Музыкальная энциклопедия

ПАВАНА

(итал. pavana; испан. pavana; франц. pavane, pavenne; англ. pavan, paven, pavin), пaдована (итал. padovana, padoana), - торжественный медленный танец, распространённый в 16 в. в Европе. Существуют 2 версии, по-разному истолковывающие происхождение П. Согласно одной, П. - исконно итал. танец, наименование к-рого связано с местом его возникновения - городом Падуя (итал. Padova, отсюда один из распространённых вариантов назв. - падована, padovana), на нек-рых диалектах звучащим как Пава, что послужило источником др. варианта назв. - павана. По др. версии, П. - танец испан. происхождения; в таком истолковании назв. "П." производят от лат. pavo - павлин и объясняют его этимологию важным и гордым характером танца (уже в 16 в. эти термины и понятия смешались в представлении музыкантов). Итал. падованой (в отличие от испан. паваны), по 2-й версии, является совсем другой, самостоят. танец - быстрый, в размерах 6/8 или 12/8 близкий гальярде, сальтарелло, пиве (образцы таких падован содержатся в лютневых табулатурах Д. Бьянчини, 1546, А. Ротта, 1546, и др.). Есть основания полагать, что термин "падована" употреблялся также в качестве слова, обозначающего родовое понятие - определ. тип танцев, объединяющий павану и её разновидность - пасса-меццо. Первые сохранившиеся образцы П. находятся в лютневой табулатуре Дж. А. Дальца, изданной Петруччи в Венеции в 1508. Уже в нач. 16 в. П. стала одним из самых популярных придв. танцев, вытеснив распространённый прежде бас-данс. Кроме итал. и испан. П., в 1-й трети 16 в. были известны П. французские (изд. П. Аттеньяном, 1529) и немецкие (Г. Юденкюниг, 1523). Большинство П. сочинялось в двудольном метре на 4/4, 4/2 (напр., у А. Кабесона), но среди ранних образцов встречаются и трёхдольные П. (напр., у Л. Милана, писавшего П. для виуэлы). Для музыки П. характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмич. структуры, преим. аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами.
П. - один из наиболее величественных танцев, его танцевали в плаще и при шпаге во время разл.торжеств. церемоний: при отбытии невесты в церковь, выходе князей, членов гор. управления и др.
Павана для харпсихорда (из издания П. Аттеньяна "Quatorze gaillardes, neuf pavanes...", 1529).
Характер П. столь серьёзен и возвышен, что испанцы Сальва и Тимонеда посвятили по одной из своих П. богоматери. П. в одном из хореографич. вариантов представляла собой плавное движение неск. пар, продолжавшееся до тех пор, пока все танцующие не сделают два или три круга (согласно др. варианту, П. танцевалась одиночными и двойными шагами вперёд и назад; существовал также более сложный вариант хореографии П., описанный Ф. Карозо в его "Il Ballarino", Венеция, 1581). В соответствии с характером исполнения танца муз. форма П. часто складывалась из 3 разделов (ABC), каждый из к-рых повторялся. Сохранились свидетельства о том, что муз. сопровождение П. исполнялось гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца.
Во 2-й пол. 16 в. танц. П. практически вышла из употребления; её сменил родственный танец пасса-меццо. Но вплоть до кон. 17 в. П. продолжала существовать как самостоят. инстр. пьеса (такие П. для лютни, инстр. ансамбля встречались и в 1-й пол. 16 в.). Нередко инструментальная П. объединялась в паре с гальярдой - быстрым трёхдольным танцем, а также с др. аналогич. танцами - сальтарелло, пивой, падованой (в вышеуказанном значении). Так возник один из ранних типов сюиты, а одноврем. и вариаций, т. к. в основе гальярды обычно лежал тематич. материал П. Инструментальная П. достигла расцвета в творчестве англ. вёрджинелистов У. Бёрда, О. Гиббонса, Дж. Дауленда, Дж. Булля и др. В 17 в. П. (обычно под назв. paduana) получает распространение в качестве вступит. части нем. сюиты (подобно тому, как прежде она была вступит. танцем на балу) - у В. Хаусмана, И. Штадена, Э. Видемана, С. Шейдта, И. Шейна и др. В 18 в. П. совершенно исчезла; в сюите она была заменена аллемандой, в итал. сонате da camera - "синфонией". Очень редко П. встречается в 19 в. (напр., в операх К. Сен-Санса "Этьенн Марсель", "Прозерпина"; см. также П. для хора с оркестром Г. Форе). Иногда к ней обращаются композиторы 20 в., напр. М. Равель ("П. на смерть инфанты" для фп., П. Спящей красавицы из сюиты "Моя матушка гусыня"). А. Берг вводит П. в сюиту из 1-й сцены 1-го д. оперы "Воццек", где она, как и остальные танцы, употреблена скорее по принципу несовместимости жанра и конкретной сценич. ситуации. Традиц. вид П. содержится в балете "Иов" англ. комп. Р. Воана-Уильямса. К первоначальному торжеств. характеру П. в наибольшей степени приближается С. С. Прокофьев в балете "Золушка" (см. 3-ю сюиту из этого балета, No 1).

Литература: Друскин М. С., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Sасhs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Gombosi О., Italia: patria del basso ostinato, "Rassegna Musicale Italiana", 1934, t. 7, No 1; его жe, Compositione di Meser V. Capirola, "Publications de la societй de musique d'autrefois", 1, Neuilly-sur Seine, 1955; Torrefranca F., Il segreto del quatrocento, Mailand, 1939; Michel A., Origin of gagliarda and the pavana, "Dance observer", 1946, v. 13; Nett1 P., The story of dance music, N. Y., 1947; Dolmetsch M., Dances of England and France from 1450 to 1600, L., 1949; Guthrie J., Historical dances for the theatre. The pavan and the minuet, Worthing, 1950; Мое L., Dance music in printed Italian lute tablatures, Cambr. (Mass.), 1956 (Diss.).

Т. С. Кюрегян.

Синонимы:
бог, ваю, танец


  1. паванаветер Бог....Yoga Vedanta Dictionary
  2. паванаПАВАНА старинный бальный танец повидимому исп. происхождения исп. pavana от лат. pavo павлин по другой версии П. или падуана итал. padovana появилась в Италии в г. Падуя...Большая советская энциклопедия
  3. паванастаринный бальный танец повидимому испанского происхождения исп. pavana от лат. pavo павлин по другой версии П. или падуана итальянский padovana появилась в Италии в г. ...Большая Советская энциклопедия II
  4. паванаторжественный бальный танец распространенный в Европе в в.Музыкальный размер темп медленный. Также инструментальнаямузыкальная пьеса....Большой энциклопедический словарь II
  5. паванаПАВАНА торжественный бальный танец распространенный в Европе в в. Музыкальный размер темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса....Большой энциклопедический словарь III
  6. паванаПАВАНА торжественный бальный танец распространенный в Европе в в. Музыкальный размер темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса....Большой Энциклопедический словарь V
  7. паванаи ж.i Старовинний бальний танець спанського або талйського походження....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  8. паванаиспанское и итальянское pavana в Южной Европе в. Танецшествие дольный. Во й половине вв. пьеса для клавесина. В конце вв. инструментальная пьесастилизация Г. Фор...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. паванаПАВАН ПАВАНА ы ж. pavane f. ampLTисп. Испанский танец с самыми серьезными движениями. Михельсон . Паван. Важный танец изобретенный в Испании в котором танцовщики вертятся...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  10. паванаСтаринный медленный торжественный танец с размеренными движениями очень популярный в и вв. Получил свое название от того что фигуры в танце образовывали колесо наподоби...История гитары. Библиографический и терминологический словарь
  11. паванакорень ПАВ суффикс АН окончание А Основа слова ПАВАНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ПАВ АН А Слово Павана содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  12. паванавд лат. pavo пава павлин старовиний бальний танець спанського чи талйського назва походить вд мста Падуя походження темп повльний урочистий музичний розмр ....Музичні терміни
  13. паванаторжественный медленный танец распространенный в XVI в. в Европе. Это один из наиболее величественных танцев. Его танцевали в плаще и при шпаге во время различных торжест...Музыкальный словарь
  14. паванаu ж бог ваю танец...Орфографический словарь русского языка
  15. паванаСанскр. Бог ветра предполагаемый отец обезьяныбога Ханумана. см. Рамаяна.Источник Теософский словарь Синонимы бог ваю танец...Религиозные термины
  16. паванапаванаСинонимы бог ваю танец...Русское словесное ударение
  17. паванаПАВАНА санскр. ветер. Индейский бог ветров. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ПАВАНА фр. pavane исп. pavana от pavon павлин. Павли...Словарь иностранных слов русского языка
  18. паванаторжественный бальный танец распространен в Европе в XVI в....Словарь исторических терминов
  19. паванапавана сущ. колво синонимов бог ваю танец Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы бог ваю танец...Словарь синонимов II
  20. паванаПАВАНА...Словник української мови у 20 томах
  21. паванаПАВАНА испанское и итальянское pavana в Южной Европе в. Танецшествие дольный. Во й половине вв. пьеса для клавесина. В конце вв. инструментальная пьесастилизация...Современная энциклопедия
  22. паванаПАВАНА торжественный бальный танец распространенный в Европе в в. Музыкальный размер темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса....Современный энциклопедический словарь
  23. паванаи ж. Старовинний бальний танець спанського або талйського походження....Толковый словарь украинского языка
  24. паванаПАВАНА торжественный бальный танец распространенный в Европе в в. Музыкальный размер темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса....Энциклопедический словарь естествознания