Любительское художественное творчество в России ХХ века

СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР МГУ

Само наименование — Студенческий театр — знаменует особый, «оттепельный» период в истории театральных коллективов Московского университета, а именно 1958–1968 гг. Ранее драматический коллектив университетского клуба на улице Герцена мало чем отличался от других любительских коллективов, с переменным успехом играл «Коварство и любовь» Шиллера, «Машеньку» Афиногенова, «Юность отцов» Горбатова, «Старых друзей» Малюгина, «Свадебное путешествие» Дыховичного и Слободского. Принципиально новый этап в жизни коллектива МГУ начался с приходом в качестве руководителя молодого актера Московского ТЮЗа, выпускника Щукинского училища Ролана Быкова, мечтавшего о самостоятельной режиссуре, о своем театре. К моменту прихода Быкова в университетском коллективе собралась удивительная по разнообразию индивидуальностей и одаренности группа молодых актеров, которые уже успели приобрести кое-какой опыт и жаждали настоящего дела. К моменту подоспела и публикация в журнале «Иностранная литература» (1957. № 12) пьесы молодого чешского поэта и драматурга Павла Когоута «Такая любовь», отражавшей дух времени, отвечавшей актерскому потенциалу студенческой труппы и устремлениям Быкова. Принципы строительства университетского театра были зафиксированы в Уставе театра, заявлены в устных и печатных выступлениях его руководителя. Этапрограмма может удивить бросающимся в глаза соседством нестыкующихся положений, противоречивых заявлений. Коммунистическая риторика и словесные клише, въевшиеся в сознание, использовались для выражения новых, неадекватных этим понятиям мыслей, чувств, творческой воли. Впрочем, последняя определялась вполне прозрачно — это была воля к театру. Назвав свою программную статью «Театр — это театр» (2), Б. решил оспорить основополагающий тезис госкультпросвета «самодеятельность — это самодеятельность», т. е. досуговое, посильное занятие творчеством, не мешающее основной профессии. Быков хотел строить с любителями театр, способный «заговорить на всех языках театрального искусства», использовать все возможности сцены (пластику, костюм, грим, сценографию, свет, звук), «условные» игровые приемы. Таким образом, лозунг «Театр — это театр» приобретал в контексте его программы, помимо значения «настоящий театр», и другое — «театральный театр». «Такая любовь» П. Когоута привлекла Р. Быкова близостью тематики молодежному студенческому составу труппы, возможностью благодаря открытой игровой структуре заострить проблематику драмы, выведя ее в сферу актуальных социально-психологических коллизий. Самым кардинальным и впечатляющим нововведением постановщика было включение в действие «хора», воплощавшего коллективное общественное мнение. На пути любви (с ее сокровенностью, непредсказуемостью) вставал «коллектив». А сквозь якобы общественное мнение проступали жесткие, непререкаемые табу истинного вершителя судеб — партийного государства. Опираясь на успех спектакля, поддержку творческой интеллигенции, одаренную труппу, Быков намеревался постепенно перевести студенческий театр на профессиональные рельсы. Ему удалось достичь фантастических по тем временам результатов: открыть самостоятельный счет в банке, добиться разрешения на платные спектакли, доходы от которых шли коллективу, сформировать технический персонал театра из пятнадцати человек. Летом 1958 г. на широкую ногу были организованы гастроли: «Такая любовь» показывалась на сценах Ленинграда, Иванова, Смоленска, Московской обл. Создать профессиональный театр власти не позволили, но и загнать С.Т. в рамки рядового любительского коллектива не сумели. «Такая любовь», затем «Дневник Анны Франк» в постановке И. Соловьева, спектакли С. Юткевича и М. Захарова («Я отвечаю за все» Г. Полонского, «Дракон» Е. Шварца, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта), а рядом блистательные, острые программы студии «Наш дом»: «Мы строим наш дом», «Прислушайтесь — время!», «Смех отцов», «Целый вечер как проклятые» — два студенческих коллектива образовали своеобразный художественно-культурно-общественный центр, где встречались люди, ощущавшие принадлежность к «своему» времени, поколению, которое позднее назовут шестидесятниками. Постепенно водители троллейбусов, отвечая на «запросы» пассажиров, переименовали остановку близ университетского клуба. Она стала называться не «Улица Герцена», а «Студенческий театр». Сюда на премьеры, диспуты, встречи приезжали артисты столичных театров, молодые поэты, возродившие традиции поэтических вечеров в Политехническом, молодые художники, критики, студенты и преподаватели со всей Москвы, режиссеры и актеры молодежных театров из провинции.В рецензиях на спектакли Студенческого театра в качестве ведущей темы называлась их антифашистская направленность. Действительно, «Дневник Анны Франк», «Дракон», «Карьера Артуро Уи» — лучшие спектакли того времени — впрямую обращались к теме фашизма. Однако подавляющее большинство зрителей — друзья и недруги — отлично понимали, что театр берет проблему гораздо шире и глубже. История С.Т., как говорил уже в середине 1980-х Вадим Зобин, исполнитель заглавных ролей в «Драконе» и «Карьере…», — это история «всевозможных, мыслимых и немыслимых запретов и героического противостояния им коллектива театра». Разрешение на постановку «Дневника Анны Франк» руководители театра получали от самого министра культуры. С. Юткевич, используя свой авторитет и связи, за разрешением поставить «Карьеру Артуро Уи» обращался уже в ЦК КПСС. Дважды университетское идеологическое начальство расправилось со студенческими спектаклями «по-домашнему»: декорации «Дневника…» и «Дракона» тайно сжигались. Пьесу Э. Олби «Случай в зоопарке», поставленную И. Соловьевым, не допустили на сцену. Этому же режиссеру было отказано в постановке инсценировки по рассказам И. Бунина. В 1970 г. Быков безуспешно предлагал поставить «Ревизора». Тем не менее театр, основу которого заложил Ролан Быков, прожил насыщенной творческой жизнью целое десятилетие. «Такой духовной слитности, такого интенсивного кровообращения между залом и сценой и малой дистанции между ними, которые достигались здесь, не часто удавалось достигнуть профессиональному театру», — писал А. Свободин. Студенческий театр — это «очаг духовного единения людей, солидарных в понимании жизни, бытия, повседневности…» (6, 6–7) (А. Ш.) Лит.: 1. Быков Р. Самый молодой // Московский комсомолец. 1958. 30 авг.; 2. Быков Р. Театр — это театр // Театр. 1959. № 6; 3. Григорьев В. Есть студенческий театр // Театр. 1958. № 11; 4. Буряков В. Был театр… // Театр. 1987. № 3; 5. Князева М., Верен Т., Климов В. 200 лет плюс 20. М., 1979; 6. Свободин А. Загадки студенческого театра // Князева М., Верен Т., Климов В. 200 лет плюс 20. М., 1979; 7. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х — начало 1990-х гг. СПб., 1999.