Маркетинг. Большой толковый словарь

ТОРГОВАЯ МАРКА

имя (название, знак, символ или их сочетание), которое посредством ассоциации его с товаром или услугой сообщает потребителю информацию о товаре, будь то качество, надежность, мастерство изготовления, стиль, статус или потребительская ценность. Понятие «торговая марка» (аббревиатура — ТМ) появилось в результате перевода на русский язык англоязычного термина trademark. Многие эксперты образно утверждают, что ТМ — это имя, фамилия и отчество продукта или компании. Сегодня это понятие очень близко к понятию brand (см. Бренд) и часто даже идентифицируется с ним. Понятие «торговая марка» отсутствует в Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и других российских нормативных документах. Но в терминологическом словаре «Интеллектуальная собственность» это понятие есть, и к нему применимы все нормативные документы по товарным знакам, которые свидетельствуют о том, что: ТМ — это объект промышленной собственности, представляющий собой обозначение на товаре или упаковке, проставляемое производственными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара или его производителя (продавца); ТМ может быть словесной (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительной (рисунки, графические символы, сочетания цветов, в виде цветной графики), объемной, комбинированной, звуковой и т.д. Рекламоспособность ТМ характеризуется совокупностью таких признаков, как новизна идеи, эстетичность, лаконичность, ассоциативность, четко узнаваемый цвет, способность к адаптации и удобопроизносимость. Права на ТМ охраняются Законом о товарных знаках. На зарегистрированную ТМ выдается свидетельство на товарный знак, знак обслуживания, которое удостоверяет приоритет и исключительное право его владельца-правообладателя в отношении товаров, указанных в регистрации. ТМ может быть зарегистрирована на имя юридического либо физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Нормативные документы на использование ТМ (товарного знака) в международной практике изложены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. и в Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г. Один товар продается больше, другой — меньше. Это значит, в одних случаях коммуникация «товар — покупатель» устойчивее, чем в других. Отсюда и сущность ТМ, которая представляет собой товарный знак плюс все, что знают и думают о товаре, все, чего ожидают потребители. Это тот образ, который всплывает в сознании как реакция на товарный знак. Это обещание производителя посредством товара постоянно предоставлять потребителю специфический набор качеств, ценностей и услуг. ТМ является одним из наиболее фундаментальных источников информации, которым пользуется потребитель, чтобы упростить себе выбор товара и снизить потребительский риск. Coca-Cola является классическим примером комбинированного товарного знака. Для представителя, например, внеземной цивилизации, оно не несет никакой эмоциональной нагрузки. Когда же знак Coca-Cola видит средний россиянин, то у него возникает ряд образов, ассоциаций и эмоций. Для него Coca-Cola не просто товарный знак. Это ТМ, имеющая определенные специфические характеристики. Конечно, на самом деле характеристики имеет продукт, но в сознании они приписываются самой марке. Таким же образом «мерседес» как товарный знак всего лишь слово и трехлучевая звездочка. Но как ТМ это целый понятийный ряд, в России обогащенный фольклором. ТМ может быть сильной или слабой. Но в отличие от товарного знака, который в силу своих объективных характеристик может подлежать или не подлежать регистрации, иметь или не иметь рекламоспособность, сила или слабость ТМ определяется не только качеством ее основы — товарного знака, но и действиями владельца знака по его продвижению и управлению им. Как сделать удачный товарный знак успешной ТМ — это ключевой вопрос брендинга. Д. Огилви так высказался по этому поводу: «Сильная марка — это не только высокое качество товара или услуги. Марка обладает еще одним свойством, которое трудно выразить словами. Назовите это личностью, характером, аурой, атмосферой, пятым измерением — как угодно. Но дело в том, что именно это «что-то», притягивающее, как магнит, по-особому воздействует на потребителя и привлекает его». Далеко не каждая ТМ может стать брендом, для этого она должна приобрести известность на рынке и доверие у покупателей. Кроме этого существуют и другие препятствия. Потребитель устает от «безграничного выбора» (в каждом рыночном сегменте можно насчитать десятки ТМ) и осознает, что расплатой за его осуществление является время — самый дорогой ресурс. Вторым препятствием, которое удается преодолеть немногим, является эффект масштаба. Общая картина потребительских рынков на Западе выглядит следующим образом: марка-лидер имеет в среднем в два раза большую рыночную долю по сравнению с маркой № 2 и в три раза большую по сравнению с маркой № 3. Картина по прибыли еще более впечатляюща: марка № 1 имеет в среднем в три раза больший объем годовой прибыли, чем марка № 2, и в 10 раз больший по сравнению с маркой № 3. Т.М. Орлова Интеллектуальная собственность. Словарь. М., 2001. С. 309. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. М.: 2000. С. 509—547. Моисеева Н., Рюмин М., Слушаенко М., Будник А. Брендинг в управлении маркетинговой активностью. М.: Омега-Л, 2003. С. 45—54. Торговая марка // www.businesspatent.ru. Филюрин А. Брендинг и маркетинг — почувствуйте разницу // ЭКО. 2000. № 5. Шабанов Д. Brand to Business, Business to Brand. Рыночный подход к построению бренда // Управление компанией. 2003. № 2.

