Литературный энциклопедический словарь

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВО, направление в русской общественной и литературной мысли 40—60‑х гг. XIX в., отстаивавшее в противоположность западничеству особые, «самобытные», внеевропейские тенденции в развитии России, ее истории и культуры. Термин «С.», как и «западничество», условен, не раскрывает всей сложности воззрений ведущих деятелей, введен в оборот противниками; сами славянофилы с неодобрением относились к нему и называли свое учение «славянохристианским», «московским», «истинно русским».

Учение С. начали создавать А. С. Хомяков и И. В. Киреевский во 2‑й половине 30‑х гг. (программные статьи «О старом и новом», 1839, Хомякова, «В ответ А. С. Хомякову», 1839, Киреевского). В 40‑х гг. к «старшим» славянофилам (к ним относятся также П. В. Киреевский, А. И. Кошелев) примкнули «младшие» — Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков и И. С. Аксаков, а также еще ряд историков, публицистов, общественных деятелей. Отдельными чертами мировоззрения к славянофилам близки М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Н. М. Языков.

Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения, освобождения человека и искусства от пут бюрократической государственной власти, от сервилизма и угодничества. Однако, будучи консервативными мыслителями, они решительно расходились с западниками в отношении к монархии и к европейским политическим формам. Славянофилы сознавали, что развитие интеллектуальной и технической культуры на Западе сопровождалось угасанием духовной жизни и прежде всего — нравственности. Они проницательно охарактеризовали реальные недостатки западноевропейской буржуазной цивилизации: омещанивание, обездушивание — «обезвоживание» человека, превращение общества в сумму эгоистических и меркантильных индивидов. При этом «западными» объявлялись также социалистам, учения, революционное движение, резко враждебного отношения к которым славянофилы никогда не скрывали; отсюда их откровенная вражда к русской революционной демократии, к радикальной журналистике.

Спасение родины от участи Запада славянофилы искали в сохранении и развитии православия и патриархально-общинных основ, уходящих корнями в быт и нравы допетровской Руси. Нельзя сказать, что защитники «святой старины» не видели в древней и средневековой Руси отвратительных черт самоуправства, темноты, закрепощения («плена») народа (см. стихотворение Хомякова «Не говорите: “То былое, То старина, то грех отцов…”», 1844). Но в поисках нормы они идеализировали нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, создавая утопическую модель общинного строя, где господствовало единство всего народа, где бесконфликтно сочетались интересы всех и каждого, где первоосновой человеческого бытия была христианская вера и этика: начала любви, добра, братства, «соборности».

Возникло противопоставление реальной Западной Европы и идеальной России. (У либеральных западников, наоборот, идеальный Запад — в противовес «отсталой» России.) В Европе, утверждали славянофилы, власть завоевывается насилием, основана «на крови»; отсюда — разделение на враждебные нации и сословия; стремление к личной пользе, напряженность и конфликтность жизни; подчинение церкви государству; рационализм, разобщенность, всеразлагающий рассудок; сила материальная; следование формальностям и закону. В России — добровольное объединение и добровольное призвание правителей, отсутствие сословной вражды; общественное, общинное, «соборное», совестливое как главные черты характера; свободная, независимая церковь; соединяющий разум, цельность, единство; сила духовная; следование истине и обычаям отцов. Кардинальным становилось различие судеб личности, ее свободы и расцвета. На Западе, по мнению славянофилов, становление личности сопряжено с ее «отъединением», изоляцией от «всех»; в России же условием расцвета личности должно быть «смирение» — «не баранья покорность» факту и событию, а «самоотречение» во имя закона отцов, общины, народа, «мира» и, главное, — единства православной церкви, восстановление внутренне целостной личности, ее духовной полноты и свободы неотделимо от такого самоотречения (славянофилы противопоставляли народное не общечеловеческому, а эгоистически-личному).

Явная неудовлетворенность существующим общественным строем в России (и самодержавием, и наступающими буржуазными отношениями), истинная любовь к народу и боль за него (стихотворения К. Аксакова «Безмолвна Русь…», 1846, И. Аксакова «Клеймо домашнего позора…», 1849, Хомякова «России», 1854) заставляли славянофилов желать перемен (в 50‑х гг. в сознании славянофилов появились черты либерально-дворянской идеологии). Но «золотой век» был для них в прошлом (что сближало их с консервативными романтиками Запада), хотя они и не чаяли его возврата. Однако, искреннее недовольство существующим, желание перемен принципиально отличали славянофилов от представителей «официальной народности» и близких к ним Погодина и Шевырева. Недаром николаевское правительство так подозрительно к ним относилось: оно желало беспрекословного идейного подчинения, покорного следования «высшим» предначертаниям. Третье отделение, постоянно надзиравшее за славянофилами, считало их скрытыми бунтовщиками; в Петербург поступали многочисленные доносы; славянофилов заключали в Петропавловскую крепость (Самарина, И. Аксакова), им запрещали выезжать за границу, носить русскую одежду и бороду.

Философские воззрения славянофилов в целом идеалистичны; восприняв идеи Платона, христианский богословов (патристики), позднего Ф. Шеллинга, И. Киреевский и Хомяков утверждали независимую от субъекта объективность бытия, считая при этом, что явлениям и предметам действительности предшествует божественная мысль; истинное познание, истинная наука возможны поэтому лишь на основе религиозной веры. В мышлении С. выявились характерные черты русской идеалистической философии.

Эстетическая система С. подчинялась историко-философским и религиозно-нравственным концепциям. Отвергалось «чистое искусство» (см. «Искусство для искусства»); Хомяков часто противопоставлял свободу художества несвободе художника: настоящий художник, сын своего века, всегда будет выражать определённые идеи, тем он и не свободен; но если он высказывает эти идеи естественно и искренне, то создает свободное искусство (Полн. собр. соч., т. 3, М., 1900, с. 372, 419). Художественное творчество, по мнению славянофилов, должно было или отражать те свойства действительности (особенно народной жизни), которые подкрепляют их теоретическую доктрину (патриархальность, религиозность, «смирение», «обыденность» русской натуры), или, наоборот, критически представлять все, что не соответствует идеалу. Отсюда налет нравоучительности, пророчества, дидактизма в искусстве славянофилов (особенно в стихах Хомякова, К. Аксакова) и усиленная императивность тона и стиля, что соответствовало нормативному характеру эстетики С. (пафос норм, идеала, строгая, бескомпромиссная оценка современного искусства с этой точки зрения) и ее этическому уклону: художник отчетливо представлял себе конечную цель жизни, идеал, он соотносил с ними явления действительности и искусства, прославлял приближающееся и приближающее к идеалу, обличал все мешающее и далекое от идеала. При этом личное, подчиняясь общему, уходило на задний план, ибо нормативное трудно уживается с индивидуальным. Однако после А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя невозможно было возродить строго нормативную эстетику; и это сказалось в художественной практике самих славянофилов. Весьма значительным, связанным с лучшими традициями русской литературы, оказалось творчество близкого к славянофилам С. Т. Аксакова. Поэзия С. интересна главным образом гражданскими инвективами (Хомяков, К. Аксаков), отдельными сочинениями философской лирики и попытками создать народную эпопею (поэма «Бродяга» И. Аксакова).

Та ветвь русской демократической литературы 40—50‑х гг., которая сосредоточенно изображала картины распада традиционно-феодального общества и поэтому становилась знаменем западничества, особенно его радикального крыла во главе с В. Г. Белинским, встречала преимущественно враждебное отношение со стороны славянофилов. Большинство произведений такой направленности они называли «западными», «отрицательными». Им оставалось признать «своим» ограниченный круг литературных произведений — прозу С. Т. Аксакова, сочинения Гоголя, некоторые рассказы «Записок охотника» И. С. Тургенева, повести Н. Кохановской, «Картинки из русского быта» В. И. Даля, поэзию Хомякова, К. Аксакова, И. Аксакова, стихи Языкова, К. К. Павловой, А. К. Толстого и Ф. И. Тютчева, ряд стихотворений Лермонтова, А. Н. Майкова, Л. А. Мея.

Важная заслуга С. в культуре и искусстве — постановка вопроса о национально-исторических истоках современной русской культуры, стремление изучить эти истоки; подвижническое собирание народных песен П. Киреевским, интересная попытка К. Аксакова создать теоретическую грамматику русского языка, показав отражение в грамматическом строе языка национально-психического склада народа (см. кн. «Опыт русской грамматики», 1860).

В начале 1860‑х гг. целостность теории С. была подорвана. В 60‑х гг. «почвенники» (Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Страхов; см. Почвенничество в литературе) пытались найти синтез С. и западничества. Влияние Хомякова и Киреевского на последующие поколения славянофилов несомненно, но последователи выделили из системы взглядов своих учителей и утрировали отдельные части. Позднее С. представляет собой дробление системы, превратившись или в политический панславизм (И. Аксаков, Самарин), или в религиозный фанатизм (К. Н. Леонтьев), или в «научный» национализм (Н. Я. Данилевский). Элементы учения С. (главным образом о религиозных и национальных истоках русской истории и культуры) можно найти и у русских мыслителей XX в. («евразийцы», Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский и др.).

Литература:

Киреевский И. В., Полн. собр. соч., т. 1—2, М., 1911;

его же, Критика и эстетика, М., 1979;

Хомяков А. С., Полн, собр. соч., т. 1—8, М., 1900;

его же, Стихотворения и драмы, Л., 1969;

Аксаков К. С., Полн. собр. соч., т. 1—3, М., 1861 — 1880;

Самарин Ю. Ф., Соч., т. 1—10, 12, М., 1877—1911;

Аксаков И. С., Соч., т. 1—7, М., 1886 — 1887;

его же, Стихотворения и поэмы, Л., 1960;

Аксаков К. С., Аксаков И. С., Лит. критика, М., 1981;

Рус. эстетика и критика 40—50‑х гг. XIX в., М., 1982.

Плеханов Г. В., Западники и славянофилы, Соч., т. 23, М.-Л., 1926;

Белинский В. Г., Рус. литература в 1844 г., Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955;

его же, Взгляд на рус. литературу 1846 г., там же, т. 10, М., 1956;

его же, Ответ «Москвитянину», там же;

Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. литературы, ст. 3, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947;

Герцен А. И., Былое и думы, т. 4, гл. 30, Собр. соч. в 30 тт., т. 9, М., 1956;

его же, Письма к противнику, там же, т. 18, М., 1959;

Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1—22, СПБ, 1888—1910;

Кошелев А. И., Записки, Берлин, 1884;

Кулешов В. И., Славянофилы и рус. литература, М., 1976;

Литературные взгляды и творчество славянофилов, М., 1978;

Янковский Ю. 3., Патриархально-дворянская утопия, М., 1981;

Современные заруб. исследования рус. политической мысли XIX в. Сб. научно-аналитических обзоров [Политические аспекты философии славянофилов в советской и заруб. литературе], М., 1980;

Кошелев В. А., Эстетич. и лит. воззрения рус. славянофилов (1840 — 1850), Л., 1984;

Цимбаев Н. И., Славянофильство, М., 1986.

Б. Ф. Егоров.

