Литературный энциклопедический словарь

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (см. Стих), соотносимые и соизмеримые между собой (см. Поэзия и проза). Проза также естественно членится на речевые такты (колоны), но там это членение зыбко (одни и те же слова могут быть объединены в два коротких колона или в один длинный) и всегда совпадает с синтаксическим членением текста. В стихах же это членение на отрезки твердо задано (в устной поэзии — мелодией, в письменной — чаще всего графикой, т. е. записью отдельными строками) и может не совпадать с синтаксическим членением текста (несовпадение называется enjambement — перенос).

Заданное членение на стихи — необходимый и достаточный признак стихотворного текста; тексты, никакой иной организации не имеющие, уже воспринимаются как стихи (т. н. свободный стих) и приобретают характерную стиховую интонацию — независимые от синтаксиса паузы на границах стихов, повышение голоса в начале стиха, понижение к концу. Кроме того, чтобы подчеркнуть соизмеримость стихов, строки их обычно упорядочиваются, уравниваются (точно или приблизительно, подряд или периодически, т. е. через одну или несколько) по наличию тех или иных звуковых элементов. В зависимости от того, какие именно элементы выделяются в качестве такой основы соизмеримости, стихи относятся к той или иной системе С.

Основная единица соизмеримости стихов во всех языках — слог. Основные фонетические характеристики слога (слогового гласного) — высота, долгота и сила. Упорядочиваться может как общее количество слогов (силлабическое стихосложение), так и количество слогов определённой высоты (мелодическое стихосложение), долготы (квантитативное, или метрическое стихосложение) и силы (тоническое стихосложение). Т. к. обычно эти фонетические признаки более или менее взаимосвязаны, то упорядочивание одного из них упорядочивает до некоторой степени и остальные, поэтому возможны системы С., основанные на двух и более признаках. Чаще всего, т. о., одновременно упорядочивается общее количество слогов в стихе (строке) и появление слогов определённой высоты, долготы или силы на определённых позициях этого слогового ряда (силлабо-мелодическое, силлабо-метрическое, силлабо-тоническое стихосложение). Это упорядоченное расположение неоднородных («сильных» и «слабых») позиций (мест) в стихе называется метром (см. также Сильное место и слабое место). Т. о., всякое С. представляет собой систему упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста; обычно она поддерживается также системой повторений конкретных звуковых единиц текста — звуков (аллитерация, ассонанс), слогов (рифма), слов (рефрен, см. Припев), а также грамматических конструкций (параллелизм) и пр. Пример силлабического С. — сербскохорватский народный эпический стих: 10 слогов в стихе, обязательный словораздел (цезура) после 4‑го слога, расположение ударений произвольное (но с тенденцией к нечетным позициям), расположение долгот и повышений тона произвольное, конец стиха (клаузула) отмечен долготой предпоследнего слога. Пример тонического С. — древнегерманский стих: 4 ударения в стихе (2 полустишия по 2 ударных слова), количество безударных слогов произвольное, расположение ударений и долгот — тоже, оба слова 1‑го полустишия и одно из слов 2‑го полустишия объединены аллитерацией начальных звуков. Пример мелодического (точнее, силлабо-мелодического) С. — китайский 5‑сложный стих эпохи Тан: 4 стиха в строфе, 5 слогов в стихе, нечетные позиции (слабые) заняты слогами произвольного тона, четные позиции (сильные) — одна слогом «ровного», другая слогом «неровного» (повышающегося или понижающегося) тона, причем «ровному» слогу 1‑го стиха соответствует на той же позиции «неровный» во 2‑м и 3‑м и «ровный» в 4‑м стихе (и наоборот); 1‑й, 2‑й и 4‑й стих объединены рифмой. Пример метрическое (точнее, силлабо-метрическое) С. — древнегреческий гекзаметр: 12 метрических позиций в стихе, нечетные (сильные) заняты 1 долгим слогом каждая, четные (слабые) — 1 долгим или 2 краткими слогами каждая, последняя позиция — 1 произвольным слогом; долгий слог равен 2 единицам долготы, краткий — одной, так что весь стих (12—17 слогов) составляет 24 единицы долготы. Пример силлабо-тоническое С. — русский 4‑стопный ямб: 8 слогов в стихе, нечетные позиции (слабые) заняты безударными слогами (или односложными ударными словами), четные (сильные) — произвольными слогами, конец стиха отмечен обязательным ударением на 8‑м слоге и допущением добавочных безударных слогов после этого ударения (женские и дактилические клаузулы).

