Литературный энциклопедический словарь

ОБРАЗ

О́БРАЗ художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто — действующее лицо или литературного героя), например О. войны, О. народа, О. Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л. Н. Толстого. Само терминологическое словосочетание «О. чего-то» или «О. кого-то» указывает на устойчивую способность художественного О. соотноситься с внехудожественными явлениями, вбирать внеположную ему действительность; отсюда господствующее положение этой категории в эстетических системах, устанавливающих специфическую связь искусства с не-искусством — жизнью, сознанием и т. д.

В художественном О. неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.

1. Традиционно специфика О. определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления,

а) Как отражение действительности О. в той или иной степени наделен чувственной достоверностью, пространственно-временной протяженностью, предметной законченностью и самодостаточностью и другими свойствами единичного, реально бытующего объекта. Однако О. не смешивается с реальными объектами, ибо выключен из эмпирического пространства и времени, отграничен рамкой условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему, «иллюзорному» миру произведения.

б) Будучи не реальным, а «идеальным» объектом, О. обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез и пр. мыслительных конструкций. О. не просто отражает, но обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем, случайном — сущностное, неизменно-пребывающее, вечное. Однако, в отличие от абстрактного понятия, О. нагляден, не разлагает явления на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет чувственную целостность и неповторимость. По Г. Гегелю, О. стоит «… посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью» и представляет в «одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие» (Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 44; т. 3, М., 1971, с. 385). В то же время сама по себе познавательная специфика О. как единства чувственного отражения и обобщающей мысли не определяет его художественной уникальности, ибо в известной мере присуща и публицистическим, морально-прикладным, теоретически-иллюстративным и другим образам.

2. Художественная специфика О. определяется не только тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность, но и тем, что он творит новый, небывалый, вымышленный мир. Творческая природа О., как и познавательная, проявляется двояко,

а) Художественный О. есть результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с неограниченными духовными запросами и устремлениями человека, его целенаправленной активностью и целостным идеалом. В О., наряду с объективно существующим и сущностным, запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, т. е. все, что относится к субъективной, эмоционально-волевой сфере бытия, его непроявленным внутренним потенциям,

б) В отличие от чисто психических образов фантазии, в художественном О. достигается творческое преображение реального материала: красок, звуков, слов и т. д., создается единичная «вещь» (текст, картина, спектакль…), занимающая свое особое место среди предметов реального мира. Объективируясь, О. возвращается к той действительности, которую отобразил, но уже не как пассивное воспроизведение, а как активное преображение ее.

Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение — такова внутренне подвижная сущность О. в его двусторонней обращенности от реального к идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному (в процессе творчества). О. многолик и многосоставен, включая все моменты органического взаимопревращения действительного и духовного; через О., соединяющий субъективное с объективным, сущностное с возможным, единичное с общим, идеальное с реальным, вырабатывается согласие всех этих противостоящих друг другу сфер бытия, их всеобъемлющая гармония.

Происхождение и строение художественного образа.О. обладает двучленностью, позволяющей стягивать разнородные явления в одно целое. О. — это пересечение предметного и смыслового рядов, словесно-обозначенного и подразумеваемого. В О. один предмет явлен через другой, происходит их взаимопревращение (см. Тропы). При этом О. может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, объяснять неизвестное известным или известное неизвестным: например, у М. Ю. Лермонтова поэзия — «колокол на башне вечевой» («Поэт»); у Ф. И. Тютчева зарницы — «демоны глухонемые» («Ночное небо так угрюмо…»). Цель О. — пре-образ-ить вещь, превратить ее в нечто иное — сложное в простое, простое в сложное, но в любом случае достичь между двумя полюсами наивысшего смыслового напряжения, раскрыть взаимопроникновение самых различных планов бытия.

