Мировая художественная культура. Словарь

ВЕНЕЦИАНОВ

Алексей Гаврилович (1780–1847) — русский живописец, которому принадле-жит заслуга утверждения в русском искусстве бытового жанра как самостоятельного и полноправного вида живописи. Он обратился к бытовой теме одновременно с Тропининым. Однако в отличие от Тропинина, сосре-доточившего внимание, главным образом, на отдельных народных типах, Венецианов разрабатывал форму мно-гофигурной жанровой картины, в которой зачастую зна-чительная роль отводилась пейзажу или интерьеру. Об-ращение Венецианова к бытовому жанру было вызвано тем обстоятельством, что с 1819 г. он, оставив службу, поселился в деревне Сафонково Тверской губернии. Там он и стал писать сцены крестьянского быта и портреты крестьян, правдиво отражающие жизнь. Темы и персо-нажи его произведений, а также метод работы с «натуры» противоречили установкам Академии художеств, но привели к созданию нового художественного направления. В основе его интереса к народной жизни лежали антикрепостнические идеалы вольнолюбия начала XIX в., представления о нравственной чистоте и духов-ной значительности русского крестьянства. Его взгляды были изложены в нескольких теоретических статьях, одна из них была напечатана в литературном приложении к «Русскому инвалиду» в 1831 г. Практическое воплощение идеи художника нашли в его работах. Важнейшими среди них являются: «Гумно» (1822–1823), «На пашне. Весна» (1820-е гг.), «На жатве. Лето» (сер.1820-х гг.). В них он создал обобщенный образ русского крестьянина. Большое значение в его картинах имеет пейзаж, который впервые в русском искусстве становится национальным. Венецианов показывает в своих картинах характерные мотивы среднерусского сельского пейзажа, что делает его одним из родоначальников и этого жанра в русском искусстве. Значение Венецианова в русском искусстве определяется также его ролью как педагога, родоначальника целого художественного направления в русской живописи второй трети XIX в. В его школе, содержавшейся на деньги художника, получили образование более соро-ка юношей. Основой обучения стала работа с натуры, что позволило избежать многих условностей академического классицизма, сделало школу значительным этапом в становлении реализма в русской живописи первой половины XIX века.

  1. венециановАлексей Гаврилович российский живописец. Один изосновоположников бытового жанра в русской живописи см. Венециановскаяшкола. Создал отмеченный чертами идеализации поэтич...Большой энциклопедический словарь II
  2. венециановкорень ВЕНЕЦИ суффикс АН суффикс ОВ нулевое окончаниеОснова слова ВЕНЕЦИАНОВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ВЕНЕЦИ АН ОВ Слово Венецианов содер...Морфемный разбор слова по составу
  3. венециановВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Создавал отмеченные чертами идеализации поэтические образы крестьянской жизни т...Русская энциклопедия
  4. венециановВЕНЕЦИАНОВОтец выдающегося русского живописца был родом из нежинских греков которые в XVIII веке имели обширные связи с Венецией. Можно полагать что ктото из предков худо...Словарь фамилий
  5. венециановВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович российский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи см. Венециановская школа. Создал отмеченный чертами идеали...Современный энциклопедический словарь
  6. венециановВенециановАлексей Гаврилович Москва село Поддубье Тверской области русский живописец педагог родоначальник бытового жанра. Сын небогатого купца. Занятия живописью перв...Художественная энциклопедия