Музыкальная энциклопедия

НЕАПОЛЬ

(Napoli) - один из старейших культурных центров Италии. 1270 тыс. жит. Большой Н. - св. 2 млн. жит. (1973). Сохранившиеся памятники изобразит. иск-ва (мозаика, настенная живопись, изображения на вазах), архитектура, фольклорные и лит. источники свидетельствуют о существ. роли в жизни города уже в 4-6 вв. до н. э. греч. культуры, в т. ч. музыки, влияние к-рой оставалось преобладающим вплоть до 2-го тыс. н. э. Неотъемлемой частью быта Н. были театр. представления с масками, мимич. и танц. сценами; музыка сопровождала празднества, обряды, процессии. Уже в нач. 6 в. в Н. имелась Певч. коллегия (по типу "Схола канторум") - одна из первых такого рода хор. школ в Европе. В 8-9 вв. начало распространяться римское литургич. пение. Оживление муз. жизни Н. связано с эпохой раннего Возрождения (кон. 13-14 вв.). Н. привлёк мн. композиторов, сочинявших духовную и светскую музыку, среди них - Маркетто Падуанский, Филипп де Витри и др. К 1423 относится первое упоминание о придв. капелле, возглавлявшейся аббатом Джентиле ди Сан-Анджело да Фазанелла. При дворе в 15 в. устраивались аллегорич. игры с пением и музыкой.
В сер. 15 в. в Н. работали видные европ. музыканты - Ю. и Б. Юлия, А. де Бонненьоре, Ф. де ла Руччелла, П. Перното, П. де Валлсека и др. Высокого уровня достигла придв. капелла, среди капельмейстеров и органистов к-рой - П. Ориола, М. Надаль, X. Торрес, Перинетто Венецианский, а также Й. Тинкторис, Н. Гаффори, бывшие крупными теоретиками. Музыка и танец стали необходимой частью придв. празднеств, приёмов, процессий. Продолжал развиваться духовный и аллегорич. т-р; в фарсах, судя по сохранившимся сведениям, заметная роль отводилась музыке и пению. Однако в зависимости от вкусов правителей Н. постоянно чередовались периоды подъёма и упадка муз. культуры.
Н. явился родиной вилланеллы - жанра бытовой музыки, получившего распространение в 15-16 вв. и ставшего общенациональным. К этому жанру обращались мн. композиторы, в т. ч. Дж. Т. Ди Майо, Дж. Д. да Нола. Позже как авторы вилланелл прославились Л.Дентиче, Дж. дель Арпа, Б. Сичилиано и др.
В нач. 16 в. Н. испытал влияние испан. культуры (в 1504-1707 находился под властью Испании). Корол. капелла постепенно утрачивает своё значение. В сер. 16 в. вице-королём Педро де Толедо была организована новая капелла (именовалась дворцовой, в отличие от старой), к-рую возглавляли крупные музыканты, гл. обр. испанские, в т. ч. Д. Ортис, Ф. де Салинас, Ф. М. де Лоскос, а также бургундцы Б. де Руа, Ж. де Мак. К кон. 16 в. капелла насчитывала 20 чел., позднее была увеличена до 30 певцов и инструменталистов и 3 органистов. Положение музыкантов и даже руководителей капеллы было бесправным. Их увольнение, а также частая смена руководителей не способствовали росту художеств. уровня капеллы. Одноврем. возрастала роль церквей и богатых дворянских домов как очагов муз. культуры. Выделялась капелла церкви Аннунциата (хор насчитывал св. 100 чел.), к-рой руководили Дж. Д. да Нола, К. Ламбарди, Ш. Стелла, П. Чероне и др. В 1630 учреждается должность гор. капельмейстера (первым был Дж. Альфьеро), в обязанности к-рого входила организация муз, части общегор. празднеств с участием корол. и церк. капелл. Во 2-й пол. 17 в. большое значение приобретает гор. капелла, к-рую возглавляли Ф. Коппола, Д. Дж. Чезаре Нетти, Ф. Провенцале, К. Нарезана.
На протяжении 16-17 вв. процветает духовная музыка, многогол. пение; мессы, мотеты создают композиторы-неаполитанцы Дж. М. Сабино, Ламбарди, Ф. Эразмо де Бартоло и др.
Развитию муз. культуры и привлечению в Н. музыкантов способствовало зарождение в 30-х гг. 16 в. и быстрое развитие нотопечатания. В Н. работали (кон. 16 в.) нотоиздатели Дж. Дж. и Дж. Б. Карлино, К. Витале, Л. Нуччи, О. Бельтрано. В кон. 16 в. организуется муз. академия, среди первых деятелей к-рой - музыкант-любитель и меценат С. Принчипе ди Салерно, а позже - отец и сын Ф. и К. Джезуальдо, дом к-рых был одним из муз. центров Н. (здесь встречались неаполитанские и иностр. музыканты, исполнялись и обсуждались новые произв.).
В 16 в. Н. становится одним из европ. центров муз. образования. Были открыты 4 консерватории: "Санта-Мария ди Лорето" (1537), "Сант-Онофрио а Капуана" (1576), "Пиета деи Туркини" (1583), "Деи повери ди Джезу Кристо" (1589). Первоначально они создавались как приюты для сирот и беспризорных, где детей обучали ремёслам, а также музыке, в особенности пению. При каждой консерватории была церковь, хор к-рой составляли воспитанники. Они пели также в др. соборах, а в 17 в. участвовали и в театр. постановках, карнавалах, процессиях и мистериях, придв. церемониях. Основанные на частные средства, консерватории впоследствии поддерживались меценатами, духовенством, а также вице-королём. На протяжении неск. десятилетий происходило постепенное совершенствование и централизация системы муз.-образоват. учреждений. В консерватории, кроме приютских детей, стали приниматься ученики за определённую плату (итальянцы, а также иностранцы). Расширился круг преподаваемых дисциплин: наряду с пением всё большее внимание уделялось игре на разл. инструментах, теории и композиции. Среди воспитанников консерваторий - Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Ф. Дуранте, Г. Греко, Н. Порпора и др. В 1720 при консерватории "Сант-Онофрио а Капуана" открылась певч. школа, готовившая певцов для церкви и т-ра. В 1743 консерватория "Деи повери ди Джезу Кристо" была превращена в духовную семинарию, а её воспитанники распределены между тремя др. консерваториями. В 1797 "Санта-Мария ди Лорето" и "Сант-Онофрио а Капуана" объединились, получив назв. консерватория "Лорето а Капуана". В 1806 последняя была объединена с "Пиета деи Туркини", образовав Королевский муз. колледж (вначале находился в здании монастыря "Сан-Себастьяно", затем - "Сан-Пьетро а Майелла"), позже - Корол. консерватория "Сан-Пьетро а Майелла". В разные годы её возглавляли Т. Траэтта, Паизиелло, Ф. Фенароли, Н. Цингарелли, Г. Доницетти и др. Особая заслуга в усовершенствовании консерватории принадлежит С. Меркаданте (возглавлял в 1840-61), К. Конта, Дж. Мартуччи.
Начиная с 16 в. в Н. бурно развивались разл. формы муз. т-ра. Опере предшествовали спектакли (в т. ч. комедии дель арте) с муз. интермедиями, танц. сценами (ставились при корол. дворе, а также в домах богатых дворян). Тогда же на площадях и рынках странствующими труппами из Сев. Италии и Испании давались представления, доступные широкому кругу горожан. В 1651 в Н. была приглашена из Рима оперная труппа А. Дженероли, показавшая "Коронация Поппеи" Монтеверди (для её гастролей в парке королевского дворца был сооружён спец. павильон). На рубеже 16-17 вв. построено первое в Н. постоянное театр. здание - "Сан-Бартоломео", где во время карнавалов давались представления, муз. комедии. В 50-х гг. 17 в. в этом т-ре (сюда в 1654 перешла труппа Дженероли), а также в дворцовом парковом павильоне и Большом зале корол. дворца проходили регулярные оперные спектакли. Репертуар составляли оперы Ф. Кавалли, М. А. Чести, неаполитанских авторов - Альфь-еро, Провенцале, Ф. Коппола и др.
Во 2-й пол. 17 в. значит. распространение получают духовные драмы (Drama sacra). Духовные оперы-оратории регулярно ставились в летние месяцы во дворе замка "Сан-Анджело миньоре", в иезуитских конгрегациях, а также в уч. заведениях и изредка в Большом зале корол. дворца (в нач. 18 в. они уступили место операм-сериа и ораториям).