Такая структура художественного О. — «одно через другое» — уходит корнями в древнее, первобытное миросозерцание, согласно которому все вещи могут превращаться друг в друга. Нет непроходимых границ между людьми, животными, растениями, светилами, минералами — все они связаны цепью взаимных перерождений, «переселением душ», всеобщим «оборотничеством»; каждое не есть замкнутая вещь, но прозрачный О. чего-то иного. Постепенно в научно-логической картине мира формы вещей стали отвердевать и делаться непроницаемыми, на них была наложена сетка взаимоисключающих тождеств и противоречий (А = А, А ≈ Б — основные законы логики); но при этом сохранилась и обособилась сфера художественного мышления, допускающая множественные переходы между вещами, их частичное совмещение, перекличку на расстоянии — такую связь, где нет ни тождества, ни противоположности, а есть взаимопревращаемость, сходство в различии (А как Б). С точки зрения логики такого рода образные, метафорические высказывания являются квазисуждениями, эа которыми нельзя признать ни истинности, ни ложности (см. Г. Маркевич, Основные проблемы науки о литературе, пер. с польск., М., 1980, с. 138—68); с точки зрения эстетики они содержат как художественную правду, так и вымысел. Поэзия (в стих. Лермонтова «Поэт») есть колокол или клинок в одном отношении — как способ объединения людей или как оружие в борьбе, и в то же время в реальных, а не метафорических связях она не тождественна этим предметам (Музы говорят «ложь, которая похожа на истину» — Гесиод). Метаморфоза и метемпсихоз (превращение форм, перевоплощение душ) сохраняются в основе О., хотя и лишаются магически-мифического содержания, предполагающего действительное тождество превращаемых вещей (напр., зарниц и демонов). (Так, в театральном искусстве это общее свойство художественного О. выступает наглядно — происходит перевоплощение одного человека в другого, взаимопроникновение двух обликов — актера и персонажа.) См. также об этом ниже — в разделе «История учений об образе».

Специфика словесного образа.Поскольку материал литературного произведения — не вещественная субстанция (тела, краски, мрамор и пр.), а система знаков, язык, то и словесный О. гораздо менее нагляден, чем пластический. Даже используя конкретно-изобразительную лексику, поэт, как правило, воссоздает не зримый облик предмета, а его смысловые, ассоциативные связи. Например, строки А. А. Блока «И перья страуса склоненные / В моем качаются мозгу, / И очи синие бездонные / Цветут на дальнем берегу» (стих. «Незнакомка») при всей кажущейся «картинности» чужды предметно-чувственной изобразительности; в них нарушена природная, пластически вообразимая связь вещей. Поэтический О. здесь слагается из самых разнокачественных элементов: физических и психических, соматических и ландшафтных, зооморфных и флористических («перья… качаются… в мозгу», «очи… цветут… на берегу»), которые несводимы в единство зрительно представимого О.

Преломление одного элемента в другом, их смысловая взаимопронизанность, исключающая изобразительную четкость и расчлененность, — вот что отличает словесный О. от живописного. С другой стороны, будучи условным, словесный О. не превращается в знак, напротив, он снимает и преодолевает знаковость самого слова (см. Символ). Между звучанием и лексическим значением слова связь произвольная, немотивированная; между лексическим значением слова и его художественным смыслом — связь органическая, образная, основанная на сопричастности, внутреннем сродстве.

Одна из важнейших функций литературного О. — придать словам ту бытийную полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи; преодолеть онтологическую ущербность знака (разрыв между материей и смыслом), обнаружить по ту сторону условности безусловность. Это существенное свойство словесного О., вбирающего и претворяющего знаковость языка, отмечал еще Г. Э. Лессинг. «Поэзия… располагает средствами возвысить свои произвольные знаки до степени и силы естественных», поскольку возмещает несходство своих знаков с вещами «сходством обозначаемой вещи с какой-либо другой вещью» («Лаокоон…», М., 1957, с. 437, 440).

Специфика словесного О. проявляется также во временной его организации. Поскольку речевые знаки сменяются во времени (произнесения, написания, восприятия), то и образы, воплощенные в этих знаках, раскрывают не только статическое подобие вещей, но и динамику их превращения. В эпических и драматических произведениях сюжетная образность преобладает над образностью метафорической, причем двучленность О. состоит не в уподоблении разных вещей (как в метафоре), а в расподоблении одной вещи, которая, претерпевая метаморфозу во времени, превращается в собственную противоположность. Узловым моментом сюжетного О. является перипетия, перемена событий к противоположному, переход от счастья к несчастью или наоборот. Так, в «Пиковой даме» А. С. Пушкина удача Германа, вырвавшего у графини ее карточный секрет, оборачивается катастрофической неудачей; в «Ревизоре» Н. В. Гоголя намерение чиновников обмануть ревизора приводит к тому, что они сами оказываются обманутыми. Между сюжетом и тропом (О.-событием и О.-уподоблением) есть генетическая и структурная общность: перелом в действии означает, как правило, смену облика, надевание или снятие маски, узнавание, разоблачение и пр. (о связи перипетии с узнаванием см. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 73—75). В «Пиковой даме» карточная дама превращается в подмигивающую старуху, отмечая перипетию в действии — переход героя от ряда выигрышей к решающему проигрышу (ср. также узнавание Эдипа в «Царе Эдипе» Софокла, разоблачение короля-убийцы в «Гамлете» У. Шекспира и т. д.). (Изоморфизм этих двух типов художественных превращений обусловлен еще структурой древних обрядовых действ, переломный момент которых совпадал со сменой ритуальных масок.) В лирических произведениях чаще преобладают О.-тропы, хотя это и не исключает возможностей чисто сюжетного строения О., например, в стихотворении Пушкина «Я вас любил…», где при отсутствии переносных значений слов образность носит динамически-временной характер, раскрывая превращения и перипетии любовного чувства в трех временах и лицах (прошлое, настоящее, будущее — «я», «вы», «другой»). Метафоричность и сюжетность, стяженность вещей в пространстве и их развернутость во времени (см. Художественное время и художественное пространство) составляют главную специфику литературного О. как более обобщенного и условного в сравнении с другими, пластическими видами искусств.

Разновидности и классификация литературных образов.Т. к. в О. вычленяются два основных компонента — предметный и смысловой, сказанное и подразумеваемое и их взаимоотношение, то возможна следующая троякая классификация образов: предметная, обобщенно-смысловая и структурная (см. Структура литературного произведения).

1) Предметность О. разделяется на ряд слоев, проступающих один в другом, как большое сквозь малое. К первому можно отнести образы-детали (см. Деталь художественная), мельчайшие единицы эстетического видения, наиболее отчетливая, мелкозернистая поверхность художественного мира. Образы-детали сами могут различаться в масштабах: от подробностей, часто обозначаемых одним словом, до развернутых описаний, состоящих из многих подробностей, каковы пейзаж, портрет, интерьер и т. п.; но при этом их отличительное свойство — статичность, описательность, фрагментарность.

Из них вырастает второй образный слой произведения — фабульный, насквозь проникнутый целенаправленным действием, связующим воедино все предметные подробности (ср. Сюжет и Фабула). Он состоит из образов внешних и внутренних движений: событий, поступков, настроений, стремлений, расчетов и т. д. — всех динамических моментов, развернутых во времени художественного произведения.

Третий слой — стоящие за действием и обусловливающие его импульсы — образы характеров и обстоятельств, единичные и собирательные герои произведения, обладающие энергией саморазвития и обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий: столкновениях, разного рода коллизиях и конфликтах и т. п.

Наконец, из О. характеров и обстоятельств в итогах их взаимодействия складываются целостные О. судьбы и мира; это бытие вообще, каким его видит и понимает художник, — и за этим глобальным О. встают уже внепредметные, концептуальные слои произведения.

Итак, подобно живому мирозданию, которое складывается иерархически, через объединение на высшем уровне частиц нижнего уровня, — так же слагается и художественное мироздание, от образов-атомов до О.-Вселенной. О. малого входит в О. большого, и все произведение снизу доверху пронизано этим иерархическим строением.

