Музыкальная энциклопедия

МАЖОРОМИНОР

мажоро-минорная система.
1)Термин, обозначающий объединение ладов противоположного наклонения в рамках одной системы. Наиболее распространённые разновидности: одноимённый мажоро-минор (мажорный лад, обогащенный аккордикой и мелодич. оборотами одноимённого минора) и, несколько реже, одноимённый миноро-мажор (минор, обогащенный элементами одноимённого мажора); к М.-м. относят также смешение параллельных ладов - гармонич. мажора и гармонич. минора. М.-м. наряду с хроматич. системой представляет собой один из типов расширенной ладовой системы ("расширенной тональности" - по Г. Л. Катуару, И. В. Способину).
Мажоро-минор
Миноро-мажор
Мажор; аккорды параллельной системы
Минор; аккорды параллельной системы
Применение специфических гармоний М.-м. (низких VI и III ступеней в М.-м., высоких III и VI в миноро-мажоре и др.) придаёт ладу многокрасочность, яркость, украшает мелодику свежими полиладовыми оборотами:
М. П. Мусоргский. Романс "Горними тихо летела...".
С. В. Рахманинов. Романс "Утро".
Исторически М.-м.как особая полиладовая система развился в недрах классич. тональной системы. Представление о диатонических мажоре и миноре логически предшествует понятию М.-м. Однако родств. явление встречается в многоголосных гомофонных произв. эпохи Возрождения (как бы первичный, ещё недифференцированный М.-м.), где, напр., правилом было завершить кадансы минорных дорийского, фригийского и эолийского тонов мажорным трезвучием (схему аккордики такого дорийского М.-м. см. в кн. "История музыкальной культуры" Р. Грубера (т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 399)). Остатки этой недифференцированности органически вошли в тональную систему в виде мажорной доминанты минора и взаимодействия её с аккордами натурального минора (см., напр., 8-11-й такты 2-й части "Итальянского концерта" Баха), а также в виде мажорной ("пикардийской") терции в конце минорных соч. В эпоху барокко проявлением М.-м. в собственном смысле можно считать гл. обр. переменность мажора и одноимённого минора в рамках одного построения (прелюдия D-dur из 1-й части "Хорошо темперированного клавира" Баха, тт. 27-35), лишь изредка доходящую до внедрения в мажор аккордов одноимённого минора (И. С. Бах, хоральная прелюдия "О Mensch, bewein' dein' Sьnde gross" для органа). У венских классиков М.-м. становится более сильным средством вследствие увеличения контраста между чётко разграниченными мажорным и минорным ладами. Одноимённая переменность виртуозно используется в предыктах, предкадансовых участках, в серединах и разработках (модуляция D-А в 1-й части 2-й симфонии Бетховена), иногда с подчёркнуто колористич. эффектом (16-я соната Бетховена для фп., часть 1). В вок. музыке внедрение аккордов противоположного по наклонению лада служит и отражению контрастных поэтич. образов (ария Лепорелло из оперы "Дон Жуан" Моцарта). Расцвет М.-м. во всех его разновидностях приходится на эпоху романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Лист, Р. Вагнер, Э. Григ, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков). Мажоро-минорные смешения достигают наибольшей густоты и сочности, распространяясь на соотношения и тональностей, и аккордов, и мелодич. оборотов (см. пример выше). Наслаиваясь друг на друга, отношения М.-м. порождают типичные для эпохи терцовые цепи (напр., секвентное доследование: низкая VI к низкой VI приводит к возвращению в I ступень; 1-я часть "Антара" Римско го-Корсакова). В музыке 20 в. М.-м. используется как нормативное средство наряду с ещё более расширенной хроматич. системой (у С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита и др. композиторов).
Как особая ладовая система М.-м. был осознан в кон. 19 в., особенно в учениях 1-й пол. 20 в. Теоретики 1-й пол. и сер. 19 в. (Г. Вебер, А. Б. Маркс, Ф. Ж. Фетис) понимали лад как строго ограниченную диатонич. систему, трактуя элементы "противолада" как выход за пределы системы ("leiterfremde" - "чуждые гамме", по нем. терминологии). В теории тональности Фетиса ощутимо уже предчувствие полисистем, к к-рым относится и М.-м. (понятия "плюритональности", "омнитональности"). X. Риман говорит о "смешанных наклонениях", предлагая называть их "минор-мажором" и "мажор-минором", однако имеет в виду очень ограниченные виды таких смешений (напр., минорную субдоминанту в мажоре). Развёрнутое изложение учения о М.-м. имеется у Ф. О. Геварта. В рус. лит-ре идея М.-м. появляется у Б. Л. Яворского (термины: первоначально "мажоро-минорный", впоследствии - "цепной лад"). Сходную с Гевартом теорию М.-м. выдвинул Г. Л. Катуар (под назв. "мажоро-минорная десятитонная система") и развил далее И. В. Способин.
2)Обозначение классич. тональной системы мажора и минора в противоположность старой, модальной системе и атональным системам 20 в.

