Любительское художественное творчество в России ХХ века

ТЕАТРСТУДИЯ ЧЕЛОВЕК

Москва). Возникла из любительского драмкружка при ДК завода «Красная звезда». Его бессменный руководитель Людмила Рошкован формировала репертуар коллектива вопреки рекомендациям руководящих органов художественной самодеятельности. Это были пьесы Маяковского, С. Мрожека, Т. Ружевича. Рошкован дважды (1978 и 1982) увольняли с работы. Однако сплоченный коллектив любителей добивался ее возвращения. Более того, «Ч.» принял под свою крышу спектакль «Эмигранты» Мрожека — внеплановую работу студентов школы-студии МХАТ, в котором участвовал бывший член коллектива Роман Козак. В 1987 г. «Ч.» был включен в двухгодичный Эксперимент самодеятельных театральных студий — ЭХО, — новый этап творческой жизни. Все внимание руководителя было отдано тому, чтобы соединить в единое целое две различные творческие группы, оказавшиеся в стенах выделенного городом помещения. Каждая из них пришла со своим лидером, бывшим воспитанником Л. Рошкован. Р. Козак возглавил группу молодых актеров МХАТа; с Сергеем Кочановым пришли выпускники ГИТИСа, в т. ч. и режиссер Сергей Женовач. Спектакли «Чинзано» Л. Петрушевской, поставленный Козаком, и «Панночка» в постановке Женовача, удачно продолжая заложенные в коллективе традиции, обогатили их обилием образных решений. Эстетический багаж студии рос на глазах, привлекая внимание не одних лишь соотечественников. Спектакли польского драматурга Славомира Мрожека «Эмигранты» (реж. М. Мокеев) в Мюнхене во время «Дней Москвы» и «Стриптиз» (реж. Л. Рошкован) в Кракове поставили коллектив в ряд лучших представителей студийного движения конца 1980-х гг. Способность исполнителей «Эмигрантов» (Р. Козак и А. Феклистов) идти от детали — от, казалось бы, малозначащей частности — к емкой сценической метафоре, обобщению, выходящему за пределы конкретного сюжета, делало пьесу масштабнее, придавало спектаклю характер притчи. Трижды приглашались «Эми-гранты» на родину автора — в Польшу, а также в страны Латинской Америки и Египет. Когда в 1988 г. в Кракове торжественно отмечался юбилей Мрожека — 60 лет со дня рождения, среди участников трехдневного смотрафестиваля был и «Ч». Режиссер Рошкован и исполнители услышали из уст автора признание: они открыли ему смысл собственного сочинения через призму Достоевского. Обогащение репертуара малопопулярными произведениями классики («Иллюзия» П. Корнеля, реж. С. Женовач), смелые интерпретации авангарда («В ожидании Годо» С. Беккета, реж. Д. Брусникин) отличало работу коллектива конца 1980-х — начала 1990-х гг. В 1989 г., по успешном завершении ЭХО, «Ч.» обрел статус муниципального театра, и коллектив вступил в третий этап творческой жизни. Р. Козак, С. Женовач и ряд актеров выбрали собственную дорогу в творчестве. Л. Рошкован возглавила профессиональный театр. (Л. С.) Лит.: Солнцева Л. Эхо эксперимента // Путешествие из Москвы в Москву. М.: ГИИ, 1999. С. 174–176.