2) По смысловой обобщенности О. делятся на индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы. Четкая дифференциация этих разновидностей образов, еще не установленная, затруднена тем, что они могут рассматриваться и как разные аспекты одного О., как иерархия его смысловых уровней (индивидуальное по мере углубления переходит в характерное и т. п.). Индивидуальные О. созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника и выражают меру его оригинальности, неповторимости. Характерные О. раскрывают закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевают нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде. Типичность — это высшая степень характерности (см. Тип, Типическое), благодаря которой типический О., вбирая в себя существенные особенности конкретно-исторического, социально-характерного, перерастает в то же время границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты, раскрывая устойчивые, вечные свойства человеческой натуры. Таковы, например, вечные образы Дон Кихота, Гамлета, Фауста, характерно-типические образы Тартюфа, Обломова и пр. Все эти три разновидности образов (индивидуальные, характерные, типические) единичны по сфере своего бытования, т. е. являются, как правило, творческим созданием одного автора в пределах одного конкретного произведения (независимо от степени их дальнейшего воздействия на литературный процесс). Следующие три разновидности (мотив, топос, архетип) являются обобщенными уже не по «отраженному», реально-историческому содержанию, а по условной, культурно выработанной и закрепленной форме; поэтому они характеризуются устойчивостью своего собственного употребления, выходящего за рамки одного произведения. Мотив — это О., повторяющийся в нескольких произведениях одного или многих авторов, выявляющий творческие пристрастия писателя или целого художественного направления. Таковы образы-мотивы метели и ветра у А. А. Блока, дождя и сада у Б. Л. Пастернака, углов и порогов у Ф. М. Достоевского, моря и гор у писателей-романтиков. Топос («общее место») — это О., характерный уже для целой культуры данного периода или данной нации. Таковы топосы «мир как книга», «мир как театр» для европейской художественной культуры средних веков и Возрождения, топосы дороги или зимы для русской литературы (Пушкин, Гоголь, Н. А. Некрасов, Блок и др.). В топике, т. е. совокупности О.-топосов, выражает себя художественное сознание целой эпохи или нации. Наконец, образ-архетип заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и в искусстве на всех стадиях его исторического развития (в архаике, классике, искусстве современности). Пронизывая всю художественную литературу от ее мифологических истоков до современности, архетипы образуют постоянный фонд сюжетов и ситуаций, передающийся от писателя к писателю.

3) По структуре, т. е. соотношению двух своих планов, предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, О. делятся на:

а) автологические, «самозначимые», в которых оба плана совпадают;

б) металогические, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т. п.; сюда относятся все образы-тропы (напр., метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха), классификация которых хорошо разработана в поэтике начиная с античности;

в) аллегорические и символические (условно — «суперлогические»), в которых подразумеваемое не отличается принципиально от явленного, но превосходит его степенью своей всеобщности, отвлеченности, «развоплощенности» (см. Аллегория, Символ).

В ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение ее основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию. Так, в искусстве Древнего Востока господствуют крайне условные, аллегорические или символические образы, в которых бесконечное, грандиозно-трансцендентное содержание не вмещается в рамки предметной зримости и завершенности; тогда как в античном искусстве достигается полная явленность смысла в ясных, пластически очерченных образах, содержание и форма которых сближены человеческой мерой, а не противостоят друг другу как божественное и земное, возвышенное и ничтожное. Образность новоевропейского искусства эволюционирует от классической соразмерности, явленной в античности и восстановленной Ренессансом (см. Возрождение), к эстетике контрастного — вычурного или уродливого, культивируемой уже в барокко. Дальнейшая поляризация выразительно-смыслового и изобразительно-предметного компонентов приводит к романтической, а затем к реалистической образности, направленной преимущественно либо на выражение внутреннего мира в его бесконечном содержании, либо на отображение внешней действительности в ее конкретных исторических формах. Классическое, барочное, романтическое и реалистическое — четыре основных предела, между которыми развивается образность в искусстве нового времени, устремляясь то к гармонической завершенности, идеалу порядка, то к гротескным смещениям, причудливым диспропорциям, то к открытости и глубине субъективного самовыражения, то к правдивости и точности объективного воспроизведения действительности. В XX в. все эти тенденции сосуществуют, борются, перекрещиваются в искусстве различных творческих методов и направлений, например в неоклассической поэтике акмеизма и герметизма, неоромантических течениях символизма, экспрессионизма и т. д. Новейшая образность тяготеет к еще более дальним и расходящимся пределам предметной точности и смысловой обобщенности, ведущим за рамки традиционного искусства вообще — к документализму и мифологизму, т. е. к образам, сопричастным либо внехудожественным формам научного исследования, либо дохудожественным формам творческой фантазии (что отчасти было предвидено еще в XIX в. Гегелем и Ф. Шеллингом, указывавшими противоположные пути развития О. — к сближению с наукой и мифологией). Сухая протокольность, перечислительная инвентарность, хроникальность, с одной стороны; притчевость, параболизм, мифотворчество, «магический» или «фантастический» реализм, с другой стороны, — такова поляризация предметных и смысловых компонентов в современном О., все дальше уводящая от «классического» О., хотя и сохраняющая его в качестве нормы и идеала.

Художественное богатство образа.Богатство О. определяется его многозначностью, обилием его предметно-смысловых связей как внутри, так и за пределами текста.

Например, в пушкинской строке «Когда для смертного умолкнет шумный день» (стихотворение «Воспоминание») заключен богатый, многосмысленный образ, который нельзя истолковать однозначно: тут и ночь, сменяющая день, и смерть, выводящая человека за пределы земной жизни и делающая ее предметом воспоминания. И дальнейшее развертывание образа подтверждает его многозначность: «…И на немые стогны града / Полупрозрачная наляжет ночи тень…» — это и точнейшее описание светлой петербургской ночи, и вместе с тем образ запредельного, населенного тенью, пространства, где в «бездействии» и «томительном бденьи» пребывает мучимая укорами прошлого, бессонная, бессмертная душа. Все это, вместе взятое, и составляет объемность пушкинского О., его пластическую завершенность и духовную неисчерпаемость.

Умение найти общее в разном и разное в общем, олицетворить вещное и опредметить духовное; «…сила совоображения, которая есть душевное дарование с одной вещию, в уме представленною, купно воображать другие…» (Ломоносов М. В., Полн. собр. соч., т. 7, 1952, с. 109); способность соотнести вещи так, чтобы выявить в них возможности саморазвития через взаимоотражение, и тем самым произвести ассоциативно глубокое и длительное эстетическое впечатление — все это определяет художественное богатство О. «Каждый образ одним ударом заставляет вас пересмотреть целую вселенную» (Л. Арагон), через О. соприкасаются самые отдаленные сферы бытия. Соответственно и сами О. в художественных произведениях сопрягаются по принципу взаимопроникновения («образ входит в образ»): в отличие от предметов, они обладают прозрачностью, «проходимостью» друг для друга; в отличие от понятий, не растворяются всецело друг в друге — низшее в высшем, вид в роде, но сохраняют самостоятельность, взаимную несводимость. Среди сцеплений образов в конкретном произведении нельзя выделить главного звена, подчиняющего все остальные, но каждое есть и центр художественной Вселенной, и ее периферия по отношению ко всем другим центрам. Многоцентровость, точнее, незакрепленность, вездесущая подвижность центра, отличает систему образов от других иерархических систем (знаковых, логических, политических и т. д.). Эстетическая ценность О. определяется как его целостностью, так и самоценностью всех его частей (ср. старинное определение красоты как наибольшего единства в наибольшем разнообразии).

Историческая судьба О. обусловлена его художественным богатством, взятым не со стороны предметной завершенности, а его смысловой открытости. Именно жизнь О. в веках, его способность образовывать все новые и новые связи с миром конкретных явлений, включаться в самые разные философские системы и объясняться изнутри разных общественных течений и есть обнаружение вовне художественной потенциальности О., никогда не завершимый, но постоянно идущий процесс его «практической» реализации. Подвергаясь многочисленным истолкованиям, проецирующим О. в плоскость определённых фактов, тенденций, идей, О. продолжает свою работу отображения и преображения действительности уже за пределами текста — в умах и жизнях сменяющихся поколений читателей. Обедняясь каждой отдельной интерпретацией, О. выявляет свое богатство в их совокупности. Интерпретация как бы случайна или абстрактна она ни была, есть нечто, требуемое образу как необходимый, хотя и подвижный компонент его открытой смысловой структуры, как подтверждение его способности все вбирать и все объяснять, ничем до конца не объясняясь.

История учений об образе.Вместе с выделением художественного О. из синкретической целостности мифа начинается и процесс его теоретического осмысления. Античный термин, эквивалентный понятию «О.», — «эйдос», в двузначности употребления которого интуитивно уже выявлялась его двуплановость. Эйдос — это и наружный вид, облик предмета, и его чистая, внетелесная и вневременная сущность, идея. Позднейшие, новоевропейские теории, подчеркивающие нераздельность в О. его «вида» и «идеи», лишь заново соединяют то, что было нераздельно уже этимологически, в самом лексическом значении древнегреческого «эйдоса». Однако искусство, по мнению античных мыслителей, не прямо связано с эйдосами, а через «мимесис», подражание (см. Подражания теория), что указывает на зависимость, «отраженность» образов по отношению к действительности. Для Платона О. в искусстве — это копии реальных предметов, которые сами являются копиями вечных идей; отсюда его в целом отрицательное отношение к «образным», «подражательным» искусствам, «стоящим на третьем месте от истины» и создающим обманчивую видимость, царство призраков. Для Аристотеля О. уже не уступают реальным вещам, а в чем-то даже поднимаются над ними, ибо подражают не сущему, а возможному и заключают в себе не единичное, а общее. Художественный О. может в корне менять отношение к отображенному: то, что в действительности отталкивает, в искусстве нравится. Следовательно, мимесис — это подражание и одновременно претворение, преображение предмета в О., ведущее не к обману, но к возвышению над действительностью, к очищению от ее давящих аффектов (катарсис). Эта тенденция к оправданию и возвеличению художественного О. в послеплатоновской эстетике достигает кульминации у Плотина, который отдает ему предпочтение не только перед единичными вещами, но и перед обобщенно-отвлеченным, философским познанием. Подражая природе, художник не удаляется от нее в область мнимого, а обнажает ее сокровенные прообразы, чистые «идеи», чтобы «…эйдос, находящийся в телах, связал и победил природу, по своей бесформенности ему противоположную…» [«О прекрасном» — в кн.: Лосев А. Ф., История античной эстетики (Поздний эллинизм), 1980, с. 437]. Отсюда впервые введенное Плотином в мировую эстетику понятие «внутреннего эйдоса», т. е. такого О., который не извне, «иллюзорно» подражает вещам, но тождествен или сопричастен их глубинной идее, закону их порождения из Единого. Такой О. даже выше рассудочного понятия, ибо есть не просто правильный способ познания Единого, но «прекрасный» способ его существования, цельность его самобытия.

Если античная эстетика рассматривает О. исключительно в его отношении к объективному бытию, то новоевропейская, особенно немецкая классическая эстетика привносит в свое рассмотрение О. его отношение к творческому субъекту и его духовно-познавательной деятельности. Соответственно в О. акцентируется не миметический, подражательный момент, а продуктивный, выразительно-созидательный: чувство, мысль, идеал, фантазия — все, в чем утверждает себя единичная субъективность художника или собирательная субъективность человечества. При этом, если античные мыслители, стоявшие перед задачей вычленить художественный О. из синкретической целостности мифа-ритуала, подчеркивали его дифференциальные признаки (О. — не реальность, не историческое повествование, не ремесленное изделие и т. п.), то мыслители нового времени, исходя из уже существующей дифференциации разных видов деятельности, утверждают синтетизм О., слияние и примирение в нем противоположных начал. По Канту, в основном О. («эстетической идеи») лежит «сочетание и согласие» «обеих познавательных способностей — чувственности и рассудка» (Соч., т. 5, с. 339). Аналогичные мысли есть и у И. В. Гёте, Ф. Шиллера и в развитой и углубленной форме у Шеллинга, для которого О. (в его терминологии — символ, т. е. «осмысленный О.», Sinnbild) — тождество реального и идеального, бытия и значения, конечного и бесконечного. Однако только благодаря Гегелю понятие и сам термин «О.» закрепляются в мировой эстетической мысли для обозначения того духовно-чувственного, понятийно-бытийного единства, которое выделяет искусство среди прочих видов сознания и деятельности. По Гегелю, «…искусство изображает истинное всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа» (Эстетика, т. 4, М., 1973, с. 412).

Определение искусства как «мышления в образах» стало общепринятым во многих странах, в т. ч. в России, где оно имело большое значение для утверждения познавательной функции и реалистического метода искусства, для преодоления классицистической и романтической отвлеченности и умозрительности (нормативности). «Кто не одарен творческою фантазиею, способною превращать идеи в образы, мыслить, рассуждать и чувствовать образами, тому не помогут сделаться поэтами ни ум, ни чувство, ни сила убеждений и верований, ни богатство разумно исторического и современного содержания» (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 6, с. 591—92). Однако к рубежу XIX—XX вв. «образная» теория искусства приобрела односторонне-интеллектуалистическую и рационалистическую направленность, отчасти предрешенную распространением гегелевского (нередко упрощенного) абсолютного идеализма, но еще более заостренную позитивистской концепцией «экономии мышления», согласно которой образы суть средства сокращения умственных усилий, «заместители тех масс мыслей, из которых они возникли» (Потебня А. А., Эстетика и поэтика, с. 520; ср. также Овсянико-Куляковский Д. Н., Язык и искусство, Спб, 1895).

