Любительское художественное творчество в России ХХ века

БОНИФАСИО

старожил движения студенческих театров эстрадных миниатюр в Сибири. Возник в 1974 г. на историческом факультете Томскогогосударственного университета, с 2000 г. работает при Доме ученых г. Томска. В коллективе сменилось четыре поколения авторов и артистов; создатель и бессменный руководитель театра — преподаватель Сергей Константинович Браславец. Театр назван в честь героя песни Гийома дю Вентре «Казнь шевалье Бонифаса де ла Моля», с улыбкой поднимавшегося на плаху. В своем противостоянии политическому режиму студенты-историки середины 1970-х гг., конечно, так далеко заходить не собирались, ограничивая свое «диссидентство» оттачиванием техники сценического иносказания. Первая программа, «Посвящение в студенты» (1975), традиционно тяготела к студенческому капустнику: здесь упоминается курсовая работа «Муму как прообраз собаки Баскервилей»; в виде живой картины «Иван Грозный убивает своего сына» изображено последствие несданного экзамена, и т.д. Затем Б. переключился на проблемы общественной жизни; рассматривал эстрадную миниатюру как способ самовыражения и испытывал радость от удачного преодоления цензурных барьеров, всегда разделяемую зрительным залом: спектакли «Улыбнитесь, пожалуйста» (1982–1986), «Беглецы из паноптикума» (1987). В миниатюрах второй половины 1980-х гг. («Микрофоны», «Очередь», «Явный сон») события «перестройки» театр удачно пытался осмыслить в эстетике абсурда и стеба; наиболее запоминающимися были актерские работы Григория Мошкина и Олега Мутовкина. В 1986 г. коллективу было присвоено звание «народный театр». В программе «Контрольное захоронение» (1995) Б. обратился к черному юмору, хотя и ранее пытался разговаривать с публикой в духе детских садистских стишков. В конце 1990-х новое поколение актеров (Константин Маласаев, Алексей Бурковский и др.) стало работать в жанрах пластических юмористических зарисовок и сценок-буффонад (длящихся несколько секунд), удачно дополнивших пародийные коллажи и лучшие миниатюры прошлых лет, которые по традиции в этом коллективе удерживаются в репертуаре несколько сезонов. Другая особенность этого театра — страсть к творческим соревнованиям; с 1975 по 2001 г. театр участвовал в 43 фестивалях и конкурсах СТЭМов разного уровня, неоднократно становясь лауреатом и победителем в разных номинациях. По мнению его руководителя, соперничество в конкурсах и фестивалях является важнейшим фактором творческого роста. С. Браславец вместе с лидером СТЭМа Томского политехнического института «ТССС» («Тихо сегодня студент смеется») Валерием Сорокиным является инициатором проведения в Томске в 1975 г. конкурса (позже — регионального фестиваля) СТЭМов «Юморина», ставшего ежегодным. Юбилейный, ХХХ фестиваль прошел в 2003 г., на пяти «Юморинах» «Бонифас» получал Гран-при. (М. Ю.)

  1. бонифасиоБОНИФАСИО Bonifacio Андрее . Манила . гора Тала пров. Кавите о. Лусон руководитель нац.освободит движения на Филиппинах. Выходец из гор. бедноты. На взгляды Б. большое в...Большая советская энциклопедия
  2. бонифасиоBonifacio Андрес филиппинский политическийдеятель. В основал революционную организацию Катипунан в возглавил восстание против испанского господства. Был обвинен группи...Большой энциклопедический словарь II
  3. бонифасиоBonifacio Андрес . XI. . V. руководитель нац.освободит. движения на Филиппинах. Выходец из гор. бедноты получил самообразование. На взгляды Б. большое влияние оказали па...Советская историческая энциклопедия
  4. бонифасиоБОНИФАСИО Bonifacio Андрес филиппинский политический деятель. В основал революционную организацию Катипунан в возглавил восстание против испанского господства. Был обв...Современный энциклопедический словарь