Музыкальная энциклопедия

АРИЯ

(итал. aria, англ. и франц. air) - жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, оратории или кантате, с мелодикой преим. песенного склада, исполняющийся певцом-солистом в сопр. оркестра. В отличие от речитатива и ариозо, непосредственно связанных со сценич. действием, А. как бы обобщает в эмоциональном плане определённый его этап. По сравнению с песней и романсом А. обладает более сложным, многочастным строением.
Термин "А." встречается в западноевроп. музыке уже в 15 в. Во Франции с 16 в. А. наз. обычную строфич. песню, с нач. 17 в. - инстр. пьесы танцевального или песенного характера (air franзaise). К этому времени во франц. музыке получают распространение А. для голоса с аккомпанементом лютни или гитары, реже встречаются 4-голосные вок. А. Появляются разновидности сольной вок. A.: придворная ария (air de cour), серьёзная ария (air sйrieux), духовная ария (air spirituelle) и т.п. Близкие по жанру вок. пьесы, но в многогол. изложении, входят в сб. англ. композиторов Т. Морли ("Canzonets or little short airs to five and six voices", 1597), Дж. Дауленда ("The first book of songes or ayres...", 1600). Нек-рые франц. композиторы (М. Ламбер, M. Лабар) расширяют форму A., включая в неё дополнит. куплеты с вариациями (т. н. дубли). В качестве инстр. номера франц. композиторы вводят А. в балеты, балетные интермедии. Танц. пьесы под назв. А. встречаются в балетной музыке австр. композитора И. Г. Шмельцера. Нем. композиторы (не без франц. влияния) в сер. 17 в. включают инстр. А. как самостоятельную часть в орк. сюиты: впоследствии такие А. создавали Г. Ф. Гендель, И. С. Бах (напр., знаменитая флейтовая А. из орк. сюиты D-dur).
Иное направление в развитии A., ведущее к совр. её формам, связано с эволюцией итал. камерной вок. и оперной музыки 17-18 вв. Зачатки этого типа А. содержатся в мадригалах Дж. Каччини "Новая музыка" ("Le nuove musiche", 1601-1602) и в первых операх флорентинских музыкантов (Я. Пери и др.). В этот период становления А. (1600-50) возникают её разл.виды - от одногол. мелодии (средней между речитативом и кантиленой), порой приближающейся к более позднему ариозо или некоему подобию канцонетты с неск. контрастирующими разделами, до A., осн. на basso ostinato. Такие А. встречаются у Я. Пери ("Le varie musiche а 1, 2 e 3 voci", 1609), А. Гранди ("Cantate ed arie a voce Solo", 1620), С. Ланди ("Arie a una voce", 1620) и др.
Последующий этап развития А. (1650-1750) связан в первую очередь с итал. оперным иск-вом. В итал. опере вырабатываются виды и формы А. как лирич. кульминации оперы, кристаллизуются функции А. как муз. центра оперного произв., тогда как в речитативе обычно концентрируется драматич. действие. Второстепенным персонажам поручаются более простые А. песенно-танц. склада, ведущим - более сложные и развитые, содержащие повторы текста и включающие речитативы и колоратуры. Складывается типич. форма большой трёхчастной А. - т. н. А. да капо (aria da capo), в к-рой 3-я часть является повторением 1-й (aba). Ранние образцы А. да капо встречаются у К. Монтеверди. В его опере "Коронация Поппеи" (1642) А. - драматич. сцена, муз. характер к-рой целиком подчиняется содержанию текста. Дальнейшее развитие итал. А. да капо связано с творчеством Л. Росси, Ф. Кавалли, М. Чести. В неаполитанской оперной школе, в к-рой сложился жанр оперы-сериа и достигло высокого развития иск-во сольного пения (см. Бельканто), А. да капо принимает иной характер. У А. Скарлатти она представляет собой замкнутую форму, свободная реприза к-рой дала певцам широкие возможности импровизации, показа блестящего вок. мастерства. Появляются и А. с участием обязательных ("облигатных") концертирующих инструментов (труба, скрипка и др.). Однако круг эмоций, находящих отражение в A., остаётся ограниченным. Обычно она воплощает один типический образ, выражает одно настроение. Различаются: характерная A. (aria di caratterе - энергичная, патетическая), певучая A. (aria cantabile - элегическая, с украшениями), бравурная А. (aria di bravura - виртуозная, колоратурная) и др. Оттеснение на второй план муз.-драматич. содержания оперы-сериа вокальной виртуозностью приводит к схематизации A., что свидетельствует о кризисе этого оперного жанра.
Франц. оперной А. того же периода присущи простота структуры, песенность. Итал. A., проникшая во Францию, в отличие от французской называлась ариеттой. В нем. музыке были распространены франц. и итал. типы А. (в операх И. З. Куссера и Р. Кайзера), пользовались популярностью простые, песенного характера строфич. арии, обычно с ритурнелем. Тип итал. А. с участием концертирующих инструментов получил высокохудожеств. претворение в кантатном и ораториальном творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана. Итал. А. да капо оказала влияние и на развитие инстр. музыки: её обобщённо-абстрактный тематизм явился основой для формирования инстр. тематизма, а 3-частность подготовила соответствующее построение первых частей (Allegro) ранних симф. циклов (симфонии Й. Гайдна).
Важнейшим рубежом в развитии А. явилась оперная реформа К. В. Глюка. Выражавшая ранее немногие типизированные состояния (аффекты), А. превращается в органич. элемент муз.-драматич. действия, передаёт всё богатство эмоциональных состояний, возникающих в определённой ситуации. У В. А. Моцарта старые оперные формы наполняются новым содержанием и органически связываются с действием. Появляются новые виды А. (напр., концертная А. с инстр. сопровождением, представленная в творчестве композиторов венской классической школы). Типы оперных А. были обогащены каватиной (в итал. опере-буффа, сыгравшей значит. роль в развитии формы A.), А.-рондо, позднее, динамичной А.-стретто. На основе органического сочетания свободной разработки, речитатива и сильно изменённой репризы А. да капо складывается более сложная форма "вокальной сцены" ("сцена и ария", "речитатив и сцена", "сцена и каватина" и т.п.). Типич. вокальные сцены встречаются в операх композиторов 1-й пол. 19 в. - К. М. Вебера, Дж. Мейербера, Дж. Верди (в среднем периоде его творчества), использующих в драм. целях последовательное соединение контрастирующих речитативных и песенных форм (баллады, романса, каватины). Ограничивается применение колоратур (за исключением произв. нек-рых итал. композиторов - В. Беллини, Г. Доницетти), вок. мелодия более органично следует за эмоциональными нюансами текста, в к-ром начинает преобладать нестрофич. форма изложения. В зрелых операх Р. Вагнера и поздних операх Дж. Верди деление на А. и речитатив отсутствует; ясно оформленные А. встречаются лишь изредка и тесно связаны с действием, ситуацией. Во 2-й пол. 19 в. А. получает новое развитие в жанре франц. лирич. оперы у Ш. Гуно и Ж. Массне, в конце 19 - нач. 20 вв. - в творчестве композиторов-веристов, в особенности у Дж. Пуччини.
На формировании самобытных черт рус. А. сказались особенности становления рус. нац. оперы, к-рая складывалась в 18 в. в основном как бытовая комич. опера из нар. жизни. Широкое использование композиторами нар. крестьянской и гор. песни, а также бытового романса как средств жанровой характеристики муз.-сценич. образов оказало влияние на интонац. строй A., отчасти и на её структуру. Вместе с тем в ранних рус. А. заметно и плодотворное воздействие сложившихся художеств. традиций зарубежного оперного иск-ва. Первые художеств.-весомые образцы русской А. представлены в оперном творчестве В. А. Пашкевича ("Несчастье от кареты", пост. 1779) и в особенности Е. И. Фомина (напр., героич. ария Боеслаевича из оперы "Новгородский богатырь Боеслаевич", пост. 1786; лирич. ария Соретты и арии Фолета из комич. оперы "Американцы", пост. 1800). Дальнейшая эволюция А. связана с процессом интонац. обновления муз. языка в рус. опере 1-й трети 19 в. Так, в A., написанных С. И. Давыдовым к "Русалке" Ф. Кауэра (1803-07), ощущается стремление к созданию сквозной оперной формы (А.-полонез Тарабара), а в арии Лесты из 4-й части одноимённой оперы, использующей интонации рус. протяжной песни, намечены линии развития, ведущие к ариям Гориславы ("Руслан и Людмила" Глинки) и Княгини ("Русалка" Даргомыжского). Романтич. тенденции характерны для нек-рых А. в операх К. А. Кавоса. На А. сказалось также влияние водевиля, нар.-бытовой интермедии и дивертисмента. А. применяется в оратории ("Минин и Пожарский" С. А. Дегтярёва, 1811), в театр. музыке (напр., "Эсфирь" О. А. Козловского, 1816). Этот историч. период развития А. завершается в творчестве А. Н. Верстовского, создавшего в своих операх замечательные образцы мелодически- характерной и эмоционально-насыщенной романтич. А. ("Аскольдова могила", 1835).
