Мировая художественная культура. Словарь

РОМАНЫ

(фр. roman — первоначально означало литературное произведение, написанное на романском, а не на латинском языке) — жанр эпической художественной литературы, в произведениях которого повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, ее психологических переживаниях и взаимоотношениях с окружающим миром. Принято считать, что этот жанр возник в Греции во II в. до н.э. Древние греки называли романы «повествованиями», сказами или просто книгами, представлявшими собой бытовые варианты изложения традиционных мифических сюжетов. Ранние греческие романы сохранились лишь в папирусных отрывках кон-ца I в. до н.э. или начала I в. н.э. До наших дней дошли целиком романы: «Херей и Калироя» Харитона (I–II вв. н.э.), «Дафнис и Хлоя» Лонга (II–III вв.), «Эфиопика» Гелиодора (III в.), «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского (II в.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Тития (II–III вв.), построенные как испытания юных влюбленных в ходе различных авантюр. Следующий этап развития романного жанра был связан с римскими писателями Петронием, создавшим сатирико-бытовой приключенческий роман («Сатирикон») и Апулеем, включившим в повествование о странствиях героя риторические отступления, описания, многочисленные вставные новеллы («Метаморфозы, или Золотой осел»). В средневековых куртуазных романах бретонского цикла, связанных с именем французского трувера Кретьена де Труа, впервые была поставлена проблема места человека в обществе, его нравственного совершенствования в процессе испытаний. Новое качество приобретает роман в эпоху Возрождения. И содержание, и художественная структура, и стиль романа французского писателя Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» носят синтетический характер. В этом произведении содержатся зачатки плу-товского, философского романа, романа воспитания, романа-путешествия и утопического романа. Испанский писатель М. Сервантес не только ввел героя, обобщившего существенные черты человеческого характера, но и создал синтетический романный жанр, способный охватить жизнь своего времени в ее противоречиях, много-образии и развитии. С XVI в. оформляется плутовской роман, вводящий в литературу стихию частной жизни и повседневных житейских ситуаций, связанных с судьбой предприимчивого человека из низших слоев. Первым романом, в котором главный интерес был сосредоточен на «правде страстей», на раскрытии внутреннего мира человека, создании его психологического портрета, был роман французской писательницы XVII в. госпожи де Лафайет «Принцесса Клевская». Начиная с XVIII в., ро-ман становится одним из ведущих жанров, пополняясь такими разновидностями, как семейно-бытовой (С. Ричардсон «Кларисса» и др.), социально-бытовой (Г. Фильдинг «История Тома Джонсанайденыша») и философский (Ш. Монтескье «Персидские письма») ро-маны. Основоположником подлинно исторического ро-мана стал В. Скотт («Уэверли, или 60 лет назад», «Айвен-го», «Квентин Дорвард» и др.), обратившийся к переходным эпохам, раскрывший жизнь частного человека на фоне исторических событий, невольным участником которых он становится. Развитие романа XIX–XX вв., приобретающего наибольшее сюжетное разнообразие, широко охватывающего жизнь в ее различных проявлениях, тесно связано с развитием реа-лизма. Крупнейшими мастерами реалистического романа на Западе были Стендаль, О. Бальзак, создатели «экс-периментального» и натуралистического романов Г. Флобер и Э. Золя, Ч. Диккенс, В. Теккерей, Т. Гарди, А. Франс, Р. Роллан и многие другие. Непревзойденные образцы романа дали русские писатели Л. Н. Толстой, создавший роман-эпопею и раскрывший «диалектику души», И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, обратившийся к «последним» вопросам бытия и сознания, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. В их творчестве определились такие особенности русского реалистического романа, как народность, патриотический пафос, обличительная сила, социально-психологическая глубина. В XX в. происходит оформление биографического романа как самостоятельного жанра, построенного на сочетании психологического исследования личности и достоверного исторического документа (А. Моруа «Ари-эль, или Жизнь Шелли», «Байрон», «Лелия, или Жизнь Жорж Санд», «Три Дюма» и др.). Роман, являющийся основным жанром реалистической литературы XX в. обогащается новыми формами: роман-памфлет, роман-хроника, роман-антиутопия, научно-фантастический и социально-фантастический роман, связанный с именем английского писателя Г. Уэллса. В отличие от реалистического модернистский роман отказывается от всего со-циального, замыкается в рамках частного мира отдельной личности, изучения ее ощущений, переживаний, ее «потока сознания», углубляется в сферу подсознательного и иррационального (романы Ф. Кафки, В. Вульф, Д. Джойса, «неороман» А. Роб-Грие, Н. Саррот и др.). В модернистском романе начинается процесс разрушения романной формы: отказ от сюжета, интриги, создания характеров, заменяемых зарисовками внутренних состоя-ний различных лиц. Несмотря на обилие жанровых разновидностей, в развитии романа прослеживаются две основные линии: романы, основанные на внешнем действии, на изобра-жении событий, обилии персонажей и сюжетных линий («открытый» или экстенсивный роман); романы, отдающие предпочтение внутреннему действию, раскрытию жизни одного персонажа, его душевного состояния («за-крытый» или интенсивный роман). В зависимости от объема романы могут быть одночастными, двухчастными — дилогия, трехчастными — трилогия, четырехчаст-ными — тетралогия, пятичастными — пенталогия. Они могут складываться в циклы, связанные изнутри единством идей, сквозными персонажами и чисто сюжетно («Человеческая комедия» Бальзака, «Ругон-Маккары» Золя и др.). В зависимости от способов повествования выде-ляются романы, написанные в форме писем (эпистоляр-ный роман), дневника, диалога, мемуаров. Исключительно гибкая форма романа оказывает влияние на другие жанры, способствуя их видоизменению, «романизации» словесного искусства.

  1. романыРоманы русские князья. Роман Васильевич князь ярославский участник Куликовской битвы основатель г. Романова. Р. Владимирович св. князь угличский соорудил до храмов ...Биографический словарь
  2. романыист. обл. на С.З. Италии. Назв. Р. носит с в. так назыв. визант. владения в Италии прежде всего Равеннский экзархат. После падения визант. господства в. терр. Р. попала...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  3. романыРоманы Развращают массы. Менее безнравственны когда печатаются в газетах а не отдельными изданиями. Только исторические романы терпимы ибо они обучают истории. Есть р...Лексикон прописных истин
  4. романыфр. roman нем. Roman англ. novel в позднее Средневековье любое произведение написанное на романском а не на латинском языке жанр эпического рода литературы. Роман посвящ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  5. романыкорень РОМ суффикс АН окончание Ы Основа слова РОМАНВычисленный способ образования слова Суффиксальный РОМ АН Ы Слово Романы содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  6. романыромандар...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  7. романыromny...Русско-чешский словарь
  8. романыРОМАНЫ То же что домкраты. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н....Словарь иностранных слов русского языка
  9. романылитературный жанр эпическое произведение большой формы в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к миру на становлении развитии е...Словарь исторических терминов
  10. романыНравственные романы Ричардсона Флориана и Жанлис романы ужасов Радклиф приключений Мармонтеля и Матюрена получили огромное распространение в русском обществе начала XIX ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)