Любительское художественное творчество в России ХХ века

ФЕСТИВАЛИ, СМОТРЫ, ОЛИМПИАДЫ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В разные периоды XX столетия использовались различные термины для обозначения массовых мероприятий, основным содержанием которых был показ и сопоставление достижений художественных коллективов, индивидуальных исполнителей. Словари фиксируют существенные оттенки в содержании родственных понятий: олимпиада — конкурс в каком-либо роде деятельности, отрасли знаний; смотр — публичный показ результатов деятельности, общественная проверка чего-либо; фестиваль — массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусств. Ключевые слова в этих определениях — «конкурс», «общественная проверка», «празднество», в основе которого «показ лучших достижений». Смена наименований далеко не всегда отражала изменения в характере мероприятий, в большой мере она передавала перемены в идеологии и мифологии художественной самодеятельности. 1920-м гг. — периоду относительного плюрализма в «художественной политике» — более соответствовали олимпиады (конкурсы). (К примеру, в Свердловске в 1926 г. состоялся показ работы балалаечных оркестров, в 1927-м — конкурс плясунов, в 1929-м — гармонистов, музыкальных и хоровых кружков, в 1930-м — клубных художественных кружков, в 1931-м — областная олимпиада национального самодеятельного искусства народов Урала.) Однако I Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства (1932), скорее, соответствовала понятию смотр, т. к. отражала не реальное, еще сохранявшееся многообразие любительского творчества, а новую политику, выдвинувшую на передние рубежи агитпропбригады, которые и господствовали на олимпиаде. Всего выступило 102 коллектива из 18 республик, 14 областей РСФСР. По итогам олимпиады Президиум ВЦСПС принял решение о ежегодном проведении краевых и общесоюзных олимпиад — творческих смотров самодеятельного искусства. При этом указывалось на «целесообразность организации дифференцированных по отдельным видам искусства (театр, ИЗО, музыка, литература) олимпиад». В 1930–50-х гг. проводилось большое количество смотров разного уровня: районных, городских, областных и краевых, всесоюзных. Характерно, что в конце 1930-х нередко употреблялось слово «просмотр». Так, в 1938 г. в Москве прошел «поголовный просмотр» всей театральной самодеятельности, который охватил 500 кружков. Из этого числа 97 были отобраны на районные смотры, половина из них попала на городской.Во время Великой Отечественной войны регулярные смотры проводились в частях Красной армии. Первый армейский смотр (1942 г.) включал все виды и жанры самодеятельности. На второй год войны смотры стали возрождаться в тылу. В сентябре 1943 г. СНК РСФСР утвердил «Положение о проведении смотра художественной самодеятельности в сельских местностях и районных центрах РСФСР». В 1945-м прошло аналогичное мероприятие. После войны смотры чаще проводили по отдельным видам искусства. В 1950–1951 гг. впервые прошел всеохватный Всесоюзный смотр самодеятельности рабочих и служащих. Второй состоялся в 1956 г. — накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Первый (1966–1967 гг.), Второй (1976–1977 гг.), Третий (1988–1991 гг.) Всесоюзные фестивали народного творчества подытожили и завершили советскую эпоху в жизни художественной самодеятельности. Они охватывали все территории, все жанры и виды, распространенные в клубной (государственной, профсоюзной, армейской) сети, все коллективы. Участие было обязательным (неучастие означало творческую и организационную несостоятельность). Успех коллективов и исполнителей определялся их способностью как можно выше подняться по четырем ступеням-этапам: 1-й этап — смотры на предприятиях, в учебных заведениях, организациях, колхозах; 2-й — районные и городские смотры; 3-й — областные смотры; 4-й — республиканские, в РСФСР — зональные смотры. Завершался фестиваль заключительными показами (по существу — пятый этап) лауреатов в столицах республик (РСФСР — в Москве). Наименование «фестиваль» в данном случае не соответствовало сути мероприятия. Это был чистой воды смотр, что и отражалось в названиях этапов, составлявших всесоюзный фестиваль. Он и приурочивался к знаменательным политическим датам. Первый посвящался 50-летию, второй — 60-летию Октябрьской революции. В преамбуле Положения о Третьем Всесоюзном фестивале говорилось: «Фестиваль проводится в период подготовки к XIX Всесоюзной партийной конференции, 70-летию Ленинского комсомола, 45-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 120-летней годовщине со дня рождения В.И. Ленина…» Тем самым делался заказ на определенный репертуар. Коллектив, исполнитель мог выбрать произведение, не входившее в рекомендательные списки, но все хорошо понимали, с какими названиями высшие ступени и награды более доступны, с какими — менее. Многим публикациям конца XX — начала XXI в., посвященным любительскому (самодеятельному, народному) художественному творчеству советской поры, присущи крайности, выражающиеся в преувеличении значимости олимпиад, смотров и фестивалей, в убежденности, что они отражали разнообразие творческой жизни любителей, весь ее спектр. В результате (в зависимости от позиции автора) предлагается или сугубо положительная, или сугубо негативная оценка и смотров, и самого творчества в целом. (Самодеятельность — либо свидетельство творческого потенциала народа, либо выражение его рабской, «совковой» психологии.) На самом деле смотры и фестивали никогда, даже в самую тяжкую, трагическую пору сталинского режима, не охватывали, не отражали всего, что творилось «внизу», в сфере самодеятельной «повседневности». Так же как и «содержание» самих смотров и фестивалей не укладывалось в рамки «положений». Не случайно СМК, органы и учреждения культуры пери-одически мобилизовывались на борьбу с «мелкобуржуазным», «мещанским» искусством, «преклонением перед Западом» и прочими грехами в изобразительном, театральном, хореографическом видах искусства. Их носители выпадали «в осадок» уже после первых этапов смотров. (За бортом Всесоюзных фестивалей оказывалась авторская песня, бытовое музицирование и песнетворчество, театральные студии, пытавшиеся освоить авангардный репертуар.) Необходимо отметить и такую деталь. «Положения» о смотрах создавались на нижних этажах управленческих структур (в государственных Домах народного творчества, профсоюзных Центрах художественной самодеятельности), часто людьми, заинтересованными в развитии творчества, в поддержке новых явлений. В «Положения» закладывались такие формулировки, которые могли обеспечить их прохождение в высших партийных и государственных инстанциях, у главных идеологов типа М.А. Суслова. В периоды «плюрализма» 1920-х, «оттепели» и перестройки многое зависело от руководителей коллективов и жюри. Так, лауреатами и участниками заключительного показа театральных коллективов в Москве по итогам Всесоюзного фестиваля 1976–1977 гг. наряду с «Большевиками» М. Шатрова (Выборгский народный театр Ленинградской обл.) были «Две стрелы» А. Володина («Манекен», г. Челябинск), «Последний срок» В. Распутина (Усть-Абаканский н. т.) — спектакли, далекие от социалистической идеологии и «партийности искусства». Подлинное фестивальное движение зародилось в конце 1970-х –1980-е гг. и развернулось уже в постсоветское время, в 1990-х гг. прошлого — начале XXI века. Принципиальным отличием настоящего праздника искусств от псевдо(квази)фестивалей является добровольность. Фестивальная программа формируется из приглашенных (которые вольны отказаться от участия) и самостоятельно отозвавшихся, пожелавших принять участие коллективов (оргкомитет, в свою очередь, волен подтвердить или отклонить заявку). Большую часть расходов, связанную с участием в фестивале, несет сам коллектив. Фестивальная программа кроме основного — показа спектаклей — содержит сопутствующие мероприятия: дискуссии, круглые столы, ночные кафе, выпуск фестивальной газеты и тому подобные виды неформального общения. Как правило, на открытии коллективы показывают театрализованные «визитные карточки», а закрытие проходит в форме капустника. Инициаторами первых фестивалей такого рода выступили студенческие коллективы крупнейших вузов страны и молодежные театры городов-новостроек (Набережные Челны, Тольятти, Братск, Ангарск). «Весна УПИ» (Уральский политехнический институт, г. Свердловск) собирала музыкальные и театральные коллективы Урала и средней полосы России. Большой популярностью у студенческих и молодежных театров, склонных к экспериментированию, пользовались «Театральные опыты», проводимые «Манекеном» — театром Челябинского политехнического института, «Игры в Лефортове» (Московский энергетический институт). В постсоветской России широкое распространение получили областные, региональные и Всероссийские фестивали, инициаторами и организаторами которых являются Дома народного творчества, общественные организации и коллективы («Калужские театральные каникулы», «Губернские подмостки», «Синяя птица», «Успех» и др.) (А. Ш.)Лит.: 1. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. В 3-х т. СПб., 1999–2000; 2. Шульпин А.П. Театр любителей. Последний парад. М., 1992.