Любительское художественное творчество в России ХХ века

ЕХК

Единый художественный кружок — форма организации и функционирования клубной художественной самодеятельности, разработанная теоретиками культурно-массовой работы (1920–1925 гг.). Популярная в кругах методистов и политработников концепция ЕХК в основной массе практиков художественной самодеятельности воспринималась скептически, скрыто-оппозиционно по причине ее неосуществимости, отсутствия социальных, материальных и кадровых основ для реализации. Мысль вдохновителей ЕХК разрывалась между утопической идеей создания синтетических зрелищных форм и крайне утилитарной задачей объединить и направить работу всех клубных коллективов на оформление общественнополитических акций. С одной стороны, провозглашалось: «Самым совершенным видом ЕХК надо считать слияние всех художественных кружков (сюда входят драмкружок, литкружок, хоровой, оркестровый, изо, спорт; возглавляющим все эти кружки должен быть кружок политический) в одно целое (так сказать, химическое соединение кружков), где не видно разницы между одним и другим, где все участники занимаются всеми видами художественно-творческой работы» (1, 16–17). С другой стороны, утверждалось: «Содержанием работы ЕХК должно быть не то, что случайно подвернулось под руку данному руководителю, а то, что является в каждый момент наиболее актуальным для жизни Советской Республики (вопросы международной и текущей политики, революционные празднества, производства, профсоюза, наконец, данного клуба)» (1, 18). Политические и хозяйственные кампании, которые в чрезвычайных условиях тех лет следовали одна за другой, в конечном счете и были положены в основу работы ЕХК, что в итоге не могло не сказаться на уровне художественно-творческой деятельности коллективов, их привлекательности для участников. Результаты работы ЕХК по «организации революционных, профессиональных, партийных и т. д. празднеств», «оформлению революционных обрядов (красные крестины, свадьбы, чествование героев труда, поднесение знамен и т. п.)» неминуемо свелись к созданию «инсценировок-однодневок». Теория ЕХК потеряла актуальность уже к 1925 г. Однако необходимо отметить, что объединение коллективов для создания инсценировок к знаменательным датам осуществлялось всегда и повсеместно (продолжается и по сию пору). Эта практика является предметом непрекращающейся борьбы администрации учреждений культуры и руководителей художественных коллективов. Противоречие интересов было неразрешимо в рамках сложившейся в СССР системы культурно-массово-просветительской работы. (А. Ш.) Лит.: 1. Единый художественный кружок: Методы клубной работы. Л., 1924; 2. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1917–1932 гг. СПб., 2000.Ж