Любительское художественное творчество в России ХХ века

ЗАЙЦЕВА ЛЮБОВЬ ФЕДОРОВНА

род. в 1962 г.) — режиссер, педагог, художественный руководитель студии «Диалог» и Молодежного театра «Доминанта», г. Губаха Пермского края. Историк по первоначальному образованию, театрал по призванию, Л. Зайцева — яркий представитель характерной для России формации деятелей, посвящающих свою жизнь служению театру. З. добивается поставленной цели благодаря интенсивному, непрерывному самообразованию и творчеству, непоколебимой вере в высокое призвание театра, в его укорененность в русской культуре. Театральное дело З. развивалось постепенно и естественно. Приехав в Губаху в начале 1980-х, после окончания вуза (сюда направили на работу мужа), онавозглавила драматический кружок городского Дома пионеров и поступила на заочное режиссерское отделение Пермского института искусств. К концу 1990-х З. уже возглавляла студию, в которой занималось более ста детей от 6 до 17 лет под руководством одиннадцати педагогов. Студия функционирует вполне самостоятельно (формально оставаясь подразделением бывшего Дома пионеров — ныне Дома детского и юношеского творчества), в отдельном помещении — специально переоборудованном детском садике. Здесь есть классы, бутафорский и костюмерный цеха, зрительный зал на 70 мест. Программа занятий включает три (как их называет сама З.) ступени. Первая ступень — «Развивающие театральные игры». По этой программе занимаются младшие школьники. Вторая ступень — двухгодичная «Театральная школа». «Труппа» — так называется третья ступень — это группа 15–17-летних юношей и девушек, прошедших «Театральную школу». В разные годы до этой ступени добиралось от 7 до 15 студийцев. Здесь продолжаются занятия (актерский и речевой тренинг), но вся работа сосредоточена уже вокруг подготовки спектаклей, предназначенных для зрителей, гастролей, поездок на фестивали. Короче говоря, «Труппа» представляет собой модель настоящего театра. Ее состав, как и всей студии, текуч, полностью обновляется каждые 2–3 года. Молодые люди, завершая среднее образование, покидают родные места, разъезжаются по большим городам, где есть специальные учебные заведения (в Губахе — только медицинское училище), где можно приобрести профессию и найти достойную работу. Часть воспитанников студии поступают в Пермский институт искусства и культуры, московские, санкт-петербургские, свердловский театральные высшие учебные заведения. Кто-то устраивается в других городах. Кто-то не прочь вернуться в Губаху, в родной дом, в родной коллектив. 2000-й год — начало реализации еще одного естественно возникшего проекта З.: распоряжением главы городской администрации создано самостоятельное учреждение культуры — Молодежный театр «Доминанта» (десять штатных единиц). Молодежный театр, по существу, четвертая «ступень» театрального комплекса, развернутого З. В спектаклях, которые играются в помещении кинотеатра, заняты не только штатные актеры, но и педагоги студии «Диалог», старшие студийцы. В свою очередь, актеры Молодежного театра занимаются со студийцами. В студии и театре З. осуществила более 50 постановок, тематических инсценировок и программ (среди них «Голый король» Шварца, «Снегурочка» Островского, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Граф Нулин» Пушкина, «Червонный валет» Цветаевой, «Бэла» Лермонтова, музыкально-пластическая композиция «Шахматная фантазия», ежегодный праздник «День рождения театра» — на который приглашаются родители актеров, друзья, почитатели театра, — фестивали, выпускные вечера, карнавальные шествия по городу в праздничные дни). Театр З. во всех его проявлениях и ответвлениях врос в жизнь небольшого (50 тыс. жителей) города и составляет едва ли не самую значительную часть его культурного пространства. Его хорошо знают за пределами города. Он частый гость в Перми. Каждый год его приглашают на фестивали в Москву, другие города России (Калуга, Глазов, Саратов, Псков, Щелыково), где театр непременно оказывается в центре событий и дискуссий, становится лауреатом, обладателем престижных наград.Родители охотно ведут детей к З. Причина не только в ее театрально-педагогической одаренности. З. — цельная натура, человек незаурядной жизненной силы, энергии, притягательности. Она сама мать троих детей: двух сыновей и дочери. Дети с малых лет увлеченно занимаются в Студии. Старший сын — студент театрального училища им. Щепкина при Малом театре, средний — Пермского института искусства и культуры. Дочь-школьница тоже пробует себя на сцене. Муж, руководитель монтажной фирмы, — главный советчик и помощник в решении технических задач. (А. Ш.) Лит.: Театральные каникулы: Проблемы развития детского и юношеского театра: Сб. М., 2004; Шульпин А. Ступени школьного театра // Театральное творчество. Альманах. 2003. № 1.