Мировая художественная культура. Словарь

КИЕВОПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

был основан на берегу Днепра возле загородного села Ярослава Мудрого — Берестова — монахом Антонием в 1051 г. на месте «печерки» (пещерки) митрополита Илариона. Антоний стал первым игуменом монастыря. Его преемник Феодосий Печерский ввел общежительный устав, согласно которому монашеская община имела общее имущество и одинаковую для всех пищу и одежду. Киево-Печерский монастырь стал крупнейшим центром древнерусской культуры. Он был связан со «Святой горой» (Афоном), деятели монастыря участвовали в культурном общении с греками и южными сла-вянами, но в вопросах устройства русской православ-ной церкви они вели антигреческую политику и стремились к «обрусению» христианского вероучения. При монастыре были созданы библиотека, школа, в которой обучали богословию, чтению, письму и пению, мастерские иконописцев и книжников, записывавшие важнейшие монастырские события и составлявших летописи. Монахом Киево-Печерского монастыря был Нестор, летописец князя Святополка, создатель первой редакции «Повести временных лет». На рубеже XII–XIII вв. монахами Поликарпом и Си-моном был составлен «Киево-Печерский патерик» — сборник поучений, рассказов, житий святых. В 1073 г. при Феодосии Печерском началось строительство шестистолпного, крестово-купольного собора Успения Богородицы с тремя апсидами и хорами П-образной формы. Этот тип однокупольного храма лег в основу церковной архитектуры ХII в. Успенский собор был украшен фресками, выполненными греческими мастерами (1075–1083). Летопись донесла до наших дней имя древнерусского мастера Алимпия, который, возможно, участвовал в живописном оформлении алтаря собора. На протяжении многих лет Киево-Печерский монастырь оставался своеобразной духовной академией Древней Руси.