Мировая художественная культура. Словарь

КОЗЛОВСКИЕ

Михаил Иванович (1753–1802) — выдающийся русский скульптор и рисовальщик. В ис-торию русского искусства Козловский вошел как художник, творчество которого отличалось совершенством пластических форм, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Будучи последовательным приверженцем классицизма, он стремился создать об-разы возвышенной героики и гражданской доблести. В начале своего творческого пути Козловский обратился к теме отечественной истории. Уже первое его произведение — барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (1772) получило заслуженное признание и известность. При этом, создавая свои барельефы, Козловский не копировал слепо античные образцы. Он сумел творчески осмыслить и переработать античность. Стремясь к строгой простоте и естественности, Козловский никогда не жертвовал жизненностью образа. Он принадлежал к числу тех художников, которые ценили изучение натуры и сквозь призму античности воспринимали реальность. Именно поэтому произведения Козловского обладают теплотой и искренностью, полны поэзии и задумчивости. На всем протяжении своей короткой творческой деятельности Козловский совершенствовал формы выражения своих образов. Произведения скульптора последних лет про-никнуты идеей героики, духом мужественной борьбы. Именно эти черты получили наиболее яркое выражение в самой известной его скульптуре — памятнике А. В. Суворову в Петербурге (1801). Здесь Козловский создал идеализированный образ, обобщенный портрет воина, в котором отсутствуют конкретные черты Суворова. Эта скульптура представляет собой аллегорию отваги, решимости, доблести — черт, свойственных великому полководцу. Эта скульптура стала важным событием в русской художественной скульптуре, поскольку с нее началась история русской монументальной скульптуры. Однако по художественному совершенству среди произведений Козловского выделяется «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802). В этом произведении Козловский обратился к аллегорическому изображению и символически изобразил многовековую борьбу России со Швецией. В образе богатырски сильного Самсона художник представил Россию, а фигура льва олицетво-ряла побежденную Швецию. «Самсон» Козловского по силе образной характеристики, совершенству пластического решения, принадлежит к числу наиболее зна-чительных произведений мировой скульптуры.

  1. козловскиеКозловские русский княжеский род отрасль князей Смоленских. Родоначальником их был потомок Рюрика в XV колене князь Василий Федорович принявший прозвание Козловский по ...Биографический словарь
  2. козловскиекняжеский род отрасль князей Фоминских и Березуйских из рода князей Смоленских. Ближайшим родоначальником был потомок Рюрика в XV колене князь Василий Федорович Фоминский...Большая биографическая энциклопедия
  3. козловскиеКозловские княжеский род отрасль князей Фоминских и Березуйских из рода князей Смоленских. Ближайшим родоначальником был потомок Рюрика в XV колене князь Василий Федоров...Энциклопедический словарь
  4. козловскиекняжеский род отрасль князей Фоминских и Березуйских из рода князей Смоленских. Ближайшим родоначальником был потомок Рюрика в XV колене князь Василий Федорович Фоминский...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона