Любительское художественное творчество в России ХХ века

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ ДК АВТОЗАВОДА ИМ. СТАЛИНА

была образована в 1937 г. в детском клубе («детском секторе») грандиозного Дворца культуры вскоре после ввода его в эксплуатацию. Детский клуб, помещавшийся в отдельном здании, примыкавшем к основному корпусу ДК, располагал небольшим уютным зрительным залом, фойе, помещениями для репетиций и занятий разнообразных коллективов. Руководить драматическим кружком был приглашен студент режиссерского факультета ГИТИСа Сергей Львович Штейн, который не был новичком в самодеятельности. В конце 1920-х он руководил «живой» газетой «Красный галстук» в Орловском доме пионеров, затем организовал Театр юного зрителя, который в 1931 г. стал участником заключительного тура Всесоюзной олимпиады в Москве. После этого успеха двадцатилетнего режиссера-самоучку направили на стажировку в ленинградский ТЮЗ к А.А. Брянцеву. В 1935 г. Штейн поступил в ГИТИС, где его учителем стал И.Н. Берсенев, известный актер, режиссер и театральный педагог. Получив возможность с нуля создавать коллектив в благоприятных условиях, Штейн задумал организовать студию, для чего отобрал одаренных школьников со всего Пролетарского р-на столицы. В 1938 г. сюда в качестве преподавателя художественного слова и техники речи была приглашена Л.М. Сатель — педагог московского ТЮЗа. Первые годы студийцы занимались этюдами и отрывками из произведений русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого. В мае 1939 г. состоялась премьера первого полнометражного спектакля — инсценировка романа Э. Войнич «Овод». Затем в работу взяли «Приключения Тома Сойера и ГекльберриФинна» М. Твена. В спектакле были заняты все студийцы. Роли не распределялись. Каждый готовил роль, какую хотел. Репетировали методом этюдов на темы приключений Тома и Гека. Постепенно мешанину из сцен упорядочивали, приводили к общему сюжету, отбирали наиболее преуспевших исполнителей. Премьеру спектакля под названием «Друзья из Питсбурга» сыграли в марте 1940 г. До начала войны успели подготовить еще один спектакль — «Испанцев» М. Лермонтова. Последний раз его сыграли 11 мая 1941 г. Во время Великой Отечественной войны Штейн был эвакуирован в Среднюю Азию с театром им. Ленинского комсомола, где работал режиссером-ассистентом Берсенева. Многие штейновцы ушли на фронт. Те, кто оставался в Москве, организовали концертную бригаду, выступали в цехах завода, госпиталях. С возвращением руководителя студии в августе 1943 г. занятия возобновились. Новый набор пополнил поредевший состав: одни погибли, других война рассеяла по стране, третьим было не до театра. В 1945–1946 гг. студия работала над спектаклем «Наташа Ростова» по роману Л. Толстого «Война и мир». Конечно, Штейн и его студия не могли пройти мимо советской классики. С искренней верой и самоотдачей работали над инсценировкой «Как закалялась сталь» Н. Островского, к Всесоюзному смотру самодеятельности 1950–1951 гг. подготовили «Аттестат зрелости» Л. Гераскиной и попали в число призеров, участников заключительного показа самодеятельного театра в Москве. Однако подлинным устремлением и достижением Штейна было иное. Его жизненное и творческое кредо — создавать в театре и по возможности поддерживать за его пределами мир красоты, идеальных чувств, помыслов, отношений — выразил, как никакое другое создание, спектакль «Друзья из Питсбурга». В нем легко и свободно разворачивалась режиссерская и актерская фантазия, воедино сливались слово, музыка, танец, создавая чарующий мир гармонии. Этот веселый, игровой, искрящийся юмором спектакль был восстановлен в 1946 г. и сохранялся в репертуаре студии 30 лет — до 1976 г. Через него прошло несколько поколений студийцев. В «детском секторе» ДК автозавода-гиганта им. Сталина, в центре Пролетарского района столицы, Штейн создал духовное убежище, храм творчества для совсем юных и уже повзрослевших, немало переживших и повидавших воспитанников, для себя самого, не очень преуспевшего на ниве профессионального искусства и бытового благоустройства. С. Штейн не был борцом, он был романтиком, влюбленным в детство, юность, отрочество. В жизнь. (А. Ш.) Лит.: Вьюкова Т. Здесь жизнь моя: Записки актрисы народного театра. М., 1989; Шульпин А. Студийный театр // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1930–1950 гг. СПб., 2000.