвенция сходная секвенцияСинонимы повторение стабат матер...Русско-английский технический словарь
  24. секвенцияСеквенцыя...Русско-белорусский словарь
  25. секвенциямуз.i секвенцыя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  26. секвенцияsekvence...Русско-латышский словарь
  27. секвенцияматем. секвенця слдування общезначащая секвенция простая секвенция Синонимы повторение стабат матер...Русско-украинский политехнический словарь
  28. секвенциясеквенция иСинонимы повторение стабат матер...Русское словесное ударение
  29. секвенциялат.em sequentia последовательность в церковной музыке колоратурный распев на слове аллилуйя который в в. был ограничен конкретными текстами. Первоначально С. не имела...Словарь античности
  30. секвенцияСЕКВЕНЦИЯ лат. Духовные гимны распевавшиеся древними народами при богослужениях при религиозных процессиях также перед сражением. Словарь иностранных слов вошедших в сост...Словарь иностранных слов русского языка
  31. секвенциясеквенция повторение стабат матер Словарь русских синонимов. секвенция сущ. колво синонимов повторение прогрессия стабат матер Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ...Словарь синонимов II
  32. секвенциясеквенция повторение стабат матер...Словарь синонимов
  33. секвенцияСЕКВЕНЦИЯ на средневековой латыни sequentia последовательность музыкальное повторение небольшого мелодического или гармонического построения на другой высоте сразу за е...Современная энциклопедия
  34. секвенцияСЕКВЕНЦИЯ от средневекового лат . sequentia последовательность проведение мелодического оборота или многоголосного музыкального построения на определенный интервал выше...Современный энциклопедический словарь
  35. секвенциясеквенция [...Толковый словарь иностранных слов
  36. секвенцияСЕКВЕНЦИЯ секвенции ж. латин. sequentia следование муз. То же что прогрессия во знач....Толковый словарь русского языка II
  37. секвенцияСЕКВЕНЦИЯ ж. Перемещение одного и того же напева по ступеням гаммы вверх или вниз. Название некоторых древнейших католических церковных песнопений....Толковый словарь русского языка
  38. секвенцияУдарение в слове секвенцияУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове секвенция...Ударение и правописание
  39. секвенцияRzeczownik секвенция f Muzyczny sekwencja f...Универсальный русско-польский словарь
  40. секвенциясеквенция секвенции секвенции секвенций секвенции секвенциям секвенцию секвенции секвенцией секвенциею секвенциями секвенции секвенциях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  41. секвенцияСек Севец Сев Свинец Ниц Никс Нея Невис Кси Ксеня Ксения Кисея Киев Кения Кениец Кен Кевин Иск Иня Инк Икс Ивняк Ение Всяк Все Секвенция Секция Сени Вне Сеня Сеянец Висяк...Электронный словарь анаграмм русского языка
  42. секвенцияв музыке постепенное повторение мотива от одного до четырех тактов в восходящем или нисходящем порядке. При таком повторении выбирается интервал на который мотив должен п...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона