Мировая художественная культура. Словарь

РЕРИХ

Николай Константинович (1874–1947) — русский живописец, археолог, литератор, философ. Сразу после гимназии он поступил учиться в Петербургскую Академию художеств и на юридический факультет университета. В Академии он посещал мастерскую А. И. Куинджи, метод преподавания которого был отличным от других — он требовал, чтобы художник заранее продумал композицию, цвет и образ будущего произведения, а не писал его с натуры. Именно так пишутся иконы, так творили итальянские и нидерландские мастера. Впоследствии Рерих именно так будет писать все свои картины, обходясь без этюдов и эскизов. Рерих также слушал курс на историко-филологическом факультете, изучал древнюю историю и участвовал в археологических экспедициях. Это сформировало его глубокий интерес к славянской и скандинавской старине и язычеству. Перед ним появи-лась цель — постичь историю в связи с вечной природой. Так появляется его цикл «Начало Руси. Славяне» (1890-е — начало 1900-х гг.). В 1899 г. картина Рериха «Поход» обратила на себя внимание С. П. Дягилева, и он был приглашен участвовать в выставке художественного объединения «Мир искусства». И, хотя от-ношения с мирискусниками у Рериха были весьма сложные, в 1910 г., когда распавшееся общество вновь возродилось, Рерих был избран его председателем и был им до 1919 г. В 1900–1901 гг. Рерих живет в Париже, где посеща-ет студию Ф. Кормона. При этом он продолжает рабо-ту над славянской серией, но обогащает ее опытом новых французских художников. Если в студии Куинджи он занимался в основном цветом, то сейчас — рисун-ком. Интересно, что некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными ком-ментариями. В поисках своего живописного языка Рерих переходит от контрастной декоративности к то-нальной масляной живописи, испытывая влияние Вру-беля. Так появилась картина «Город строят» (1902) — декоративная и импрессионистичная. В 1903–1904 гг. Рерих много ездит по России, пишет старинные архитектурные памятники, стремясь передать мощь каменных сооружений, переживших века. В 1905 г. открыва-ется заграничная выставка работ Рериха, которая периодически дополняется новыми работами и надол-го остается за границей. Вершиной творчества Рериха 1900-х гг. и завершением этапа масляной живописи стала работа «Бой» (1906). После этого он решительно перешел к темпере, которая пленила его своей воздуш-ностью и звучностью тонов. Рерих ищет все более тонкие качества цвета, уходит от его материальной плотности. С этого же времени все большее влияние на творчество художника оказывает символизм (он стремится осмыслить прошлое в его символическом созву-чии с современностью, представить основные вехи в истории как цепь мировых катаклизмов, эпизоды кос-мической эволюции). Это проявляется в плоскостной орнаментальности, декоративной стилизации, застылости форм при напряженной эмоциональности образов и лапидарности выразительных средств. К 1910-м гг. относятся работы Рериха по оформлению спектаклей «Снегурочка», «Весна Священная», «Князь Игорь», «Псковитянка». Они проникнуты глубоким понимани-ем музыки, сам он называл их «сюитами». Его живо-пись тесно сопряжена со звуком, является звуковым цветосозерцанием. В это же время он участвует в Русских сезонах Дя-гилева, работает в Талашкине, где одна из основательниц «Мира искусства» М. К. Тенишева организовала художественную школу и мастерскую. Огромное влия-ние на формирование мировоззрения Рериха оказали его беседы с В. В. Стасовым, в которых определилась важнейшая для Рериха задача — поиск духовной связи России с Востоком. Привлекли его легенды о таинственной стране Шамбале, расположенной гдето в Тибете — стране бессмертия и справедливости. Но начавшаяся первая мировая война заставила художника отправиться не на Восток, а на север, в Финляндию. В 1919 г. он переезжает в Стокгольм, затем — в Лондон, в США. Он много работает, устраивает выставки, пишет новые картины, в Чикаго организует Международное общество художников, общество «Венец Мира», в Нью-Йорке — Институт объединенных искусств. В 1923 г. Рерих возвращается в Европу, а оттуда отплывает на корабле в Индию. Это было первое, короткое посещение страны, во время которого появляется серия «Зарождение тайн», также он собирает большое количество археологических и этнографических материалов. В 1925-1928 гг. проходит его центральноазиатская экс-педиция (совместно с женой и с сыном). Он ищет русско-индийские связи. По итогам экспедиции написана книга «Алтай — Гималаи». Оттуда он привозит послание гималайских махатм, духовных учителей Востока в Москву. Там он общается с художниками и политиками, передает в дар свои картины из серии «Майтрейя». В Индии Рерихом был основан институт гималайских исследований «Урусвати», позже, с 1936 г., рядом с ним, в долине Кулу, стала постоянно жить семья художника. Величайшим творением Рериха стала «Гималайская» серия, которую он писал с первой встречи с Гималаями и до конца жизни. Этюды Гималаев, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, величественных, одиноких, написанных с особым богат-ством цвета и ясностью форм, стали вершиной творчества художника. В этих картинах больше нет цветового разнообразия земных предметов. Он отображает Кос-мос, становится человеком космического сознания. С 20-х гг. Рерих вел обширную просветительскую деятельность по охране памятников старины и культуры. В 1929 г. по его предложению был разработан проект Пакта по защите исторических, культурных и научных памятников в военное время. На основе этого Пакта в 1954 г. в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

  1. рёрихРРИХ Рерих Николай Константинович [. Петербург. Нагар долина Кулу шт. Пенджаб Индия] русский живописец археолог путешественник общественный деятель. Учился в Петербурге ...Большая советская энциклопедия
  2. рёрихРРИХ Рерих Юрий Николаевич [. Окуловка ныне Новгородской обл. Москва] советский учныйвостоковед доктор филологических наук профессор. Сын Н. К. Рериха. iПолучил разносто...Большая советская энциклопедия
  3. рёрихРРИХ Рерих Святослав Николаевич [р. . Петербург] живописец русский по национальности. Работает в Индии. Сын Н. К. Рериха. iУчился архитектуре с в Королевской академии и...Большая советская энциклопедия
  4. рерихурожденная Шапошникова Елена Ивановна русскийрелигиозный философ. Жена Н. К. Рериха участвовала в его Трансгималайскойи ЦентральноАзиатской экспедициях. С в Индии разр...Большой энциклопедический словарь II
  5. рерихЮрий Николаевич выдающийся рус. и сов. востоковед член Королевского Азиатского обва в Лондоне Азиатского обва Бенгалии Парижского Географического обва Археологического и...Буддизм
  6. рерихРЕРИХ Николай Константинович . Петербург . Нагар штат Пенджаб Индия рус. живописец театр. художник писатель археолог путешественник акад. живописи с . Ок. юрид. фак. Пе...Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»
  7. рерихРерих Николай Константинович СанктПетербург Наггар Индия живописец общественный деятель писатель. Родился в семье нотариуса. С г. одновременно учился на юридическом ф...Литература и язык. Современная энциклопедия
  8. рерихРрих Николай Константинович СанктПетербург Наггар Индия живописец общественный деятель писатель. Родился в семье нотариуса.Н. К. Рерих С г. одновременно учился на юри...Литературная энциклопедия
  9. рерих.strong РЕРИХ Рерих Елена Ивановна религиозный философ. Жена Н. К. Рериха участвовала в его Трансгималайской и ЦентральноАзиатских экспедициях. С в Индии разработала аг...Русская энциклопедия
  10. рерихЮрий Николаевич .VIII. .V. сов. ученыйвостоковед др филологич. наук с проф. Род. в д. Окуловке Новгородской губ. в семье рус. художника Н. К. Рериха. Получил разностор...Советская историческая энциклопедия
  11. рерихРЕРИХ Рерих Николай Константинович российский живописец театральный художник археолог путешественник писатель. Отец востоковеда Ю.Н. Рериха и художника С.Н. Рериха ...Современная энциклопедия
  12. рерихРЕРИХ Юрий Николаевич российский востоковед. Сын Н. К. Рериха. Св. лет прожил в Индии. В возвратился в СССР. Труды по тибетологии буддийской философии и религии....Современный энциклопедический словарь
  13. рерихРЕРИХ Николай Константинович российский живописец театральный художник археолог путешественник писатель. Отец востоковеда Ю. Н. Рериха и художника С. Н. Рериха. Член Мир...Современный энциклопедический словарь
  14. рерихРЕРИХ Святослав Николаевич живописец почетный член АХ СССР . Сын Н. К. Рериха. Жил в Индии. Писал портреты пейзажи Гималаи. Закат солнца символические композиции стилис...Современный энциклопедический словарь
  15. рерихРЕРИХ урожденная Шапошникова Елена Ивановна русский религиозный философ. Жена Н. К. Рериха участвовала в его Трансгималайской и ЦентральноАзиатской экспедициях. С в Инд...Современный энциклопедический словарь
  16. рерихРЕРИХ урожд. Шапошникова Елена Ивановна псевд. Н.Рокотова Т.П.Сундри К.СентИлет февраля Петербург октября Калимпонг Индия философ публицист культуролог. Талантливая...Философская энциклопедия
  17. рерихРерихРрих Николай Константинович СанктПетербург Нагар Индия русский живописец общественный деятель писатель учный философ. Учился одновременно в Петербургской академии...Художественная энциклопедия
  18. рерихРерих Николай Константинович живописец исторического жанра и пейзажист. Род. в СПб. в г. учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской академи...Энциклопедический словарь
  19. рерихНиколай Константинович живописец исторического жанра и пейзажист. Род. в СПб. в г. учился в СПб. университете по юридическому факультету и в Императорской академии худо...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  20. рерихРЕРИХ Рерихem Николай Константинович художник философ писатель ученый путешественник обществ деятель создатель оригинального нравственнофилос. и религиозноэстетич. учени...Энциклопедия культурологии
  21. рерихРЕРИХ Рерих Николай Константинович художник философ писатель ученый путешественник обществ деятель создатель оригинального нравственнофилос. и религиозноэстетич. учения...Энциклопедия Культурология XX век