Мировая художественная культура. Словарь

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

одна из древнейших цивилизаций на Земле, возникшая в IV тыс. до н.э. в нижнем течении реки Нила, в северовосточной Африке. Принадлежит к кругу так называемых «речных цивилизаций», чье существование напря-мую связано с разливами рек, дающими возможность заниматься продуктивным сельским хозяйством и требующими обязательных ирригационных работ, что являлось толчком к развитию технических и научных знаний. Важнейшие черты культуры Древнего Египта были заложены еще в Древнем царстве. При этом определя-ющим было влияние Нила, предопределившего как тип хозяйства, так и специфику египетского мировоззрения, религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, перед всесокрушающей властью фараона, воплощенный в свирепых богах, перед которыми все египтяне (и знать, и простолюдины) были равны, пронизывал все мировоззрение египтянина. Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледелием, с развитой аг-рономией и медициной, искусством и ремеслом. Гро-мадная бюрократическая машина для управления государством, а также необходимые для этого знания находились в руках касты жрецов, что и обеспечивало им власть в стране. Уже в Древнем царстве появилась письменность в связи с необходимостью ведения хозяйственных записей. Это поставило грамотного человека, писца на вершину социальной лестницы. Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным делом было сохранение тради-ций, уже известных идей, канонов, художественных приемов. Это приводило к гиперстатичности египет-ской цивилизации — она смогла просуществовать четыре тысячи лет без значительных изменений. Важ-нейшей чертой египетской культуры является протест против смерти. Он лежит в основе веры в вечную жизнь — фундаментального принципа египетской культуры. Египтяне любили жизнь и хотели распространить ее ценности на загробный мир, в котором люди должны были вести такую же жизнь, как и на земле. Позаботиться об этом должны были живые. Вначале загробное блаженство было доступным только фараонам, но уже к концу Среднего царства каждого человека ждала вечная жизнь (каждый превратится в Осириса), сравнимая с божественной (каждый станет спутником Солнца). Это зависело от того, насколько благочестивой была жизнь человека, и насколько хорошо он подготовился к будущей загробной жизни — построил себе гробницу, оплатил соответствующие обряды, среди которых самый важный — это бальзамирование, так как вечная жизнь невозможна без со-хранения тела. Именно поэтому фараоны Древнего царства строили гигантские пирамиды — самые большие усыпальницы на Земле. Традиционно, они считаются первым из семи чудес света. Самая крупная из них — пирамида Хуфу (Хеопса) имела высоту 146,5 м. Постепенно в Египте возникли целые города мерт-вых — усыпальницы фараонов окружались меньшими гробницами придворных, сфинксами (скульптурами львов с человеческими головами), а также поминальными храмами. В усыпальницах хранились многочис-ленные предметы, могущие понадобиться человеку в загробной жизни, также эти гробницы богато украша-лись настенной живописью, скульптурой и рельефами, тесно связанными с заупокойным культом. Росписи воспроизводили сцены благополучной жизни в царстве мертвых (там было все, как в обычной жизни). Очень рано сформировался канон для живописных изобра-жений: все рисунки были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы, светотени. Фигуры очерчивались резким контуром (мужские — черным, женские — красным) и раскрашивались цветом без введения дополнительных тонов. При этом человеческая фигура изображалась с математической точностью так, словно на нее одновременно смотрели с разных сторон: голова — в профиль, глаза — в фас, живот — в три четверти. Размер фигуры определялся социальным положением, поэтому фигуры фараонов всегда выделялись своей величиной. Также часто в гробницах встречались изображения на религиозные сюжеты, а также изображения богов. Количество богов, которым поклонялись в древнем Египте было весьма значительным, а свойственный древнеегипетской культуре традиционализм сохранил многочисленные древние культы, связанные с покло-нением растениям, животным и камням. Особое значение в Египте имел культ животных. Так, некоторое бо-ги существовали только в образе животных — священный бык Апис, и почти у каждого бога было свое священное животное — у Анубиса — волк, у То-та — ибис, у Сохмет — львица и т.д. Постепенно животные черты богов стали сочетаться с человеческими, что нашло свое отражение в их изображении. Обычно богов изображали с телом человека, но с головой соот-ветствующего животного. Большого развития достигла круглая скульптура — скульптурный портрет и маленькие фигурки слуг (ушебти), которые должны были ма-гически ожить и выполнять в загробном мире пожелания своего хозяина. Внимание к скульптурным порт-ретам также связано с религиозными представлениями о том, что после смерти душа человека покидает тело и отправляется на суд Осириса, после чего она должна была вернуться назад, к телу. Для облегчения этих по-исков, а также вместилищем души и служила скульпту-ра. Они также делались в соответствии с каноном — фигура изображалась целиком, с выдвинутой вперед левой ногой (позой движения к вечности), мужские фигуры окрашивались в кирпично-красный цвет, женские — в желтый, волосы на голове были черными, а одежды — белыми. Особое внимание уделялось глазам, которые делались из разного материала, а затем под-крашивались толченым малахитом в яркозеленый цвет. В эпоху Среднего царства в искусстве Древнего Египта появился ряд новых черт. Утратили свою гран-диозность пирамиды, поминальные храмы нередко от-делялись от гробниц, причем большую роль в них иг-рали колоннады и портики (храм фараона Менту-хотепа I в Дейр-эльБахри). В изобразительном искусстве усилились реалистические тенденции, а в скульп-турном портрете все заметнее стали индивидуальные черты, отражавшие характер человека. Эти тенденции еще более усилились в период Нового царства, для которого также были характерны стремление к изяществу и декоративной пышности. Мягкость и гармоничность линий, большая свобода движений, тонкость красочных сочетаний характерны как для скульптур, так и для настенных росписей. Пре-красным примером служит храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (ХV в. до н.э.). Строились также от-крытые храмы, состоящие из открытого двора, обнесенного колоннадой, многоколонного зала и святили-ща. Таковы храмы в Луксоре и Карнаке. Это —храмы в честь бога Солнца — Амонара. Эти грандиозные постройки в полной мере отражают возросшее могущество страны, напоминавшее о временах Древнего царства. При этом, чем роскошнее были заупокойные храмы, тем незаметнее делались гробницы. Значительное расширение территории страны, присоединение многочисленных территорий и процессы ассимиляции культур поставили перед египтянами этого времени вопрос о сохранении самобытной культуры. Решением стала тенденция намеренной архаизации культуры, которая выразилась в отрицании чуждых культурных элементов, строгом соблюдении канонов как в религии, так и в искусстве. К периоду Нового царства относится и первая попытка проведения религиозной реформы. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) попытался заменить египет-ский политеизм почитанием единственного бога сол-нечного диска — Атона. Тогда же он построил новую столицу — Ахетатон. Разрыв с традицией привел к по-явлению нового стиля в искусстве (Амарнский стиль), который отличается аристократической утонченностью и классической ясностью образов. В этом стиле выполнен знаменитый портрет Нефертити, а также золотая маска из гробницы фараона Тутанхамона. Последний расцвет древнеегипетского искусства происходит уже в VII в. до н.э. и характеризуется эклектичным сочетанием различных стилей и приемов разных эпох. Но даже в пору своего угасания, культура Древнего Египта служила неиссякаемым источником, из которого черпали другие народы, считавшие егип-тян своими учителями — греки, азиатские народы и др.

  1. древнеегипетская культураежелг мысыр мдениет...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  2. древнеегипетская культуракультура долины Нила от Средиземного м. на С. до первого порога на Ю. развивавшаяся со времен неолита е тыс. до н. э. до в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинн...Советская историческая энциклопедия