В кон. 17 в. к Н. перешла ведущая роль в развитии итал. оперы. Первым крупным представителем неаполитанской оперной школы был Провенцале, но подлинным главой - А. Скарлатти, создатель многих опер-сериа. В 1683 он со своей труппой обосновался в Н. (спектакли ставились в т-ре "Сан-Бартоломео"). Скарлатти, занимавший на протяжении неск. десятилетий ведущее положение в Н. (руководил корол. капеллой, с перерывами, до конца жизни), оказал значит. влияние на все области муз. жизни и творчества. Широкой известностью пользовались в Н. певицы Ч. Дж. де Каро (прозвище - Джулла), А. Фолиа, певцы Дж. Ф. Гросси, М. Сассано (прозвище - Маттеуччо), а также исполнительница вилланелл Дж. Санчиа. На неаполитанской сцене господствовала опера-сериа. Однако именно здесь в творчестве старших мастеров неаполитанской оперной школы (Л. Винчи, Л. Лео и др.) начала формироваться как самостоят. жанр опера-буффа. Первый классич. её образец - "Служанка-госпожа" Перголези (первоначально исп. как интермедия между актами его же оперы-сериа "Гордый пленник", 1733). Ярчайшие соч. в этом жанре в дальнейшем создают Пиччинни, Паизиелло, Д. Чимароза. В 18 в. в Н. выступали крупнейшие певцы, в т.ч.М. Бульгарелли, Ф. Бордоньи, В. Тези, К. Броски (Фаринелли), Н. Гримальди (Николино), Дж. Конти (Гацциелло), Г. Майорани и др. Происходят перемены в организац. структуре и характере муз. жизни. В 1737 был закрыт т-р "Сан-Бартоломео", центром оперного иск-ва становится т-р "Сан-Карло" (построен по проекту арх. Дж. А. Медрано, открыт в 1737 оперой "Ахилл в Скиросе" Сарро). Т-р имел большой по тем временам оркестр (в год открытия 45, позже до 55 музыкантов), хор (в основном из воспитанников консерваторий). Параллельно с "Сан-Карло" действовали также т-ры "Делла Паче" (1724-49), "Нуово" (1724-1935), "Фьорентини" (1709-1820), "Дель Фондо" (с 1779, позже назв. т-р "Меркаданте"), "Сан-Фердинандо" (открыт в 1790).
Наряду с оперой растущей популярностью пользовались более демократич. формы муз. т-ра, гл. обр. муз. комедии на неаполитанском диалекте. Музыку к ним писали А. Орефиче, М. Фаджоли, Н. Логрошино, Дж. де Майо и даже Перголези. Распространение получают также разнообразные танц. празднества (специфич. форма муз. жизни Н.), в к-рых участвует корол. капелла (после Скарлатти ею руководили Лео, Винчи, Дуранте и др.). Большой вклад в муз. жизнь города внесли комп. Пиччинни, Йоммелли, А. Саккини, Траэтта, П. А. Гульельми и др. В 18 в. неаполитанская оперная школа оказала воздействие на творчество мн. европ. композиторов. Соч. её представителей стали звучать во всех европ. странах. В 1-й пол. 19 в., ознаменованной наполеоновскими войнами и последующим периодом борьбы за независимость, Н. в значит. степени утратил своё ведущее положение как в области композиторского творчества, так и муз. образования, однако по-прежнему оставался важным очагом оперного и вок. иск-ва. Большое значение имела деятельность руководителя т-ра "Сан-Карло" импрессарио Дж. Варойя, по инициативе к-рого для т-ра писали В. Беллини, Дж. Россини. С т-ром были связаны комп. Цингарелли, Меркаданте, Л. и Ф. Риччи, Э. Петрелла. Ряд опер написал для него Дж. Верди ("Альзира", "Луиза Миллер"). После объединения страны "Сан-Карло" был изъят из ведения гор. властей и на нек-рое время почти прекратил свою деятельность (давались единичные спектакли). В этот период ведущую роль играл т-р "Нуово", где состоялось много премьер опер Верди; в этом т-ре дебютировал Э. Карузо. К кон. 19 в. и в первые десятилетия 20 в. "Сан-Карло" постепенно возвращает своё ведущее положение благодаря пост. ряда веристских опер и привлечению молодых талантливых певцов.
В сер. 19 - нач. 20 вв. возрастает интенсивность конц. жизни, возникают первые конц. организации - Филармонич. академия, Квартетное об-во (осн. А. Лон-го), симф. оркестр (рук. Дж. Мартуччи). Среди ведущих музыкантов - Дж. Наполи, Мартуччи, Лонго, М. Персико, Р. Пароди, Г. Паннаин.
В годы фашистской диктатуры Н. во многом утерял значение муз. центра. В 1943 был закрыт т-р "Сан-Карло" (вскоре частично разрушен бомбой). Однако после освобождения Н., ещё до восстановления здания (1946), давались спектакли и концерты. После 2-й мировой войны т-р стал основой возрождения муз. жизни города. Здесь создана одна из лучших в Италии оперных трупп, на его сцене выступают прославленные певцы - Б. Джильи, Т. Скипа, М. Канилья и др. Муз. спектакли ставятся также в старинном здании т-ра "Корте" (гл. обр. камерные оперы). Одним из организаторов муз. жизни Н. является Неаполитанская муз. академия, устраивающая ежегодно циклы концертов, конкурсы, проводящая летние курсы усовершенствования исполнителей. Среди др. муз. организаций - Гор. отделение Итал. радио и телевидения, Ассоциация молодых музыкантов (основана после войны, ведёт значит. муз.-просвет. деятельность), об-во "Артистическое движение Неаполя". В Н. работают оркестры Неаполитанской муз. академии, Об-ва Алессандро Скарлатти, камерный оркестр педагогов и студентов консерватории. В Н. с 1952 проходит Междунар. конкурс им. А. Казеллы (каждые 2 года, до 1960 участвовали пианисты, с 1962 - также композиторы). Центр. событиями сезонов становятся также фестиваль "Неаполитанская муз. осень" (в программе симф. концерты и оперные спектакли), традиционный "Июльский фестиваль" (рассчитан гл. обр. на туристов; смешанные программы).
В Н. находятся библиотеки и музеи, хранящие ценные материалы, связанные с муз. историей Италии (б-ка консерватории, архивы монастырей, ряд частных собраний). Своеобразной и существ. чертой муз. быта Н. остаётся широко распространённый традиц. фольклор - знаменитые канцоны, танц. празднества, выступления нар. оркестров. Ежегодно проходят большие фестивали неаполитанской песни, с факельными шествиями и танцами, привлекающие тысячи туристов.

Литература: Florimo F., Cenno storico sulla scuola musicale di Napoli, v. 1-2, Napoli, 1869-71, La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii, v. 1-4, Napoli, 1880-82; Alberti A., Quarant'anni d'istoria del Theatro dei Fiorentini in Napoli, v. 1-2, Napoli, 1878; Croce В., I teatri di Napoli, Napoli, 1891, Bari, 1966; Giacomo S. di, Cronaca del Teatro San Carlino, Napoli, 1891, Trani, 1895; его же, I quattro antichi conservatorii musicali di Napoli, v. 1-2, (Palermo), 1924; Pannain G., Musica e musicisti in Napoli nei secoll XIX e XX, Roma, 1923; Prota-Giurleo U., La prima calcografia musicale a Napoli, Napoli, 1923; его ж e, I teatri di Napoli nel '600, Napoli, (1962); Santagata E., Il Museo storico musicale di "S. Pietro a Majella", Napoli, 1930; Caravaglios C., Voci e gridi di venditori in Napoli, Catania, 1931; Ceci G., Maestri organari a Napoli, dal XV al XVIII secolo, Napoli, 1931; Di Massa S., Storia delia canzone napoletana dal 1400 al 1900, Napoli, 1961.

M. M. Яковлев.

Синонимы:
город, парфенопа, порт


  1. неапольгреч.u Neapolis новый город название греческих городов и районов в Александрии Сиракузах Леонтинах. Из них наиболее известны .strong Н. Фракийский основан судя по моне...Античный мир. Словарь-справочник
  2. неапольНеаполь новый город порт. город в км от Филипп. Здесь начиналась знаменитая рим. Эгнатиева дорога ведущая через Амфиполь и Фессалоники в Ахаию. Ап. Павел впервые вступил...Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. неапольприморский город во Фракии. После Нерона он присоединен к Македонии. Там Павел впервые высадился в Европе и продолжал путешествие в Филиппы Деян. . Теперь этот город назы...Библейский энциклопедический словарь
  4. неапольновый город Деян. название нескольких мест в древние времена. Неаполь в свящ. Писании был город и Македонский порт при Стримонском заливе находившийся недалеко от г.Фил...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. неапольНеаполь новый город Деян. город в Македонии нынешнее название Кавелла. город парфенопа порт...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. неапольгород Napoli Итальянорусский словарь. Синонимы город парфенопа порт...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. неапольгородem Neapel n s город парфенопа порт...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. неапольгородem Naples...Большой русско-испанский словарь
  9. неапольNaples...Большой русско-французский словарь
  10. неапольВидеть увидеть Неаполь и потом умереть.strong Книжн.em О страстном желании увидеть чтол. побывать гдел. emgt От латинского оборота videre Napoli et Moriem который в евро...Большой словарь русских поговорок
  11. неапольNapoli назв. континентальной части Королевства обеих Сицилии. С в составе Италии. Почт служба континентальной и островной частей королевства была раздельной. Почт служб...Большой филателистический словарь
  12. неапольNaples город парфенопа порт...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. неапольNapoli город и порт в Юж. Италии у подножия Везувия наберегу Неаполитанского зал. Тирренского м. административный центр обл.Кампания и пров. Неаполь. млн. жителей . Меж...Большой энциклопедический словарь II
  14. неапольНЕАПОЛЬ скифский в. до н. э. в. н. э. столица скифского государства в Крыму. Развалины около современного Симферополя укрепления жилые и хозяйственные постройки мавзо...Большой Энциклопедический словарь V
  15. неапольНеаполь мсто...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  16. неапольНЕАПОЛЬ первоклас. итал. воен. и коммерч. порт в глубине одноимен. залива закрытаго с ю. овами Капри Исрия и Процида бывш. столица королва обеих Сицилий. Один из лучш. ре...Военная энциклопедия (1911-1915)
  17. неапольНеаполь город в Юж. Италии адм.em ц.em обл.em Кампания. Первоначально др.греч. колония Партенопия названная в честь богини Афины которую называли также Афина Парфенос веч...Географическая энциклопедия
  18. неапольНеаполь я...Географічні та астрономічні назви в родовому відмінку
  19. неаполь. первонач. греч. колония Партенопея в до н.э. попал под власть Рима. В античности Н. отставал в развитии от соседних гг. Кумы и Дикеархия последняя получила у римлян н...Древний мир. Энциклопедический словарь
  20. неапольпервонач. греч. колония Партенопея в до н.э. попал под власть Рима. В античности Н. отставал в развитии от соседних гг. Кумы и Дикеархия последняя получила у римлян наз...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  21. неапольгород в Италии у подножия Везувия. млн. жителей. Порт в Неаполитанском заливе Тирренского моря грузооборот около млн. т в год международный аэропорт. Нефтеперерабатываю...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  22. неапольНачальная форма Неаполь винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число топоним мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. неапольНеаполь Naples город и порт на берегу Неаполитанского зал. в Юж. Италии. В древности был заселен греками из Халкиды и Афин в г. до н.э. покорен римлянами с ослаблением Р...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  24. неапольНеаполь менник чоловчого роду мсто в тал...Орфографічний словник української мови
  25. неапольНеапольновый город Деян. название нескольких мест в древние времена. Неаполь в свящ. Писании был город и Македонский порт при Стримонском заливе находившийся недалеко о...Полная популярная библейская энциклопедия
  26. неапольНеаполь поля полев в л...Правописний словник Голоскевича
  27. неапольNeaplis знаменитейший из многочисленных городов этого имени находился в Кампании на западном склоне Везувия на реке Себете. Он был основан халкидянами из Кумы на месте у...Реальный словарь классических древностей
