Любительское художественное творчество в России ХХ века

ДАВИДЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

1899–1934) — композитор, дирижер-хоровик, организатор хоровой самодеятельности. Родился в Одессе. Рано потерял родителей, поэтому детство было полно нужды и лишений. Учился в духовном училище. С 9 лет пел в хоре, с 13 лет — первые опыты работы хормейстером. Профессиональное образование начал в Одесской консерватории. В 1919 г. как красноармеец участвовал в Гражданской войне. С 1922 г. Д. учился в Московской консерватории и Хоровой академии в классе А.Д. Кастальского, который оказал на него большое влияние. В период учебы в консерватории организовал объединение студентов-композиторов ПРОКОЛЛ и был вдохновителем всех его творческих начинаний. В 1925 г. предпринял поездку на Кавказ с целью собирания чеченского фольклора. В 1929 г. стал членом РАПМ. Д. неразрывно связан с эпохой 1920-х гг., он впитал в себя ее наивный романтизм, фанатичную прямолинейность, увлеченность идеей своего участия в преобразовании мира. Энтузиазм и стремление быть инициатором общественных начинаний более всего проявились в работе Д. с самодеятельностью. Еще в ранней молодости, в Одессе, он начал создавать свои первые рабочие хоровые кружки, и с тех пор это стало его потребностью. В Москве работа Д. приобрела целеустремленность и необыкновенный размах: он организовывал все новые и новые хоровые коллективы, постоянно бывал в клубах, на заводах, в армии. Во многих местах его любили и принимали как близкого человека. Д. обладал прекрасными организаторскими способностями, был заводилой и душой любой компании, его огромная внутренняя энергия и творческая воля заражали окружающих. Мастерство работы Д. с хорами было общепризнано, на репетиции его самодеятельных коллективов ходили студенты консерватории. Ему удавалось добиваться самого трудного — чистоты строя и слаженного ансамбля. Кружки Д. использовал как свою творческую лабораторию — многие его произведения впервые исполнялись именно самодеятельными хорами. В одном из руководимых им коллективов — хоре Клуба им. Ногина — Д. осуществил новаторскую постановку оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», названную современниками «Салтан дыбом». Д. был одним из первых организаторов массового пения. Свои самодеятельные концерты он часто заканчивал общим пением, вовлекая в него весь зал. Особенно удачными были его опыты по разучиванию массовых песен во время демонстраций. Он разделял колонну на группы и, репетируя разные голоса, создавал мощное и впечатляющее многоголосное звучание. Кроме Москвы Д. был связан с самодеятельностью Ленинграда. В 1932– 1933 гг. он работал с хорами на флоте в Севастополе.Свое композиторское творчество Д. также связывал с идеей служения народу. Его привлекали более доступные для восприятия демократические жанры — песня, оратория, опера. Он старался опираться на интонации музыкального быта — русские и украинские народные песни, рабочий фольклор, революционные гимны, частушки. Однако этот материал он облагораживал и усложнял средствами современного музыкального языка, поэтому его произведения, особенно хоры, достаточно сложны для непрофессиональных исполнителей. Д. считал, что нельзя потакать упрощенному вкусу публики, необходимо добиваться высоких художественных результатов как в академических, так и в массовых жанрах. Это несомненно относится к благородному мелосу песен самого Д., очень популярных в его время. Смерть Д. была странно-символичной — он умер неожиданно, придя домой после первомайской демонстрации, где так прославился как вдохновенный дирижер и организатор. На его похоронах пели хором его песни, и их веселый, жизнеутверждающий характер контрастировал с мрачным смыслом похоронной процессии. (М. К.) Лит.: Александр Давиденко. Воспоминания. Статьи. Материалы. Л., 1968; Музыкальная самодеятельность. 1934. № 7 (номер полностью посвящен Давиденко); Лебединский Л. А. Давиденко : Материалы для творческой биографии // Советская музыка. 1935. № 4; Ряузов С. Воспоминания о ПРОКОЛЛе // Советская музыка. 1949. № 7. С. 54–59; Белый В. Творчество Александра Давиденко // Советская музыка. 1952. № 9; Дмитриевская К. Массовая песня Александра Давиденко // Вопросы современной музыки. Л., 1963.

  1. давиденко, александр александровичрод. современный композитор в организовал производствен. композиторский коллектив при Московской государственной консерватории Проколл который ставит себе задачей созд...Большая биографическая энциклопедия
  2. давиденко александр александровичДавиденкоstrong Александр Александрович [. Одесса . Москва] советский композитор. В окончил Московскую консерваторию учился у А. Д. Кастальского и Р. М. Глиэра. Возглав...Большая Советская энциклопедия II
  3. давиденко александр александровичДАВИДЕНКО Александр Александрович. российский композитор. Массовые песни в т. ч. Конница Буденного хоры Улица волнуется и др. обработки русских народных песен....Большой Энциклопедический словарь V
  4. давиденко александр александровичIV Одесса V Москва В искусстве Давиденко нет аккуратно выписанных деталей как нет и изображения отдельных людей и характеров или же раскрытия глубоко личных интимных ...Музыкальный словарь