Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации.
Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:
1)формантами
2)словообразовательными значениями.
Например: синий → (сине-ва, синь, синюха, синенький, синеватый, синеть, синить, синяк). От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями. В парадигму не входит производящее слово. Наряду с конкретными, выделяютсятиповые словообразовательныепарадигмы.
Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:
1)наименование самки;
2)наименование детеныша;
3)название мяса животного;
4)название помещения или пространства, связанного с животным;
5)наименование лиц по отношению к животным;
6)уменьшительные образования;
7)уменьшительно-оценочные образования;
8)увеличительные образования;
9)притяжательные прилагательные;
10)относительные прилагательные;
11)глаголы со значением «производить на свет»;
12)глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом».
Олень → (олениха, олененок, оленина, оленевод, оленище, олений).
Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:
1)выявить языковые лакуны – «пустые места» в словообразовательной и лексической системах;
2)определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;
3)выявить дефектные парадигмы;
4)спрогнозировать появление нового слова.

  1. словообразовательная парадигмаОбъединение производных слов имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации. Члены парадигмы объединены общим семантическим комп...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило