Любительское художественное творчество в России ХХ века

КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ

это речевой хор, основанный на тембровом разнообразии голосов и близкий по принципам построения хору музыкальному. Возникновение, интенсивное развитиe и распространениe К.Д. охватывает период 1910–30-х гг. Жанр К.Д. неразрывно связан с именем Василия Константиновича Сережникова (1885–1952). Зарождению идеи К.Д. способствовала его профессиональнаядеятельность: Сережников преподавал технику речи на Императорских Петербургских драматических курсах; будучи режиссером Александринского театра, он ставил античные трагедии, в т. ч. хоровые сцены, где использовал приемы мелодекламации. В 1915 г. Сережников организовал Школу живого слова. Работа в этой школе позволила ему создать теорию и методику К.Д., придумать и усовершенствовать различные формы и направления этого искусства. Как синтетический жанр К.Д. вызывает и театральные, и музыкальные аналогии. Первые восходят к античному хору. Возможны также ассоциации с разными театральными традициями, основанными на разработанной декламационнозвуковой палитре, например, с классическим французским театром XVIII в. или японским театром кабуки, где текст произносится в манере завораживающей мелодекламации, представляющей нечто среднее между пением и обычным разговором. От музыки идет сравнение с хоровым пением, использование некоторых приемов музыкальных форм. Существует и обширный слой аналогов, возникающих там, где имеет место групповая речевая деятельность, например совместное чтение в школе, коллективные возгласы толпы (на демонстрации, в войсках), молитва прихожан во время богослужения и др. Синонимический ряд также отражает синтетическую природу К.Д.: хоровая декламация (хоровое чтение, хоровое слово), многоголосная или полифоническая декламация, голосовая инструментовка, тональное творчество, художественное многоголосное чтение и т. д. Сам Сережников называл себя «речевым композитором», соединяя в этом определении обе стороны жанра. Речевой хор составлялся из темброво однотипных голосовых групп, которые, по мнению Сережникова, делились на мягкие (сопрано, меццо-сопрано, тенора) и твердые (альты, басы). Первые характеризовались как начало женственное, нежное, порой бессильное, эмоциональное и лирическое, молодое, соответствующее гласным звукам. Вторые — как мужественное, сильное, волевое, интеллектуальное, страстное, зрелое, соответствующее согласным. Принцип инструментовки состоял в умении правильно подобрать тембровую краску, выражающую характер текста: отдельно оркестрована могла быть каждая строчка. В прихотливом чередовании разных тембров, сольных и хоровых партий создавался индивидуальный звуковой образ произведения. Сережников инструментовал стихотворения русских поэтов, отрывки прозы, актуальные агитационно-политические тексты, создавал целые спектакли, основанные на принципах К.Д., которые он называл тональными пьесами. Современники выносили яркие впечатления от посещения студии Сережникова. Поэт А.Ф. Струве (который даже писал стихи, специально рассчитанные на К.Д.), музыковед Л.Л. Сабанеев считали, что Сережникову удавалось достичь поразительных эффектов. Помимо тембровой раскраски Сережников стремился выстроить форму целого, используя разные композиционные приемы и добиваясь единства звучания хора. В тексте обозначалась не только голосовая полихромность, но и метроритмические особенности, динамические оттенки, зоны подъема и падения интонации, даже тональность (высотность звука голоса читающего). Сережников использовал весь спектр приемов речи, все градации перехода от обычной разговорной интонации к пению, нередко сочетая речьи музыку (например, хоровое пение с закрытым ртом использовалось как фон для декламации). Вот пример инструментовки, в которой постепенное одновременное хроматическое повышение и понижение интонации в разных голосовых группах создает ощущение дисгармонии и хаоса при передаче картины сражения: С+М+Т Бой барабанный, клики, скрежет А+Б А+Б Гром пушек, топот, ржанье, стон С+М+Т Сережников использовал разные полифонические приемы, например контрапункт (одновременное звучание двух или нескольких текстов), фугато (один текст, проходящий по всем голосам). Один из распространенных принципов общей композиции связан с эффектом нарастания: соло — группа — несколько групп — все. Чтобы успешно осуществлять столь сложные замыслы, Сережников настаивал на необходимости дирижера. Фигура дирижера придавала еще больше сходства с музыкальным ансамблем. С увлеченностью первооткрывателя Сережников мечтал о больших перспективах развития своего дела. Он надеялся, что К.Д. пойдет дальше хоровой модели, к более детализованному принципу симфонической музыки. В первые послереволюционные годы К.Д. приобретает большую популярность, развиваясь как в концертно-профессиональном, так и в самодеятельном и бытовом направлениях. К.Д. оказалась созвучной эпохе, насыщенной коллективистскими устремлениями, она словно впитала в себя приметы массового революционного времени — говор толпы, коллективные возгласы, — отразила единый дионисийский порыв народа. Благодаря суггестивному воздействию, К.Д. была воспринята как новый вид агитационного творчества. К.Д. широко использовалась в профессиональном и самодеятельном театре, в живых газетах, выступлениях «Синей блузы», хоровых инсценировках песен, сочетаясь с различными формами движения, пантомимой и танцем. Заимствуя общие принципы хорового чтения, самодеятельные коллективы значительно упростили идеи Сережникова, его тембровые разработки почти не использовались. В бытовом контексте К.Д. превратилась в так называемую «комсомольскую рубку лозунгов» — скандирование текста с расчленением слов на слоги и ударением на каждом из них. В этом духе произносились популярные в 1920–30-е гг. речевые марши и песни-речевки с хоровым скандированием припева, многочисленные приветствия пионеров. Этот своеобразный жанр хорового политического плаката использовался во время демонстраций, праздников, собраний. (М. К.) Лит.: Сережников В.К. 10 лет работы первой русской школы живого слова. М., 1923; Сережников В.К. Коллективная декламация. М., 1927; Жаткин П. Коллективная декламация. Харьков, 1925; Массовое действо. М., 1927; Румянцев С.Ю. Коллективная декламация // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории 1917–1932. С. 245–248.