Любительское художественное творчество в России ХХ века

КОСТРОМСКОЙ КЛУБ ДУРАКОВ

КоКлДу) — СТЭМ Костромского педагогического института им. Н.А. Некрасова. В конце 1991 г. А. Данилов, С. Простов, А. Соколов, Э. Соколов впервые собрались вместе, чтобы «подурить» в «Хреновнике», как называли в институте новогодние капустники. В следующем году 1 апреля они провели фестиваль черного юмора, где выступили с программой «Чернеет парус одинокий». С этого момента коллектив каждый год ко дню юмора готовит новое представление — либо цельный эстрадный спектакль («Чернорусь изначальная», 1995), либо дивертисмент из собственных сценок, синхробуффонад, пантомимических зарисовок, пародий, скрепленных стихотворным, как правило, конферансом, навеянным детскими садистскими стишками и перепевами хрестоматийных поэтических строк. Авторы-актеры этого исключительно мужского и подчеркнуто развлекательного СТЭМа (А. Ляпунов, И. Лебедев, Д. Лебедев, А. Сидло, В. Кабанов) в самых смешных своих номерах, «У роддома», «Белая королева», «Лестничная площадка»,демонстрируют редкое среди любителей чувство стиля классической эстрадной миниатюры — с чередой комических ситуаций, разрешаемых неожиданным образом, с удачно найденными сценическими образами, раскрывающими яркую индивидуальность каждого исполнителя. КоКлДу старается избегать самоповторов и эксплуатации найденных актерами масок. В спектакле «Мазилы ХХ в.» (1997) коллектив обратился к редкому жанру живой картины, инсценировав четыре знаменитых полотна («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Охотники на привале» и «Совет в Филях»), каждое из которых населяют скорее анекдотические, нежели исторические персонажи. В миниатюре «Зайка в обмороке» трое актеров пытаются иллюстрировать переменчивую фантазию рисующей девочки (голос за сценой). Здесь интересны и сам объект пересмешничества (непосредственность детского творчества), и еще одна проекция живых картин, и отсутствие даже намека на дешевую философичность или деланные умиление и оптимизм по поводу будущего страны, что так часто портит иные номера разговорной эстрады. С 1993 г. КоКлДу участвует в стэмовских фестивалях (в Брянске, Калуге, Москве, других городах), сделавших его одним из самых популярных молодежных эстрадных театров России. Он много гастролирует, в 1999 и 2001 гг. провел в Костроме фестиваль «СТЭМАТОЛОГ». К своему десятилетию КоКлДу издал сборник лучших миниатюр «Кто последний — тот Дурак» (Кострома, 2001). (М. Ю.)