Литература: Яворский Б., Строение музыкальной речи (материалы и заметки), ч. 1-3, М., 1908; Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35 (Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Соколов В.); Берков В., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Кирина К., Мажоро-минор у венских классиков и Шуберта, в сб.: Искусство и иностранные языки, (вып. 2), A.-A., 1966; её же, Мажоро-минорная система в творчестве Д. Б. Кабалевского (по материалам исследования), там же.

Ю. Н. Холопов.

  1. мажороминорлад образующийся в результате объединения двух одноименныхили параллельных тональностей. В мажороминоре на равных правахприменяются аккорды и мелодические обороты мажора ...Большой энциклопедический словарь II
  2. мажороминорМАЖОРОМИНОР лад образующийся в результате объединения двух одноименных или параллельных тональностей. В мажороминоре на равных правах применяются аккорды и мелодические о...Большой энциклопедический словарь III
  3. мажороминорМАЖОРОМИНОР лад образующийся в результате объединения двух одноименных или параллельных тональностей. В мажороминоре на равных правах применяются аккорды и мелодические ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. мажороминорМАЖОРОМИНОР а м. majeur mineur. Тональногармоническая система основанная на совмещении признаков мажора и минора.em НЭС ....Исторический словарь галлицизмов русского языка
  5. мажороминоркорень МАЖОР соединительная гласная О корень МИНОР нулевое окончаниеОснова слова МАЖОРОМИНОРВычисленный способ образования слова Сложение основ МАЖОР соединительная г...Морфемный разбор слова по составу
  6. мажороминорНачальная форма Мажороминор винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. мажороминормажороминор мажороминор а...Орфографический словарь
  8. мажороминорu мu Р.u мажороминора...Орфографический словарь русского языка
  9. мажороминорОрфографическая запись слова мажороминор Ударение в слове мажороминор Деление слова на слоги перенос слова мажоромино Фонетическая транскрипция слова мажороминор [мжорам...Полный фонетический разбор слов
  10. мажороминормажороминор а...Русский орфографический словарь
  11. мажороминормажороминор а...Русское словесное ударение
  12. мажороминормажороминор...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  13. мажороминормажороминор маж...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  14. мажороминорМАЖОРОМИНОР лад образующийся в результате объединения двух одноименных или параллельных тональностей. В мажороминоре на равных правах применяются аккорды и мелодические о...Современный энциклопедический словарь
  15. мажороминорУдарение в слове мажороминорУдарение падает на буквы ооБезударные гласные в слове мажороминор...Ударение и правописание
  16. мажороминорОоо Оон Оним Омоним Омон Оммаж Омар Оман Ожин Оао Норма Нора Ном Нож Нажим Мрамор Моро Мормон Морион Морин Морж Мор Монорим Моном Моно Моир Мирра Мирон Миро Мирно Мираж М...Электронный словарь анаграмм русского языка
  17. мажороминорМАЖОРОМИНОР лад образующийся в результате объединения двух одноименных или параллельных тональностей. В мажороминоре на равных правах применяются аккорды и мелодические ...Энциклопедический словарь естествознания