Из примеров видно, что описание С. должно включать две области категорий:

1) определение упорядочиваемых звуковых элементов (т. н. просодия) — какие звукосочетания считаются слогом, какие слоги считаются «ровными» и «неровными», «долгими» и «краткими», «ударными» и «безударными»;

2) определение упорядоченности названных элементов [метрика (см. Метр) и ритмика в собственном смысле слова]: на каких позициях такой-то тип слога или словораздел появляется обязательно (как константа), на каких — с возможными исключениями (как доминанта), на каких — лишь предпочтительно (как тенденция — например, ударные слоги среди произвольно заполняемых позиций в 4‑стопном ямбе). В ходе развития С. константы, доминанты и тенденции могут, усиливаясь и ослабляясь, переходить друг в друга; этим определяется смена систем С.

В разных языках различные системы С. развиваются в различной степени. Причины этого — двоякого рода: лингвистические и культурно-исторические. Лингвистические причины определяют в основном, какие системы С. избегаются в том или ином языке и какие просодия, особенности приобретают системы, допускаемые в языке. Так, обычно избегаются системы, основанные на том звуковом явлении, которое в данном языке не фонологично (не смыслоразличительно; см. Фонология): например, в русском языке, где не фонологичны высота и долгота звуков, не развилось мелодическое и метрическое С., а во французском языке, где не фонологично также и словесное ударение, не развилось и тоническое, и силлабо-тоническое С. Культурно-исторические причины определяют в основном, какие системы С., допускаемые в языке, получают действительное развитие в поэзии. Так, фонология древнегреческого или сербскохорватского языка допускала и мелодическое, и метрическое, и тоническое, и силлабическое С., а развитие получило в древнегреческом языке только метрическое, а в сербскохорватском только силлабическое и отчасти силлабо-тоническое С.; так, фонология русского языка допускает и силлабическое, и силлабо-тоническое, и тоническое С., а развитие они получили очень неодинаковое и неодновременное. Иногда культурно-исторические факторы оказываются сильнее даже языковых: так, тюркские языки восприняли из арабского языка метрическую систему С. (аруз), хотя долгота звуков в тюркском языке не фонологична. Точно так же культурно-историческими причинами определяется предпочтительная разработка тех или иных стихотворных размеров (см. Размер стихотворный) в национальном С. Так, в европейских языках более длинные размеры (5- и 6‑стопный ямб, 10-, 11-, 12‑сложный силлабический стих) восходят к античному образцу («ямбическому триметру»), а более короткие (4‑стопный ямб, 8‑сложный силлабический стих) сложились уже на новоязычной почве; поэтому в поэтических культурах, где античное влияние было непосредственным (итальянская, французская), общераспространенными стали более длинные размеры, а в культурах, где античная традиция воздействовала лишь косвенно (германская, русская), — более короткие размеры.

История русского С. насчитывает три больших периода: до утверждения силлабо-тоники (XVII—XVIII вв.), господство силлабо-тоники (XVIII—XIX вв.), господство силлабо-тоники и чистой тоники (XX в.). До становления письменного стихотворства в XVII в. русская поэзия знала 3 системы С.: «свободный стих» церковных песнопений (иногда назывался «молитвословный стих»), промежуточный (насколько можно судить) между тоникой и силлабо-тоникой песенный стих (эпический и лирический) и чисто-тонический говорной стих (иногда назывался «скоморошьим»); последний и стал основным С. ранних (до 1660‑х гг.) произведений русской поэзии, а в низовой, лубочной литературе существовал и далее. В XVII — начале XVIII вв. были сделаны три попытки усвоить иные системы С.: метрическую — по античному образцу (Мелетий Смотрицкий), силлабическую — по польскому образцу (Симеон Полоцкий) и силлабо-тоническую — по немецкому образцу; наибольшее распространение получает силлабический стих, но к середине XVIII в. его вытесняет силлабо-тонический и он почти полностью исчезает из практики.

Основы русской силлабо-тоники вырабатываются в 1735 — 1743 В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым; после этого она господствует в русской поэзии почти безраздельно до конца XIX в., за ее пределы выходят лишь немногочисленные эксперименты с имитациями античных и народных стихотворных размеров (гекзаметр, стих «Песен западных славян» А. С. Пушкина и др.). Эволюция русской силлабо-тоники на протяжении XVIII—XIX вв. идет в направлении все более строгой нормализации — ритмической тенденции стремятся стать доминантами, доминанты — константами: все шире распространяются 3‑сложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест), сравнительно бедные ритмическими вариациями, а 2‑сложные размеры (ямб, хорей) сокращают количество употребительных ранее ритмических вариаций.

Как реакция на это на рубеже XIX—XX вв. возникает противоположная тенденция к ослаблению и расшатыванию стиховой организации. Силлабо-тоническое С. сохраняет господствующее положение, однако рядом с ним развиваются формы стиха, промежуточные между силлабо-тоникой и тоникой (дольник, тактовик), формы чисто-тонического С. (акцентный стих) и свободный стих — явление, характерное и для современного стихосложения. Насколько характерно такое чередование тенденций к строгости ритма (досиллабический стих — силлабический стих — силлабо-тоника XVIII в. — силлабо-тоника XIX в.) и к расшатанности ритма (силлабо-тоника XIX в. — силлабо-тоника и тоника XX в.) для внутренних законов эволюции всякого С., — при нынешнем состоянии сравнительного стиховедения еще трудно сказать.

Литература:

Жирмунский В., Теория стиха, Л., 1975;

Томашевский Б., О стихе, Л., 1929;

его же, Стих и язык, М.-Л., 1959;

Якобсон Р., О чеш. стихе преимущественно в сопоставлении с русским, [Берлин], 1923;

Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М., 1958;

Холщевников В., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, 2 изд., Л., 1972;

Теория стиха. Сб. ст., под ред. В. Жирмунского и др., Л., 1968;

Гончаров Б., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973;

Гаспаров М., Современный рус. стих. Метрика и ритмика, М., 1974. Денисов Я., Основания метрики у древних греков и римлян, М., 1888;

Штокмар М., Библиография работ по стихосложению, М., 1933 (дополнение в журнале «Лит. критик», 1936, № 8—9);

его же, Исследования в области рус. народного стихосложения, М., 1952;

Хамраев М., Основы тюрк. стихосложения, А.-А., 1963;

Проблемы вост. стихосложения. Сб. ст., под ред. И. Брагинского и др., М., 1973;

Гиндин С. И., Общее и рус. стиховедение. Систематич. указатель литературы… с 1958 по 1974 гг., в сб.: Исследования по теории стиха, Л., 1978;

Папаян Р. А., Сравнит. типология нац. стиха, Ер., 1980.

М. Л. Гаспаров.

  1. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ версификация способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаич. речи тем что в ней текст членится на относител...Большая советская энциклопедия
  2. стихосложениеверсификация способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем что в ней текст членится на относительно коротк...Большая Советская энциклопедия II
  3. стихосложениес. versificazione f Итальянорусский словарь. Синонимы аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. стихосложениесVersbau m аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. стихосложениестихосложение с Versbau m Синонимы аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. стихосложениес.versificacin fческое метриuческое стихосложеuние versificacin silbica mtrica...Большой русско-испанский словарь
  7. стихосложениесущ. ср. рода только ед. ч. экон....Большой русско-украинский словарь
  8. стихосложениес. versification f...Большой русско-французский словарь
  9. стихосложениес.versification f аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. стихосложениеспособ организации стихотворной речи противопоставляющийее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи насоотносимые и соизмеримые между собой стих...Большой энциклопедический словарь II
  11. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ способ организации стихотворной речи противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые ...Большой энциклопедический словарь III
  12. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ способ организации стихотворной речи противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые...Большой Энциклопедический словарь V
  13. стихосложениеспособ организации стихотворной речи противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой ст...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. стихосложениеверсификация способ интонационного упорядочивания речи при котором она делится на отрезки уравниваемые по времени произнесения. На письме это деление проявляется с помощь...Литература и язык. Современная энциклопедия
  15. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ иначе версификация. I. Общие понятия.strong Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной органи...Литературная энциклопедия
  16. стихосложение[иначе версификация. I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной организации речи и в этом...Литературная энциклопедия II
  17. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ иначе версификация.I. Общие понятия. Понятие С. употребляется в двух значениях. Часто оно рассматривается как учение о принципах стихотворной организации р...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  18. стихосложениея ср.em Сочинение стихов.Я охотно упражнялся в стихосложении легко находил рифмы но почемуто стихи у меня всегда выходили юмористическими.em М. Горький В людях. .strong л...Малый академический словарь
  19. стихосложениекорень СТИХ соединительная гласная О приставка С корень ЛОЖ суффикс ЕНИ окончание Е Основа слова СТИХОСЛОЖЕНИВычисленный способ образования слова Суффиксальныйи сло...Морфемный разбор слова по составу
  20. стихосложениеНачальная форма Стихосложение винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  21. стихосложениестихосложение ср. Сочинение стихов. Система построения и организации ритмизованной стихотворной речи....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  22. стихосложениестихосложение стихосложение я...Орфографический словарь
  23. стихосложениеu сu Пр.u о стихосложении аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Орфографический словарь русского языка
  24. стихосложениестихосложение стихосложения стихосложения стихосложений стихосложению стихосложениям стихосложение стихосложения стихосложением стихосложениями стихосложении стихосложени...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  25. стихосложениеОрфографическая запись слова стихосложение Ударение в слове стихосложение Деление слова на слоги перенос слова стихосложение Фонетическая транскрипция слова стихосложение...Полный фонетический разбор слов
  26. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕstrong искусство организации мерной художественной речи отличающейся от прозы системой определенных рядов и повторов. Все системы С. разделяются на две осно...Поэтический словарь
  27. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ версификация способ звук. оргции стихотв. речи. В отличие от прозаич. стихотв. речь обладает системной ритмичностью в основе крой лежит оргция отвлеч. звук...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  28. стихосложениестихосложение яСинонимы аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Русский орфографический словарь
  29. стихосложениеСр db. er sulu er snti....Русско-азербайджанский словарь
  30. стихосложениестихосложение с.iversification как наукаi prosody...Русско-английский словарь
  31. стихосложениестихосложение с. versification prosody....Русско-английский словарь II
  32. стихосложениеN...Русско-армянский словарь
  33. стихосложениеВершаскладанне...Русско-белорусский словарь
  34. стихосложениевершаскладанне ср.i...Русско-белорусский словарь II
  35. стихосложениестихосложе Синонимы аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Русско-ивритский словарь
  36. стихосложениеле шыару ле рылысы теория стихосложения ле рылысыны теориясы...Русско-казахский словарь
  37. стихосложениеср. ыр тз ырдын тзлш ыр тз системасы....Русско-киргизский словарь
  38. стихосложение[] zush[f]Синонимы аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Русско-китайский словарь
  39. стихосложениеvrsmoana versifikcija...Русско-латышский словарь
  40. стихосложениес. построение стихотворной речи Versbau m....Русско-немецкий словарь
  41. стихосложениестихосложениес ....Русско-новогреческий словарь
  42. стихосложениеversbygning verskunst аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Русско-норвежский словарь
  43. стихосложениесversificao f аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Русско-португальский словарь
  44. стихосложениеСтихосложениеmashairi мн.em ushairi ед....Русско-суахили словарь
  45. стихосложениес .шигырь язу .д.шигырь тзелеше...Русско-татарский словарь
  46. стихосложение.strong luuletamine.strong vrsiehitus vrsistamine vrsistus vrsside tegemine...Русско-эстонский словарь
  47. стихосложениестихосложение аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  48. стихосложениестихосложение я Синонимы аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотворство стихотворчество хедже...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  49. стихосложениеАнтичное и совр. С. принципиально отличаются друг от друга. Совр. в частности русское С. основано на словесном ударении егоритм возникает из чередования ударных и безудар...Словарь античности
  50. стихосложениеспособ организации стихотворной речи противопоставляющий ее прозе....Словарь исторических терминов
  51. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ или версификация. Этот термин употребляется как для того чтобы указать ту метрическую систему которой пользуется данный язык для своего стиха так и для назв...Словарь литературных терминов
  52. стихосложениеСм. метрическое стихосложение силлабическое стихосложение силлаботоническое стихосложение тоническое стихосложение аруз версификация поэзия просодия стихоплетство стихотв...Словарь литературоведческих терминов
  53. стихосложениестихосложение см. поэзия Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. стихосложение сущ. колво синонимов аруз верси...Словарь синонимов II
  54. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ способ организации стихотворной речи противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые ...Современная энциклопедия
  55. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ способ организации стихотворной речи противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые ...Современный энциклопедический словарь
  56. стихосложениеспособ организации звукового состава стихотворной речи противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые межд...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  57. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ я ср. Построение стихотворной речи. Тоническое с....Толковый словарь Ожегова
  58. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ стихосложения ср. лит. Система построения и организации ритмизованной стихотворной речи. Теория стихосложения. Законы русского стихосложения. Силлабическое ...Толковый словарь русского языка II
  59. стихосложениестихосложение стихосложение я ср. Построение стихотворной речи. Тоническое с....Толковый словарь русского языка II
  60. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ я ср. Построение стихотворной речи. Тоническое стихосложение...Толковый словарь русского языка
  61. стихосложениеУдарение в слове стихосложениеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове стихосложение...Ударение и правописание
  62. стихосложениеRzeczownik стихосложение n wierszowanie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  63. стихосложениестихосложение стихосложения стихосложения стихосложений стихосложению стихосложениям стихосложение стихосложения стихосложением стихосложениями стихосложении стихосложени...Формы слова
  64. стихосложениеХилтон Тосин Тоо Тон Тол Тоже Тож Тление Тлен Тихон Тихо Тис Тионил Техно Тесно Тесло Тес Тело Теин Схолиист Схлест Стон Столон Стол Стихосложение Стих Стило Стенли Стен ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  65. стихосложениеСтихосложение в дополнение к ст. Метрика. Несмотря на то что стихотворную речь независимо от ее содержания никто не принимает за поэзию учение о С. относят до сих пор и ...Энциклопедический словарь
  66. стихосложениеСТИХОСЛОЖЕНИЕ способ организации стихотворной речи противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые...Энциклопедический словарь естествознания
  67. стихосложениев дополнение к ст. Метрика. Несмотря на то что стихотворную речь независимо от ее содержания никто не принимает за поэзию учение о С. относят до сих пор и не без основан...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона