Музыкальная энциклопедия

БЕЛЬКАНТО

(итал. bel canto, belcanto, букв. - прекрасное пение) - блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итал. вок. иск-ва сер. 17 - 1-й пол. 19 вв.; в более широком совр. понимании - певучесть вок. исполнения. Б. требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, эмоционально насыщенного красивого певческого тона. Возникновение Б. связано с развитием гомофонного стиля вок. музыки, формированием итал. оперы (нач. 17 в.). В дальнейшем, сохраняя художеств.-эстетич. основу, итал. Б. эволюционировало, обогащалось новыми художественными приёмами, красками. Ранний, т. н. патетич., стиль Б. (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести, А. Скарлатти) основан на выразительной кантилене, приподнятом поэтич. тексте, небольших колоратурных украшениях, вводящихся для усиления драматич. эффекта; вок. исполнение отличалось чувствительностью, патетичностью. Среди выдающихся певцов-мастеров Б. 2-й пол. 17 в. - П. Този, А. Страделла, Ф. А. Пистокки, Б. Ферри и др. (большинство из них было одновременно композиторами и вок. педагогами). К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использовании развёрнутой колоратуры. т.н. бравурный стиль Б. (распространённый в 18 в. и просуществовавший до 1-й четв. 19 в.) - блестящий виртуозный стиль, в к-ром преобладает колоратура. Иск-во пения в этот период было подчинено гл. обр. задаче выявления высокоразвитых вок.-технич. возможностей певца - длительности дыхания, мастерства филировки, умения исполнять труднейшие пассажи, каденции, трели (их насчитывалось 8 видов); певцы соревновались в силе и длительности звука с трубой и др. инструментами оркестра. В "патетическом стиле" Б. певец должен был в арии da capo варьировать 2-ю часть, а количество и искусность исполнения вариаций служили показателем его мастерства; украшения арий полагалось менять при каждом выступлении. В "бравурном стиле" Б. эта черта стала доминирующей. Т. о., помимо совершенного владения голосом, иск-во Б.требовало от певца широкого муз.-артистич. развития, способности варьировать мелодию композитора, импровизировать (так продолжалось до появления опер Дж. Россини, к-рый сам стал сочинять все каденции и колоратуры). К концу 18 в. итал. опера становится оперой "звёзд", целиком подчиняясь требованиям показа вок. возможностей певцов. Выдающимися представителями Б. были: певцы-кастраты А. М. Бернакки, Дж. Крешентини, А. Уберти (Порпорино), Каффарелли, Сенезино, Фаринелли, Л. Маркези, Г. Гваданьи, Г. Пакьяротти, Дж. Веллути; певицы - Ф. Бордони, Р. Минготти, К. Габриелли, А. Каталани, Ч. Кольтелини; певцы - Д. Джицци, А. Нодзари, Дж. Давид и др. Требования стиля Б. обусловили определённую систему воспитания певцов. Как и в 17 в., композиторы 18 в. были одновременно и вок. педагогами (А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора, Л. Лео и др.). Обучение велось в консерваториях (к-рые представляли собой учебные заведения и одновременно общежития, где учителя жили вместе с учениками) в течение 6-9 лет, при ежедневных занятиях с утра до позднего вечера. Если у ребёнка был выдающийся голос, то его подвергали кастрации в надежде сохранить после мутации прежние качества голоса; в случае удачи получались певцы с феноменальными голосами и техникой (см. Кастраты-певцы).
Наиболее значит. вок. школой была Болонская школа Ф. Пистокки (открыта в 1700). Из др. школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в к-рой работали А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео.
Новый период в развитии Б. наступает, когда опера вновь обретает утраченную цельность и получает новое развитие благодаря творчеству Дж. Россини, С. Меркаданте, В. Беллини, Г. Доницетти. Хотя вок. партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистич. передача чувств живых персонажей; повышение тесситуры партий, бульшая насыщенность оркестрового сопровождения предъявляют к голосу повышенные динамич. требования. Б. обогащается палитрой новых тембровых и динамич. красок. Выдающиеся певцы этого времени - Дж. Паста, А. Каталани, сёстры (Джудитта, Джулия) Гризи, Э. Тадолини, Дж. Рубини, Дж. Марио, Л. Лаблаш, Ф. и Д. Ронкони.
Конец эпохи классич. Б. связан с появлением опер Дж. Верди. Засилие колоратуры, характерное для стиля Б., исчезает. Украшения в вок. партиях опер Верди остаются только у сопрано, а в последних операх композитора (как позднее и у веристов - см. Веризм) вообще не встречаются. Кантилена, продолжая занимать осн. место, развиваясь, сильно драматизируется, обогащается более тонкими психологич. нюансами. Изменяется общая динамич. палитра вок. партий в сторону повышения звучности; от певца требуется двухоктавный диапазон ровного звучания голоса с сильными верхними нотами. Термин "Б." теряет первонач. смысл, им начинают обозначать совершенное владение голосовыми средствами и прежде всего кантиленой. Выдающиеся представители Б. этого периода - И. Кольбран, Л. Джиральдони, Б. Маркизио, А. Котоньи, С. Гайярре, В. Морель, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, позднее Э. Карузо, Л. Бори, А. Бончи, Дж. Мартинелли, Т. Скипа, Б. Джильи, Э. Пинца, Дж. Лаури-Вольпи, Э. Стиньяни, Т. Даль Монте, А. Пертиле. Среди совр. мастеров Б. - Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Р. Тебальди, Д. Семионато, Ф. Барбьери, Э. Бастианини, Д. Гвельфи, П.Сьепи, Н. Росси-Лемени, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, Г. Туччи, Ф. Корелли, Д. Раймонди, С. Брускантини, П. Капучилли, Т. Гобби. Стиль Б. оказал влияние на большинство европ. нац. вок. школ, в т.ч. на русскую. Мн. представители иск-ва Б. гастролировали и преподавали в России. Рус. вок. школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технич. принципы итал. пения. Оставаясь глубоко нац. художниками, выдающиеся рус. артисты Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. владели в совершенстве иск-вом Б. Совр. итал. Б. продолжает оставаться эталоном классич. красоты певческого тона, кантилены и др. видов звуковедения. На нём основано искусство лучших певцов мира (Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гяуров и др.).

Литература: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, М., 1902-1903; Багадуров В., Очерки из истории вокальной методологии, вып. I, M., 1929, вып. II-III, M., 1932-1956; Назаренко И., Искусство пения, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Laurens J., Belcanto et йmission italien, P., 1950; Duey Ph. A., Belcanto in its golden age, N. У., 1951; Maragliano Mori R., I maestri dei belcanto, Roma, 1953; Valdornini U., Belcanto, P., 1956; Merlin A., Le belcanto, P., 1961.

Л. Б. Дмитриев.

Синонимы:
лилия, пение


  1. белькантоБЕЛЬКАНТО итал. bel canto букв.прекрасное пение стиль вокального исполнения сложившийся в Италии к сер. в. и составляющий основу итал. вокальной школы. Для Б. характерны...Большая советская энциклопедия
  2. белькантоитал. bel canto буквально прекрасное пение стиль вокального исполнения сложившийся в Италии к середине в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Для Б. хара...Большая Советская энциклопедия II
  3. белькантос. муз. belcanto m Итальянорусский словарь. Синонимы лилия пение...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. белькантосущ. ср. рода неизм.итальянская манера пениябельканто мен. незмн....Большой русско-украинский словарь
  5. белькантомен. незмн. розм.бельканто сущ. ср. рода неизм....Большой украинско-русский словарь
  6. белькантоитал. bel canto букв. прекрасное пение вокальный стильвозник в Италии в в. отличающийся певучестью легкостью красотойзвучания совершенством кантилены изяществом виртуо...Большой энциклопедический словарь II
  7. белькантоБЕЛЬКАНТО итал. bel canto букв. прекрасное пение вокальный стиль возник в Италии в в. отличающийся певучестью легкостью красотой звучания совершенством кантилены изяще...Большой Энциклопедический словарь V
  8. белькантонезм.i i невдм.i с.i муз.i Стиль виконання що основою талйсько вокально школи. Вдзначаться винятковою мелодйною звязнстю спвучстю легкстю рухливстю....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  9. белькантоитальянское bel canto буквально прекрасное пение вокальный стиль возник в Италии в в. в связи с развитием оперного искусства отличающийся певучестью легкостью красотой ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. белькантокорень БЕЛЬ суффикс К суффикс АНТ окончание О Основа слова БЕЛЬКАНТВычисленный способ образования слова Суффиксальный БЕЛЬ К АНТ О Слово Бельканто содержит сле...Морфемный разбор слова по составу
  11. белькантоНачальная форма Бельканто неизменяемое неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  12. белькантот. bel canto прекрасний спв стиль вокального виконання особливо поширений в талйському оперному мистецтв XVII XIX ст. Стиль Б. вимага вд спвака досконало технки володн...Музичні терміни
  13. белькантобельканто . ср. нескл. Стиль вокального исполнения отличающийся легкостью изяществом певучестью и красотой звучания. Красивый певческий голос. . прил. неизм. Отличающий...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  14. белькантобельканто бельканто нескл. с....Орфографический словарь
  15. белькантонескл. сu Синонимы лилия пение...Орфографический словарь русского языка
  16. белькантобельканто менник середнього роду...Орфографічний словник української мови
  17. белькантоОрфографическая запись слова бельканто Ударение в слове бельканто Деление слова на слоги перенос слова бельканто Фонетическая транскрипция слова бельканто [билканта] Хар...Полный фонетический разбор слов
  18. белькантобельканто нескл. ср. Синонимы лилия пение...Русский орфографический словарь
  19. белькантоБельканта...Русско-белорусский словарь
  20. белькантомуз.i бельканта нескл. ср.i...Русско-белорусский словарь II
  21. белькантобельканто...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  22. белькантобельканто нескл. с. лилия пение...Русское словесное ударение
  23. белькантобельканто лилия пение...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  24. белькантобельканто нескл.u с. Синонимы лилия пение...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  25. белькантобельканто ит. bel canto букв. прекрасное пение муз.em стиль вокального исполнения получивший развитие в итальянском оперном искусстве. отличительные черты легкость и крас...Словарь иностранных слов русского языка
  26. белькантоКрасивое пение До XVIII века красивое кантиленное пение называлось бельканто. Позднее бельканто стало называться красивое пение по законам природы. Это понятие намного сл...Словарь ошибок вокальной педагогики
  27. белькантобельканто сущ. колво синонимов лилия пение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы лилия пение...Словарь синонимов II
  28. белькантобельканто с. т. букв. прекрасний спв бель канто стиль виконання що основою талйсько вокально школи. Характеризуться вльним володнням всма регстрами голосу легкстю крас...Словник іншомовних слів
  29. белькантоБЕЛЬКАНТО невдм. с.Стиль виконання що основою талйсько вокально школи.Тльки дерево наспване втром найкраще даться до музики здатне досягти вершин бельканто О. ГончарРозг...Словник української мови у 20 томах
  30. белькантоБЕЛЬКАНТО итал . bel canto букв. прекрасное пение вокальный стиль возник в Италии в в. отличающийся певучестью легкостью красотой звучания совершенством кантилены изяще...Современный энциклопедический словарь
  31. белькантобельканто [ит. bel canto букв прекрасное пение] муз. стиль вокального исполнения получивший развитие в итальянском оперном искусстве. отличительные черты легкость и крас...Толковый словарь иностранных слов
  32. белькантоБЕЛЬКАНТО . ср. нескл. Стиль вокального исполнения отличающийся легкостью изяществом певучестью и красотой звучания. Красивый певческий голос. . прилагательное неизм. О...Толковый словарь русского языка
  33. белькантонезм. em невдм. с. муз. Стиль виконання що основою талйсько вокально школи. Вдзначаться винятковою мелодйною звязнстю спвучстю легкстю рухливстю....Толковый словарь украинского языка
  34. белькантоУдарение в слове белькантоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове бельканто...Ударение и правописание
  35. бельканто[belkanto]belcanto муз....Українсько-польський словник
  36. белькантоКрасний спв вокальна технка яка характеризуться вльним володнням усма регстрами голосу легкстю та красою звуку витонченстю вртуознстю колоратури довершенстю кантилени пош...Універсальний словник-енциклопедія
  37. белькантокрасний спв вокальна технка яка характеризуться вльним володнням усма регстрами голосу легкстю та красою звуку витонченстю вртуознстю колоратури довершенстю кантилени пош...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  38. белькантоОка Обь Облет Обл Обкат Обет Нто Нотка Нотабль Нота Ноль Нок Нобель Нло Нель Небо Нато Натек Налет Нал Накол Наболеть Набок Набело Наб Лье Лот Лок Лобан Лоб Лето Летка Ле...Электронный словарь анаграмм русского языка
  39. белькантоБЕЛЬКАНТОитал. bel canto прекрасное пение стиль пения возникший в Италии в в. а в в. распространившийся по всей Европе. Бельканто тесно связан с неаполитанским типом оп...Энциклопедия Кольера II
  40. белькантоитал. bel canto прекрасное пениеem стиль пения возникший в Италии в в. а в в. распространившийся по всей Европе. Бельканто тесно связан с неаполитанским типом оперы где...Энциклопедия Кольера
  41. белькантоБелькантоstrong. Заимств. в XX в. из итал. яз. где оборот bel cantoi буквально значит прекрасное пение beli прекрасный cantoi пение. См. кантатаi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  42. белькантоЗаимств. в XX в. из итал. яз. где оборот bel cantoem буквально значит прекрасное пение belem прекрасный cantoem пение. См. кантатаem.Синонимы лилия пение...Этимологический словарь русского языка