  1. славянофильствоСлавянофильство Популярное начиная с х гг. обозначение круга идей некоторых русских мыслителей и литераторов. Они в отличие от своих идейных противников западников см.em...Словарь крылатых слов и выражений
  2. славянофильстворелиг.идеалистич. течение рус. обществ. мысли сер. в. И. В. Киреевский А. С. Хомяков К. С. Аксаков Ю. Ф. Самарин утверждавшее необходимость особого в отличие от зап.евро...Атеистический словарь
  3. славянофильстворелиг.идеалистич. течение рус. обществ. мысли сер. в. И. В. Киреевский А. С. Хомяков К. С. Аксаков Ю. Ф. Самарин утверждавшее необходимость особого в отличие от зап.евро...Атеистический словарь II
  4. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО одно из направлений общественной мысли России в сер. в. См. Славянофилы....Большая советская энциклопедия
  5. славянофильствоодно из направлений общественной мысли России в середине в. См. Славянофилы. em...Большая Советская энциклопедия II
  6. славянофильствос. slavofilismo m Итальянорусский словарь. Синонимы панславизм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. славянофильствос. ист.eslavofilismo m...Большой русско-испанский словарь
  8. славянофильствосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  9. славянофильствос. slavophilisme m...Большой русско-французский словарь
  10. славянофильствоvophilia нем. Slavophilie Slawophilentum. Направление русской обществ и филос. мысли гг. XIX в. выступившее с обоснованием самобытного пути истор. развития России принци...Большой толковый социологический словарь II
  11. славянофильствос.slavophilisme m панславизм...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. славянофильствотечение в либеральном направлении общественной мысли в России в середине XIX в. противостоявшее западничеству. Идеологи А. С. Хомяков И. В. Киреевский К С. Аксаков Ю. Ф. ...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. славянофильствоодно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли х х гг. в. Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути отлично...Краткий исторический словарь
  14. славянофильствоидейное течение русской общественной мысли сложившееся в первой пол. х гг. К старшему поколению славянофилов относятся братья И. В. и П. В. Киреевские и А. С. Хомяков к м...Литература и язык. Современная энциклопедия
  15. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО течение общественной мысли в России в х х гг. Это название было применено в х гг. к тому кругу деятелей крый в лице И.В.Киреевского А.С.Хомякова К.С.А...Литературная энциклопедия
  16. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО течение общественной мысли в России в х х гг. Это название было применено в х гг. к тому кругу деятелей крый в лице И.В.Киреевского А.С.Хомякова К.С.А...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  17. славянофильствоа ср.em Одно из направлений общественной и философской мысли России в середине в. выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России отличного от пути разви...Малый академический словарь
  18. славянофильствокорень СЛАВЯН соединительная гласная О корень ФИЛЬ суффикс СТВ окончание О Основа слова СЛАВЯНОФИЛЬСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальныйи сложение ос...Морфемный разбор слова по составу
  19. славянофильствоНачальная форма Славянофильство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  20. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО СЛАВЯНОЛЮБИЕ религиознофилософское течение русской общественной мысли к. н. х в. в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб Росси...Новейший философский словарь
  21. славянофильствоСЛАВЯНОЛЮБИЕ религиознофилософское течение русской общественной мысли к. н. х в. в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб России ее места и рол...Новейший философский словарь II
  22. славянофильствославянофильство . ср. Идейнополитическое течение в Российском государстве середины XIX в. представители которого выдвигали идею самобытного развития России отличного от р...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  23. славянофильствославянофильство славянофильство а...Орфографический словарь
  24. славянофильствоu с панславизм...Орфографический словарь русского языка
  25. славянофильствотечение в русской общественной мысли основанное на вере в особую миссию славян и специфический путь развития славянских народов. Сложилось в начале XIX века у приверженце...Основы духовной культуры
  26. славянофильствоодно из наиболее влиятельных течений в русской общественной мысли х гг. XIX в. Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути отличному от пу...Отечественная история в терминах и понятиях
  27. славянофильствов пед. идеология не принимавшая рационализма и индивидуализма западной педагогики ставившая вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание как на целостное разв...Педагогический словарь
  28. славянофильствоидейное течение в России второй половины века обосновывавшее самобытность ее общественного и государственного развития неприемлемость для нее путей и форм общественного ...Политология - краткий словарь политологических терминов
  29. славянофильствославянофильство славянофильства славянофильства славянофильств славянофильству славянофильствам славянофильство славянофильства славянофильством славянофильствами славяно...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  30. славянофильствоОрфографическая запись слова славянофильство Ударение в слове славянофильство Деление слова на слоги перенос слова славянофильство Фонетическая транскрипция слова славяно...Полный фонетический разбор слов
  31. славянофильствопатриотическое направление русской общественной мысли века вызванное к жизни протестом против подражания Западу. Славянофилы отстаивали идею самобытного только ей свойст...Православный энциклопедический словарь
  32. славянофильствонаправление рус. общественной мысли противостоявшее западничеству. Его приверженцы делали упор на самобытном развитии России ее религиозноисторическом и культурнонационал...Русская философия
  33. славянофильствославянофильство аСинонимы панславизм...Русский орфографический словарь
  34. славянофильствоСр мн. нет tar. slavyanprstlik XIX srin ortalarnda Rusiyada meydana xm mrtcemillti cryan....Русско-азербайджанский словарь
  35. славянофильствославянофильство с. ист.iSlavophilism...Русско-английский словарь
  36. славянофильствоСлавянафльства...Русско-белорусский словарь
  37. славянофильствоист.i славянафльства ср.i...Русско-белорусский словарь II
  38. славянофильствоист. славянофильдк Россияда ды ортасында туан консервативтк аым...Русско-казахский словарь
  39. славянофильствославяншылды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  40. славянофильствославяншылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  41. славянофильствоср. славянофильство кылымдын ортосунда Россиядагы консервативдик улутчул агым....Русско-киргизский словарь
  42. славянофильство. Синонимы панславизм...Русско-китайский словарь
  43. славянофильствоslavofilisms...Русско-латышский словарь
  44. славянофильствос славянофиллык...Русско-татарский словарь
  45. славянофильствоSlavofiilsus...Русско-эстонский словарь
  46. славянофильствославянофильство аСинонимы панславизм...Русское словесное ударение
  47. славянофильствославянофильство панславизм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  48. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО возникшее у нас в России в х годах прошлого столетия литературное и общественное движение выразившееся в стремлении к самобытности в желании освободиться ...Словарь иностранных слов русского языка
  49. славянофильствославянофильство сущ. колво синонимов панславизм славянизм славянолюбие Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы панславизм...Словарь синонимов II
  50. славянофильствоидейное движение русской общественной философской мысли х годов XIX в. выдвинувшие идею особой мессианской роли России в мире выступило как антипод западничеству. Теорети...Тематический философский словарь
  51. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО а ср. В России в середине в. идейуополитическоетечение представители крого противопоставляли исторический путь развитияРоссии развитию стран Западной Евр...Толковый словарь Ожегова
  52. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО славянофильства мн. нет ср. книжн. истор. Националистическое течение русской общественной мысли середины века выражавшее интересы крепостнического дворян...Толковый словарь русского языка II
  53. славянофильствославянофильство славянофильство а ср. В России в середине в. идейнополитическое течение представители крого противопоставляли исторический путь развития России развитию ...Толковый словарь русского языка II
  54. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО а ср. В России в середине в. идейуополитическое течение представители крого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Е...Толковый словарь русского языка
  55. славянофильствоУдарение в слове славянофильствоУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове славянофильство...Ударение и правописание
  56. славянофильствоRzeczownik славянофильство n sowianofilstwo n...Универсальный русско-польский словарь
  57. славянофильствоСЛАВЯНОФИЛЬСТВО идейное движение в России. Возникло в х годах в. и возглавлялось И. В. Киреевскимem братьями Константином и Иваном Аксаковыми и Алексеем Хомяковым.em С...Философская энциклопедия
  58. славянофильствоидейное движение в России. Возникло в х годах в. и возглавлялось И. В. Киреевским братьями Константином и Иваном Аксаковыми и Алексеем Хомяковым. Ссылаясь на историю ф...Философский энциклопедический словарь II
  59. славянофильствославянофильство славянофильства славянофильства славянофильств славянофильству славянофильствам славянофильство славянофильства славянофильством славянофильствами славяно...Формы слова
  60. славянофильствоНафтол Нафт Нато Настя Настоль Настия Настил Наст Насос Наос Налить Налив Нал Навь Навис Лясс Лян Лялина Льяло Львов Лояльно Лотос Лото Лотлинь Лот Лосятина Лосьон Лось Л...Электронный словарь анаграмм русского языка
  61. славянофильствоСлавянофильство одно из направлений русской общественной мысли XIX ст. сложившееся из следующих составных элементов националистического протеста против заимствований с ...Энциклопедический словарь
  62. славянофильствоодно из направлений русской общественной мысли XIX ст. сложившееся из следующих составных элементов националистического протеста против заимствований с Запада протеста ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  63. славянофильствоСлавянофильство направление русской общественной и философской мысли х гг. XIX в. выдвинувшее и обосновывавшее идею особой мессианской роли России и других славянских стр...Энциклопедия культурологии
  64. славянофильствоvophilia нем. Slavophilie Slawophilentum. Направление русской обществ и филос. мысли гг. XIX в. выступившее с обоснованием самобытного пути истор. развития России принци...Энциклопедия социологии