Мировая художественная культура. Словарь

ШОСТАКОВИЧ

Дмитрий Дмитриевич (1906–1975) — советский композитор, чье творчество стало одной из вершин музыкального искусства XX в. В своей музыке он стремился отобразить важнейшие стороны действительности, события большого социального зна-чения, глобальные конфликты в мире, темы войны и мира, борьбы против фашизма. Шостакович создавал свой особый музыкальный стиль, развивая традиции М. П. Мусоргского, И. С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера. При этом он сумел переосмыслить традиционные лады русской музыкальной классики, посвоему интерпретировал формы фуги, сонаты, симфонии, широко использовал полифонию. В синтезе это дало присущий только Шостаковичу интонационный строй его музыки, уникальные лады. Центральное место в его творчестве зани-мает симфоническая музыка, принципы которой про-явились и в других произведениях композитора. Уже ранние произведения, написанные в 20-е гг., сделали Шостаковича известным не только в стране, но и в мире. Среди них — три симфонии, балеты «Золотой век» (1930) и «Боль» (1931), опера «Нос» (1928) по Н. В. Гоголю. С оперы «Катерина Измайлова» (1932), написанной по «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, начинается творческая зрелость компози-тора. В ней он впервые сочетает трагедийную линию с социальной сатирой. В 30-е гг. также были написаны 4–6 симфонии, балет «Светлый ручей» (1935) и др. Крупнейшим произведением 40-х гг. стала 7-я симфония (1942), написанная в блокадном Ленинграде. Ее тема — героическая борьба советского народа против фашизма. К теме войны композитор обращался в 8-й симфонии (1943), в 10-й (1953), в песнях, хорах, других произведениях. В послевоенной время основной темой для Шостаковича становится история революционного движения в стране (10 поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов, 1915; 11-я и 12-я симфо-нии, 1957, 1961; вокальносимфоническая поэма «Казнь Степана Разина», 1964). В 60–70-е гг. композитор создает камерные вокальные циклы на слова А. Блока (1967), М. Цветаевой (1973), вокальную сюиту на слова Мике-ланджело Буонарроти (1974). Его тема — протест про-тив зла, несправедливости, бессмертие художника. Тогда же он создает вокально-инструментальные симфонии: 13-ю на слова Е. Евтушенко (1962), 14-ю на слова Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке (1969).В них, как и в своей 15-й симфонии (1971), последних камерных сочинениях, он смог с огромной эмо-циональной силой раскрыть проблемы жизни и смерти. Шостакович является одним из творцов советской кино-музыки («Трилогия о Максиме», 1930; «Гамлет», 1964; «Овод», 1955 и др.). Среди учеников Шостаковича — К. А. Караев, Г. В. Свиридов, К. С. Хачатурян, Б. А. Чай-ковский и др. Он — признанный классик музыкального искусства XX в.

  1. шостаковичШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич композитор классик мировой музыкальной культуры в. народный артист СССР доктор искусствоведения Герой Социалистического Труда . Ученик М...Русская энциклопедия
  2. шостаковичДмитрий Дмитриевич Шостакович рус. композитор Д. Д. Ш....Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  3. шостаковичШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич Шостакович рус. композитор см. Д. Д. Ш....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  4. шостаковичШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич российский композитор народный артист СССР доктор искусствоведения Герой Социалистического Труда . В симфониях фортепианном трио ряде с...Современный энциклопедический словарь