Москва (энциклопедия)

МАЛОЕ КОЛЬЦО МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ


Жилая казарма работников Окружной железной дороги.
Начало XX в.
Москва.

Ма́лое кольцо́ Моско́вской желе́зной доро́ги(Малая Окружная железная дорога), построено вокруг Москвы по проекту архитектора П.И. Рашевского в 1903—08. Входит в состав Московской железной дороги с 1959 как Московско-Окружное отделение. Первоначальная протяжённость 54 км. Дорога вокруг Москвы стала уникальной транспортной развязкой, не имевшей аналогов в мировой практике. Она также украсила город, как бы одев его в ожерелье из самобытных, выполненных в одном стиле зданий. Было построено четыре моста через Москву-реку, которые проектировали и строили Г.П. Передерий, Н.А. Белелюбский, Л.А. Проскуряков, создавшие одни из лучших транспортных сооружений начала XX в.На дороге было построено 15 станционных зданий, на территории которых размещались паровозные и вагонные сараи (депо), кузницы, мастерские, жилые постройки для персонала. Все станции выполнены из красного кирпича с белой отделкой; их проектирование велось под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова. Сохранились железнодорожные постройки в районе станций Лихоборы, Владыкино, Петровское-Разумовское, Братцево, Серебряный бор, Воробьёвы горы. Кольцо предназначалось для грузовых перевозок, снабжения столицы товарами, топливом и вывоза готовой продукции. По малому кольцу осуществлялись также пассажирские перевозки. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено отопление, электричество. Часы, закупленные у известной фирмы П. Буре, отличались особо высокой точностью, по ним москвичи сверяли время.

В ходе эксплуатации росла длина путей малого кольца. К началу 1980-х гг. протяжённость дороги с примыкающими 18 ветками и подъездными путями составляла около 150 км. Малое кольцо используется исключительно для грузовой работы, связывая все магистральные железнодорожные направления столицы. В конце 1980-х гг. было принято решение о реставрации сохранившихся на Малом кольце зданий.

В 1994—95 в НИИПИ Генплана Москвы разработана концепция использования кольца под пассажирское движение.


Столовая на станции Серебряный Бор Окружной железной дороги.
Начало XX в.
Москва.