Любительское художественное творчество в России ХХ века

АВРААМОВ АРСЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ

1886–1944) — музыкальный теоретик, композитор, изобретатель, фольклорист. В 1908–1911 гг. учился в музыкальном училище Московского филармонического общества. Сразу после революции стал комиссаром искусств в Наркомпросе. Был одним из организаторов Пролеткульта. А. считал, что при надлежащем образовании народа неминуем расцвет пролетарской культуры. Всячески содействуя этому, он организовывал концерты, выступал с лекциями для рабочих. В 1920-е гг. руководил музыкально-хоровой самодеятельностью в Баку, а также собирал материалы для изучения ладового строения народной музыки. В 1935–1941 гг. жил в Нальчике. Внес большой вклад в развитие музыкальной культуры Кабардино-Балкарии, в частности работал с исполнителями первого национального хора. За это время собрал и обработал множество песен народов Северного Кавказа, на основе которых написал симфонические произведения «Кабардинские танцы», увертюру «Аул Батыр» и др. Оставил также теоретические исследования по этномузыкознанию. В 1941–1944 гг. руководил русским народным хором, созданным П. Ярковым. А. — одна из ярких, колоритных фигур русского авангарда 1920-х гг. Его прозвище, Реварсавр (Революционный Арсений Авраамов), действительно отражало сущность этой натуры, жаждущей ниспровергать, экспериментировать, революционно преображать все вокруг. Преисполненный оригинальных, парадоксальных, авантюрных идей и замыслов, он чувствовал себя пророком новой эры. А. хотел отменить темперированный строй и создать новую, универсальную 48-тоновую систему. И.С. Бах представлялся ему несовременным, а рояль — символ равномерной темперации, — с его точки зрения, подлежал уничтожению (в 20- е гг. Реварсавр подал Луначарскому проект сожжения всех роялей в стране). Идеи ультрахроматизма вписывались в футуристическую концепцию нового мирослышания, раскрепощения звука. Многие ранние авангардисты занимались обновлением традиционной темперированной системы (это, например, четвертьтоновое фортепиано и ультрахроматический орган Л. Сабанеева, политемперационный орган И. Вышнеградского). Наряду с эмансипацией звука происходили и поиски новой сонорности. Появляются электроакустический терменвокс, инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие французские «волны Мартено» или «Croix sonore». В этот ряд вписывается и изобретенный А. смычковый полихорд с большим спектром возможностей. А. приветствовал технизацию и связывал с ней будущее музыкального искусства. Он считается одним из изобретателей метода рисованного звука. Напервом электронном синтезаторе, созданном Е.А. Шолпо, графическое изображение переводилось в звук. Описывая эти опыты в статье «Синтетическая музыка», А. стремился показать огромный потенциал электронной музыки. Самым грандиозным проектом А. стала «Симфония гудков», которая предназначалась для торжественного оформления революционных праздников. К сиренам заводских гудков присоединялись сирены кораблей, авиация, пулеметы и артиллерийская батарея. (М. К.)

  1. авраамов, арсений михайловичрод. апр. на хуторе Малый Несветай Донской обл. ум. мая в Москве. Муз. теоретик фольклорист и композитор. В учился в Муз.драм. училище Моск. филармонич. обва у И. Н...Большая биографическая энциклопедия
  2. авраамов арсений михайловичАВРААМОВ Арсений Михайлович российский музыкальный теоретик фольклорист композитор. В комиссар искусств Наркомпроса РСФСР один из организаторов Пролеткульта. Стрем...Большой Энциклопедический словарь V
  3. авраамов арсений михайловичАвраамов Арсений Михайлович июня Одесса музыковед музыкальный и театр. критик фольклорист композитор сотр. изд Дон. Жизнь Дон. Обл. Вед. Ялт. В. Музыка Заветы С...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена