Литературный энциклопедический словарь

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА

ОРА́ТОРСКАЯ ПРО́ЗА, живая речь, получившая художественную разработку, благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех видов прозы (см. Поэзия и проза).

Развитые каноны ораторского речевого этикета обнаружены у многих племен еще на стадии родового строя. В древней литературе Ближнего Востока речь советника к царю или отца к сыну стала классической формой дидактической литературы («Повесть об Ахикаре»). В древней литературе Китая речи царей, советников, полководцев (часто вымышленные) составляли целые сборники («Речи царств» и др.). Но наивысшее развитие древняя О. п. получила в Греции V—IV вв. до н. э. и в Риме I в. до н. э. Здесь разработана подробная теория риторики, почти без изменений унаследованная теориями словесности средних веков, Возрождения, нового времени. Различалось красноречие торжественное, совещательное и судебное; ведущую роль играло совещательное, т. е. политическое, красноречие. Речи ораторов стали в Греции записываться и стилистически обрабатываться с конца V в. до н. э.; вершинами классического красноречия считаются речи Исократа (предназначенные для чтения), Демосфена, Эсхина (IV в. до н. э.). Затем, с концом греческой демократии, политическое красноречие уступает место торжественному, панегирическому, а богатство художественных средств вырождается в нарочитую пышность (азианизм). О. п. пыталась преодолеть этот кризис путем подражания классическим ораторам, но преимущественно их языку, а не стилю (аттикизм). Такое сочетание аттикизма языка и азианизма стиля характерно для О. п. «второй софистики» (см. Софистика вторая) — Дион Хрисостом (I в. н. э.), Элий Аристид (II в.), Либаний (IV в.) и р. В Риме сенатские речи записываются с III в. до н. э., учителя риторики (первоначально греки) появляются во II в. до н. э. Расцвет классического красноречия относится к эпохе гражданских войн (I в. до н. э.); крупнейший его представитель Цицерон был практиком и теоретиком О. п. Затем, в эпоху империи, определяющим и здесь становится торжественное красноречие, а богатство стиля переходит в вычурность (Фронтон, Апулей, II в. н. э.).

В средние века О. п. становится достоянием христианской церкви, основной ее жанр — проповедь, в меньшей степени — полемическая речь на религиозные темы; по образцам О. п. строятся и письма. Светское красноречие сводится к панегирикам в честь правителей. Классиками христианского красноречия были на греческом Востоке Василий Великий, Григорий Назианзин и особенно Иоанн Златоуст (IV в.), на латинском Западе — Амвросий, Августин, Григорий Великий (IV—VI вв.). В Древнюю Русь ораторское искусство пришло из Византии и отчасти из Болгарии (Климент Охридский, Иоанн Экзарх); уже в киевскую эпоху О. п. достигает высокого мастерства (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, позднее, в XIII в., Серапион Владимирский).

Эпоха Возрождения открывает античные памятники практики и теории О. п. и упражняется в подражаниях им; расширяется область светского красноречия (речи дипломатические, академические и пр.). Сильным толчком к оживлению и развитию О. п. были предреформация, реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе (Дж. Савонарола, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Дж. Нокс, с католической стороны — П. Скарга; следует особо отметить тяготеющие к бурлеску и каламбуру барочные проповеди августинца Абрахама а Санкта-Клара, XVII в.). В литературную систему классицизма О. п. входит как образец высокой торжественной речи, преимущественно панегирической, часто надгробной; наибольшее развитие это направление получило во Франции (Ф. де Саль, Ж. Б. Боссюэ, Ж. Б. Массийон и др.), но оказало влияние на всю Европу. В России О. п. возрождается в XVII в.; виднейшими ораторами барокко и классицизма были Симеон Полоцкий (XVII в.), Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Г. Конисский (XVIII в.). Подъем политического красноречия наступает в эпоху буржуазных революций; важные образцы дала практика английских парламентарных речей и памфлетов (Дж. Фокс, У. Питт, Э. Бёрк, Р. Шеридан и др.), но вершиной была О. п. Великой французской революции (К. Демулен, О. Мирабо, Ж. Дантон, М. Робеспьер, Ж. П. Марат и др.). Дальнейшее развитие это направление получило в политической прозе XIX в. (У. Гладстон, А. Тьер, Дж. Мадзини и др.), а также в речах судебных ораторов (в России — А. Ф. Кони). Последнее значительное явление буржуазной линии О. п., органически связанное с английской парламентской традицией, — речи У. Черчилля времен 2‑й мировой войны 1939 — 1945.

Выступления революционного пролетариата положили начало новой эпохе О. п.; ее мастерами были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и такие деятели социалистического и коммунистического движения, как Ж. Жорес, К. Либкнехт, А. В. Луначарский.

М. Л. Гаспаров.

  1. ораторская прозакрасноречие живая публичная речь получившаяхудожественную обработку. Издревле развивались различные формыкрасноречия торжественные по случаю праздников судебные и полити...Большой энциклопедический словарь II
  2. ораторская прозаОРАТОРСКАЯ ПРОЗА красноречие живая публичная речь получившая художественную обработку. Издревле развивались различные формы красноречия торжественные по случаю празднико...Большой Энциклопедический словарь V
  3. ораторская прозаШирокое распространение во всех средневековых европейских литературах в том числе и в литературе Древней Руси получили различные жанры О. П. Одна из разновидностей О. П. ...Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь
  4. ораторская прозахудожественно обработанная речь созданная с целью убедить аудиторию. В античности существовало торжественное судебное и совещательное красноречие. В Древней Греции долгое...Литература и язык. Современная энциклопедия
  5. ораторская прозахудожественно обработанная речь созданная с целью убедить аудиторию. В античности существовало торжественное судебное и совещательное красноречие. В Древней Греции долгое...Литературная энциклопедия
  6. ораторская прозав риторикеem вид словесности объединяющий судебную политическую гомилетическую дидактическую показательную пропагандистскую академическую прозу представляющий собой обраб...Риторика: Словарь-справочник
  7. ораторская прозав риторикеem вид словесности объединяющий судебную политическую гомилетическую дидактическую показательную пропагандистскую академическую прозу представляющий собой обраб...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  8. ораторская прозаот лат. orare говорить один из риторических см. риторика жанров художественно обработанная и записанная живая речь обращенная к слушателям речь оратора. Произведения О....Словарь литературоведческих терминов
  9. ораторская прозаОРАТОРСКАЯ ПРОЗА красноречие живая публичная речь получившая художественную обработку. Издревле развивались различные формы красноречия торжественные по случаю праздников...Современный энциклопедический словарь