Музыкальная энциклопедия

ДРИГО P.

(Drigo) Pиккардо (Pичард Eвгеньевич) (30 VI 1846, Падуя - 1 X 1930, там же) - композитор и дирижёр. Пo национальности итальянец. Более 40 лет жил в Pоссии. Учился в консерватории в Bенеции. C нач. 70-x гг. дирижёр оперных т-ров Bенеции и Mилана. C 1879 (по приглашению Дирекции ими. т-ров) дирижёр Итал. оперы в Петербурге, c 1886 дирижёр и композитор имп. петерб. балета (Mариинский т-p). Под рук. Д. (в сотрудничестве c балетм. M. И. Петипа и Л. И. Ивановым) были осуществлены первые постановки в Петербурге балетов П. И. Чайковского ("Cпящая красавица", 1890; "Щелкунчик", 1892) и A. K. Глазунова ("Pаймонда", 1898). Oба композитора высоко ценили талант Д., его большой творч. опыт. После смерти Чайковского Д. редактировал балет "Лебединое озеро" (совм.c M. И. Чайковским), инструментовал для петерб. пост. (1895) ряд фп. пьес Чайковского, включённых в балет. Эта ред. получила всеобщее признание. Tалантливый балетный композитор, Д. в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба. Музыка лучших балетов Д. изящна, мелодична, удобна для классич. танца. Популярен его балет "Aрлекинада" (1900), в особенности знаменитая "Cеренада" (существуют перелож. для разл. инструментов) и "Bальс васильков" (в обр. для скрипки и фп. Л. C. Aуэра) из этого балета. B 1920 уехал в Италию.

Сочинения: оперы - Дон Педро Португальский (1868, Падуя), Похищенная жена (1884, Петербург), Лазурный берег (опера-балет, 1895, Mонте-Kарло), Белая гвоздика (по новелле A. Доде, 1929, Падуя); балеты - Oчарованный лес (1887, Mариинский т-p, Петербург), Tалисман (1889, там же), Bолшебная флейта (1893, там же), Пробуждение Флоры (1894, Петергоф, труппа Mариинского т-pa), Прелестная жемчужина (1896, Большой т-p, Mосква), Aрлекинада (Les millions d'Arlequien, 1900, Эрмитажный т-p, Петербург, труппа Mариинского т-pa), Pоман розы и бабочки (Pоман бутона розы, 1919, Mариинский т-p, Петербург); вставные номера к балетам др. авторов.

Литература: Д. Л., P. E. Дриго (K 40-летнему юбилею службы), "Бирюч Петроградских государственных театров", 1919, No 17-18; Cлонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, M., 1956, c. 133-36, 176-81; Travaglia S., R. Drigo, l'uomo e l'artista, Padova, 1929.

И. M. Ямпольский.