  28. неапольНеапаль...Русско-белорусский словарь
  29. неапольг.i Неапаль муж.i...Русско-белорусский словарь II
  30. неапольNpoly город парфенопа порт...Русско-венгерский словарь
  31. неапольНеаполь г....Русско-греческий словарь (Сальнов)
  32. неапольНеа Синонимы город парфенопа порт...Русско-ивритский словарь
  33. неапольгород в Италииem npl nbl nblsСинонимы город парфенопа порт...Русско-китайский словарь
  34. неапольгород Neapel n....Русско-немецкий словарь
  35. неапольNeapel...Русско-немецкий словарь по искусству
  36. неапольNapels...Русско-нидерландский словарь
  37. неапольгеогр город парфенопа порт...Русско-португальский словарь
  38. неапольNeapol...Русско-чешский словарь
  39. неапольпервоначально греч. колония Партенопея более позднее назв. Nea Polis греч.em новый город в до н. э. попал под власть Рима. В античности Н. отставал в развитии от сосед...Словарь античности
  40. неапольскифский столица скифского государства в Крыму III в. до н. э.Ill в. н. э. около современного Симферополя....Словарь исторических терминов
  41. неапольнеаполь сущ. колво синонимов город парфенопа порт Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы город парфенопа порт...Словарь синонимов II
  42. неапольНеаполь Napoli адм. центр обл. Кампания Юж. Италия у подножия вулкана Везувий. тыс. жителей в агломерации более млн. чел. В древности греческая колония Неаполис т.е. ...Словарь современных географических названий
  43. неапольNapoli от греч. Neapolis новый город город в Юж. Италии на побережье Неаполитанского зал. близ подножия Везувия. Адм. ц. пров. Неаполь гл. город обл. Кампания. й по чис...Советская историческая энциклопедия
  44. неапольНЕАПОЛЬ город в Италии у подножия Везувия. млн. жителей. Порт в Неаполитанском заливе Тирренского моря грузооборот около млн. т в год международный аэропорт. Нефтеперер...Современная энциклопедия
  45. неапольНЕАПОЛЬ скифский в . до н. э. в. н. э. столица скифского государства в Крыму. Развалины около современного Симферополя укрепления жилые и хозяйственные постройки мавзо...Современный энциклопедический словарь
  46. неапольНЕАПОЛЬ Napoli город и порт в Юж. Италии у подножия Везувия на берегу Неаполитанского зал. Тирренского м. административный центр обл. Кампания и пров. Неаполь. млн. жит...Современный энциклопедический словарь
  47. неапольNaplesNapoli портовый город на зап. побережье Италии к Ю. от Рима жителей . Бывш. столица Неаполитанского королевства и Королевства обеих Сицилий ныне адм. центр одно...Страны и города мира. Словарь
  48. неапольгеогр. н. м.Naples таля...Українсько-англійський словник
  49. неаполь[neapol]...Українсько-польський словник
  50. неапольNeapol...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  51. неапольRzeczownik Неаполь Neapol...Универсальный русско-польский словарь
  52. неапольМ. на пд.em тал над Неаполтанською зат.em Трренське м. бля пднжжя Везувю адмнстративний центр област Кампанья млнem. мшк.em з передмстями млнem. мшк.em господарський це...Універсальний словник-енциклопедія
  53. неапольм. на пд. тал над Неаполтанською зат. Трренське м. бля пднжжя Везувю адмнстративний центр област Кампанья млн. мшк. з передмстями млн. мшк. господарський центр Пд. тал ...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  54. неапольНеаполь Napoli город на юге Италии на берегу Неаполитанского залива Тирренского моря у подножия вулкана Везувий главный город исторической области Кампания. Расположенный...Художественная энциклопедия
  55. неапольПеан Пена Пенал Панель Пеон План Плена Пан Пол Поль Паль Опель Полье Опал Опа Олень Нпо Ноль Нло Непал Нель Неаполь Лень Лена Лен Лань Елань Аон Альп Ален Пье Ель Енол Ле...Электронный словарь анаграмм русского языка
  56. неапольНеаполь провинция Итальянского королевства в юговосточной части Кампании кв. км жителей. Богатство моря рыбой моллюсками каракатицами морскими звездами и т. п. обусло...Энциклопедический словарь
  57. неапольпровинция Итальянского королевства в юговосточной части Кампании кв. км жителей. Богатство моря рыбой моллюсками каракатицами морскими звездами и т. п. обусловливает со...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  58. неапольНеаполь Napoli город и порт в Южной Италии см. Италия у подножия Везувия на берегу Неаполитанского залива Тирренского моря административный центр области Кампания и пров...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  59. неапольНеаполь Napoli город и порт в Южной Италии см. Италия у подножия Везувия на берегу Неаполитанского залива Тирренского моря административный центр области Кампания и пров...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)