  1. торговая маркаСм. Марка торговая...Бизнес-словарь
  2. торговая маркато же что товарный знак....Большой энциклопедический словарь II
  3. торговая маркаТОРГОВАЯ МАРКА то же что товарный знак....Большой энциклопедический словарь III
  4. торговая маркаТОРГОВАЯ МАРКА то же что товарный знак....Большой Энциклопедический словарь V
  5. торговая маркапо законодательству многих зарубежных стран имя термин знак символ рисунок или их сочетание предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы...Большой юридический словарь
  6. торговая маркаТОРГОВАЯ МАРКА по законодательству многих зарубежных стран имя термин знак символ рисунок или их сочетание предназначенные для идентификации товаров или услуг одного про...Большой юридический словарь II
  7. торговая маркаторговое наименование конкретного товара особый знак или лейтмотив используемый производителями и дистрибьюторами для идентификации и рекламы своих товаров. Т.м. является...Внешне-экономический толковый словарь
  8. торговая маркаторговое наименование конкретного товара особый знак или лейтмотив используемый производителями и дистрибьюторами для идентификации и рекламы своих товаров. Т.м. является...Внешнеэкономический толковый словарь
  9. торговая маркаоригинально оформленный отличительный знак который торговые предприятия вправе помещать на реализуемых ими изделиях изготовленных по заказу графическое изображение оригин...Глобальная экономика. Энциклопедия
  10. торговая маркаbrand name Любое слово или средство изображение форма звук или цвет которые используются для того чтобы продукцию одной компании можно было отличить от товаровконкурентов...Глоссарий экономических терминов
  11. торговая маркаBrand название термин знак символ рисунок или их сочетание предназначенные для идентификации товаров или услуг поставщика или группы продавцов и их дифференцирования от ...Маркетинг менеджмент
  12. торговая маркавопервых присваивается торговыми фирмами товарам малоизвестных производителей вовторых в некоторых странах то же что и марка товарная....Маркетинг услуг
  13. торговая маркаtrade mark зарегистрированный знак права собственности на название товара или услуги. Торговая марка может находиться в собственности компании или частного лица которые ...Медиаэкономика зарубежных стран
  14. торговая маркаmarque de commerce [de fabrique]...Политехнический русско-французский словарь
  15. торговая маркаторговый знак указывающий на изготовителя товара а не на вид выпускаемой продукции....Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
  16. торговая маркато же что Товарный знакi....Реклама и полиграфия
  17. торговая маркаtrade name...Русско-английский автомобильный словарь
  18. торговая маркаtrade name...Русско-английский машиностроительный словарь
  19. торговая маркаtrade mark...Русско-английский политехнический словарь
  20. торговая маркаTM...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  21. торговая маркаmarca estndor marca registrada...Русско-испанский автотранспортный словарь
  22. торговая маркаmarchio di commercio marchio di fabbrica...Русско-итальянский экономический словарь
  23. торговая маркаdenominazione commerciale marchio di commercio...Русско-итальянский юридический словарь
  24. торговая маркасаудалы марка...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  25. торговая маркаshngbio...Русско-китайский словарь
  26. торговая маркайлдвэрийн тэмдэг...Русско-монгольский словарь
  27. торговая маркаHandelszeichen...Русско-немецкий политехнический словарь
  28. торговая маркаHandelsmarke...Русско-немецкий словарь по пищевой промышленности
  29. торговая маркаHandelszeichen Warenzeichen...Русско-немецкий экономический словарь
  30. торговая маркаticari marka...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  31. торговая маркаqualit ngociable...Русско-французский словарь по химии
  32. торговая маркаmarque de commerce marque commerciale...Русско-французский экономический словарь
  33. торговая маркаochrann znmka...Русско-чешский словарь
  34. торговая маркаbrand brand name Торговое наименование определенного товара производителя или дистрибьютора. Продажа большинства продуктов имеющих торговую марку началась в Великобритани...Словарь бизнес терминов
  35. торговая маркаe trade mark brand f marque deposee d Warenzeichen Handelsmarke Марка клеймо принятое фирмой графическое буквенное или иное обозначение служащее для отличия ее товаров и...Словарь международных туристских терминов
  36. торговая маркаторговая марка товарный знак торговый знак Словарь русских синонимов. ....Словарь синонимов II
  37. торговая маркаторговая марка товарный знак торговый знак...Словарь синонимов
  38. торговая маркаТОРГОВАЯ МАРКА по законодательству многих зарубежных стран имя термин знак символ рисунок или их сочетание предназначенные для идентификации товаров или услуг одного про...Словарь юридических терминов
  39. торговая маркамарка под которой изделие продают....Современный экономический словарь. 2-е изд
  40. торговая маркаТОРГОВАЯ МАРКА то же что товарный знак....Современный энциклопедический словарь
  41. торговая маркасм. Товарный знак...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  42. торговая маркаТОРГОВАЯ МАРКА trade mark Четкий символ который служит знаком отличия определенных товаров производимых или продаваемых фирмой от других товаров. Символ может состоять из...Финансовый словарь
  43. торговая маркаофициально зарегистрированный специальный отличительный знак торгового предприятия торговой фирмы который они вправе размещать на продаваемых товарах изготовленных по зак...Экономика и право
  44. торговая маркаТОРГОВАЯ МАРКА brand trade mark Название используемое для идентификации изготовителя или продавца товара. Изначально словом brand называли отметку с именем владельца выжи...Экономический словарь
  45. торговая маркаТорговая марка слова графические символы аббревиатуры выделяющие товар как фирменный продукт той или иной компании. Ср. товарный знак....Энциклопедический словарь PR и рекламы
  46. торговая маркаТОРГОВАЯ МАРКА то же что товарный знак....Энциклопедический словарь естествознания
  47. торговая маркаофициально зарегистрированный специальный отличительный знак торгового предприятия торговой фирмы который они вправе размещать на продаваемых товарах изготовленных по зак...Энциклопедический словарь экономики и права