Расцвет А. в рус. оперной музыке связан с оперным творчеством М. И. Глинки. А. занимает важнейшее место в произв. Глинки и др. рус. композиторов-классиков, придававших большое значение мелодич. обобщению, вок. мелодике. Нередко эти композиторы используют традиц. 2- и 3-частную форму A., однако трактуют её по-новому, наполняя самобытным содержанием. Мелодика А. рус. классич. опер глубоко национальна, опирается на интонац. богатства рус. нар. песни. Рус. оперные А. отличаются особенно тесной связью с действием; порой они представляют собой обобщение интонаций предшеств. речитативов и ариозо, составляя кульминационные пункты единой линии муз. развития; это позволяет говорить о вок. симфонизме рус. классич. опер. У Глинки мелодика А. отличается особой пластичностью, широкой распевностью (напр., ария Ивана Сусанина "Ты придёшь, моя заря"), у А. С. Даргомыжского в А. песенность, напевность обогащены речевыми интонациями, широко использованы и интонации гор. бытовой песни (первая ария Мельника из "Русалки"), у П. И. Чайковского темы А. драматичны и импульсивны. Развитие внутри А. в произв. М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и М. П. Мусоргского нередко связано с вариац. "перекраской" муз. мысли (баллада Финна из оперы "Руслан и Людмила"), со свободным последованием мотивов; у П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова оно более едино, целостно, как бы вытекает из начального мотива-зерна (напр., ария Ленского из оперы "Евгений Онегин").
Наряду с рус. классич. А. своеобразные формы А. возникли в творчестве представителей нац. муз. культур дореволюц. России (Н. В. Лысенко и др.). Характерная для рус. композиторов-классиков трактовка А. находит продолжение и развитие в лучших операх советских композиторов (у С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). Сов. композиторы используют и специфич. виды А. (А.-рассказ, А.-монолог, А. - монологич. сцена). Широко применяли А. композиторы, участвовавшие в становлении советской нац. оперы (З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Р. М. Глиэр, М. Заринь и др.). А. постоянно встречается также и в сочинениях ораториально-кантатного жанра.

Литература: Друскин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952;Конен В., Опера и симфония, М., 1966; Goldschmidt H., Zur Entstehungsgeschichte der Arien- und Symphonien-Formen, "Monatshefte fьr Musikgeschichte", XXIII, 1901; Flegel В., Studien zur Arientechnik in den Opern Hцndeis, в сб.: Hцndel-Jahrbuch, II, Lpz., 1929; Godefroу J. V. L., Some aspects of the aria, "ML", XVII, 1936; Robinson M. F., The aria in opera seria. 1725-1780, в сб.: Proceedings of the Royal Musical Association, 88 session. 1961-1962, L., 1962; Hjelmborg В., Aspects of the aria in the early operas of Fr. Cavali, в кн.: Natalicia Musicologie. Festschrift Kn. Jeppesen, Kph., 1962.

И. М. Ямпольский.

Синонимы:
ариетта, ариозо, кабалетта, каватина, песня


  1. арияАРИЯ итал. ariaзаконченный по построению эпизод в опере оратории или кантате исполняемый певцом с оркестром. В драматургич. развитии оперы А. занимает место примерно соот...Большая советская энциклопедия
  2. арияитал. aria законченный по построению эпизод в опере оратории или кантате исполняемый певцом с оркестром. В драматургическом развитии оперы А. занимает место примерно соот...Большая Советская энциклопедия II
  3. арияж. муз. aria Итальянорусский словарь. Синонимы ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. арияарияArie fСинонимы ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. арияария ж Arie f cСинонимы ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. арияжArie f ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. арияж. муз.aria f...Большой русско-испанский словарь
  8. ариясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. арияж. муз. air m aria f...Большой русско-французский словарь
  10. арияЗадавать задать арию.strong Жарг. угол.em . Кричать от боли. ББИ. . Начинать скандалить. ББИ Балдаев . Исполнять исполнить арию Риголетто рыгалетто.strong Жарг. мол. Шу...Большой словарь русских поговорок
  11. арияж. муз.air m aria f ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. арияитал. aria законченный по построению эпизод номер в опереоперетте оратории или кантате исполняемый певцомсолистом всопровождении оркестра. Для арии характерны напевность...Большой энциклопедический словарь II
  13. арияАРИЯ итал. aria законченный по построению эпизод номер в опере оперетте оратории или кантате исполняемый певцомсолистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны нап...Большой Энциклопедический словарь V
  14. арияпередача какойлибо вещи другому лицу для временного пользования. Первоначально ария была обязательной ваджиб для мусульман а затем это повеление было отменено насх. В нас...Ислам. Энциклопедический словарь
  15. арияI. АРИЯ Istrong и ж. aire f. мат.em Надобно держаться Озанова манеру которои делается умножаючи две базисовы арии или площади одна другою а из сего продукта извлекают ква...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. арияария....Киргизско-русский словарь
  17. арияария...Коми (зырянский)-русский словарь
  18. арияГруппа АРИЯ относиться к разряду супергрупп и лидирует в жанре хэвиметалл второй десяток лет.Группа собралась в году. На следующий год группа выпускает первый альбом Ман...Малая энциклопедия русского рока
  19. арияи ж. муз.em Вокальное произведение для одного голоса обычно составная часть оперы оратории и т. п.Инструментальная музыкальная пьеса певучего характера.[итал. aria] ариет...Малый академический словарь
  20. ариякорень АРИ окончание Я Основа слова АРИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АРИ Я Слово Ария содержит следующие морфемы или части пристав...Морфемный разбор слова по составу
  21. арияНачальная форма Ария винительный падеж женский род множественное число неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. арияВы включили радио и услышали Ни сна ни отдыха измученной душе. Конечно вы сразу узнали что это ария Игоря из оперы А. Бородина Князь Игорь. Томясь в плену Игорь тяжко пер...Музыкальный словарь
  23. арияария ж. Законченный по построению эпизод номер исполняемый певцомсолистом в опере оперетте оратории или кантате. Самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса о...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. арияАрияstrong и ж. Производные Аря Ара. [Женск. к Арий см.] АРИЯ и ж. Нов. Производные Аря Ара. [Употребление нариц. сущ. ария в качестве личного имени.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  25. арияария ария и...Орфографический словарь
  26. арияu жu Р.u Д.u Пр.u арии мн.u арии Р.u арий ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Орфографический словарь русского языка
  27. арияк.и. ария...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  28. арияария арии арии арий арии ариям арию арии арией ариею ариями арии ариях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  29. арияОрфографическая запись слова ария Ударение в слове ария Деление слова на слоги перенос слова ария Фонетическая транскрипция слова ария [ара] Характеристика всех звуков а...Полный фонетический разбор слов
  30. арияАrа подревнеперсидски Гарайва плодородная горная область к югу от Бактриана с рекой или и главным городом Alexandria Arion н. Герат который основан был Александром...Реальный словарь классических древностей
  31. арияаря спванка....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  32. арияот итал. aria песня мелодия мотив с в. раздел оперы оратории или кантаты сравнительно продолжит. и композиционно самостоят. т. е. способное исполняться вне контекста...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  33. арияария иСинонимы ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Русский орфографический словарь
  34. арияaria eo ario...Русский-африкаанс словарь
  35. арияария ж. муз.iaria air...Русско-английский словарь
  36. арияария ж. aria air....Русско-английский словарь II
  37. арияN...Русско-армянский словарь
  38. арияАрыя...Русско-белорусский словарь
  39. ариямуз.i арыя род.i ары жен.i...Русско-белорусский словарь II
  40. арияria ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Русско-венгерский словарь
  41. арияария ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  42. арияа ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Русско-ивритский словарь
  43. арияж. муз. ария бир нг арналган вокалдык чыгарма бул кбнч операда оркестрге кошулуп ырдалат....Русско-киргизский словарь
  44. арияyngtndioСинонимы ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Русско-китайский словарь
  45. арияrija...Русско-латышский словарь
  46. арияж. Arie f....Русско-немецкий словарь
  47. арияAria...Русско-нидерландский словарь
  48. арияарияж ....Русско-новогреческий словарь
  49. арияarie syngestykke ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Русско-норвежский словарь
  50. ария...Русско-персидский словарь
  51. арияж музu ria f ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Русско-португальский словарь
  52. арияАрияwimbo wa mwimbaji mmoja nyimbo...Русско-суахили словарь
  53. арияarya ж муз. ариетта ариозо кабалетта каватина песня...Русско-турецкий словарь
  54. арияf...Русско-финский словарь
  55. арияrie...Русско-чешский словарь
  56. ариясущ.жен.ари оперн юр еврл пай певец исполнил арию юарияр ари юрлар...Русско-чувашский словарь
  57. арияarja.strong aria...Русско-шведский словарь
  58. арияAria...Русско-шведский словарь II
  59. ария.strong aaria.strong vokaalsoolo...Русско-эстонский словарь
  60. арияЧастица оперы...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  61. арияСоло в опере...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  62. арияАРИЯ лат. Часть оперы исполняемая в пении одним лицом. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. АРИЯ Часть оперы исполняемая в пении одним...Словарь иностранных слов русского языка
  63. арияАрия и жен.emПроизводныеstrong Аря Ара. Происхождениеstrong Женск.em к см.em Арий Происхождениеstrong Употребление нариц.em сущ.em ария в качестве личного имени. Словарь ...Словарь личных имен
  64. ария1Ария и ж.u Производныеem Аря Ара.[Женск. к Арий см.] и ж.u Нов.u Производныеem Аря Ара.[Употребление нариц. сущ. арияem в качестве личного имени.]strong dd Словарь русс...Словарь личных имен
  65. арияария см. песнь...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  66. арияАuРИЯstrong и ж.Эхоконференция почтовая дискуссионная группа.Подписался на новую арию.От англ.u area Возм. первоначально из жарг. игроков в MUD из языка программистов пол...Словарь русского арго
  67. арияАРИЯ е гг. иа и ж.iИт. aria.Муз.iРоссийской матрос Василей взяв арфу нача жалобную играть и пfontть арию. Вас. Кор. . Славный при сем дворfont стихотворец дfontлал распо...Словарь русского языка XVIII в
  68. арияарияСм. песнь....Словарь синонимов II
  69. арияария См. песнь. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. ария песнь песня ариозо ариетта каватина кабалетта Слов...Словарь синонимов II
  70. арияария песнь песня ариозо ариетта каватина кабалетта...Словарь синонимов
  71. арияАРИЯ итальянское aria французское и английское air виртуозный или кантиленный номер эпизод для солиста и оркестра в опере кантате оратории оперетте. Расцвет в вв. И.С....Современная энциклопедия
  72. арияАРИЯ итал . aria законченный по построению эпизод номер в опере оперетте оратории или кантате исполняемый певцомсолистом в сопровождении оркестра. Для арии характерны нап...Современный энциклопедический словарь
  73. арияАРИЯ ж. итал. песня в один голос одиночная одноголоска иногда в сопровождении музыкальных орудий....Толковый словарь живого великорусского языка
  74. арияария [ит. aria] законченный по построению эпизод номер в опере оратории или кантате исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра род инструментальной муз. пьесы п...Толковый словарь иностранных слов
  75. арияАРИЯ и ж. Партия для голоса в опере оперетте оратории иликантате а также самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса....Толковый словарь Ожегова
  76. арияАРИЯ арии ж. ит. aria муз. Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом обычно составная часть оперы соответствующая драматическому монологу. Певец исполнил...Толковый словарь русского языка II
  77. арияария ария и ж. Партия для голоса в опере оперетте оратории или кантате а также самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса....Толковый словарь русского языка II
  78. арияАРИЯ и ж. Партия для голоса в опере оперетте оратории или кантате а также самостоятельная вокальная или инструментальная пьеса....Толковый словарь русского языка
  79. арияУдарение в слове арияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове ария...Ударение и правописание
  80. арияRzeczownik ария f aria f...Универсальный русско-польский словарь
  81. арияУслышать во сне оперную арию к неприятной неожиданности если сон приснился мужчине. Если женщине то у вас появится нелюбимый поклонник....Универсальный семейный сонник
  82. арияария арии арии арий арии ариям арию арии арией ариею ариями арии ариях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы ариетта ариозо кабалетта к...Формы слова
  83. арияРая Раия Ария Аир Рия Риа...Электронный словарь анаграмм русского языка
  84. арияАрия итал.em aria законченный по построению эпизод в опере оперетте оратории или кантате исполняемый певцомсолистом в сопровождении оркестра. Встречаются арии в виде сам...Энциклопедия культурологии
  85. арияуже у кн. Куракина см. Смирнов из ит. aria то же....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  86. арияария арияуже у кн. Куракина см. Смирнов из ит. aria то же....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)