В противовес академическому литературоведению конца XIX — начала XX вв., трактовавшему О. как способ наглядного изложения мыслей, выдвигаются «антиобразные» теории искусства, отвергающие самое категорию О. на том основании, что она растворяет специфику художественного творчества в науке, философии, познании (Б. Кристиансен, В. Б. Шкловский, Л. С. Выготский). Этот пафос борьбы против О., характерный для эстетики 10—20‑х гг., нашел выражение в многочисленных эстетических декларациях и в известной мере поддерживался художественной практикой — рядом господствовавших тогда течений (символизм, экспрессионизм, футуризм, ЛЕФ и пр.), устремлявшихся либо к предельной условности символа-знака, либо к голой овеществленности факта и «приема» (см. Прием) и поэтому отрицавших О. как пережиток реалистически-иллюзионистского, «копиистского» подхода к действительности. Для символистов О. слишком похож на действительность, «натурален», для футуристов — слишком далек от нее, «фиктивен». С другой стороны, в это же время возникают течения, объявившие создание О. самоцелью искусства: английский имажизм и русский имажинизм, отчасти французским сюрреализм; О.-«имаж» в основном мыслится как троп, в нем подчеркивается сам момент замещения, образного сравнения одного предмета с другим, однако органическая связь и единство образов между собой — как в плане «реальном», предметно-изобразительном, так и в плане «концептуальном», духовно-выразительном — представляется необязательным и даже затемняющим главную метафорическую установку. Произведение — это «толпа образов», из которой легко можно вынуть один О. и вставить другой, — настолько каждый из них исчерпывается задачей самодовлеющей связи двух предметов.

Наибольшее влияние в западной эстетике и литературоведении XX в. приобрела психологическая теория О., связывающая его с деятельностью воображения. Решающий вклад в это направление, подготовленное работами французских и немецких ученых Т. Рибо и В. Вундта, внес З. Фрейд (см. Фрейдизм), для которого поэтическая фантазия — это «осуществление желания, корректив к неудовлетворяющей действительности» («Современная книга по эстетике», М., 1957, с. 191). Источник художественных образов тот же, что у сновидений или грез наяву, с той разницей, что инстинкт, вызывающий грезу, в О. более тесно приспособляется к внешней реальности, обуздывается разумом и моралью, опредмечивается, хотя и остается по существу подсознательным и либидоносным. Психоанализ поддержал падающий в XX в. авторитет «образной» теории искусства, хотя и с противоположных классическому идеализму позиций: если у Гегеля объективная идея нисходит в конкретность, чувственный материал, то у Фрейда инстинкт восходит (сублимируется) в объективную, наглядную форму (см. Психоанализ в литературоведении). Теория О. как манифестации бессознательного оказалась наиболее применимой к архетипическим образам (К. Юнг и его школа), обнаруженным и там, где раньше усматривалось лишь воплощение индивидуально-авторской концепции. На этой основе были созданы различные типологии и классификации литературных О., связывающие их с четырьмя вещественными стихиями (Г. Башлар), четырьмя временами года (Н. Фрай) и другими устойчивыми модусами бытия.

Два других влиятельных направления в изучении О. в западной эстетике — феноменологическое и семиотическое. Первое из них, представленное Р. Ингарденом, ранним Ж. П. Сартром, Н. Гартманом, рассматривает О. как особый «иллюзорный» предмет, способ бытия которого целиком совпадает (в отличие от бытия реально суще

  1. образотображениеstrong объект быть в субъект чегоstrong образ результат отображения в информационной системе некоторого объекта другого объектаосновной элемент знаниясубъек...Идеографический словарь русского языка
  2. образВООБРАЖАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ ОБРАЗ. Воображатьem воображение em слова унаследованные русским литературным языком от языка старославянского. Морфологический состав слова вообраз...История слов
  3. образсубъективная картина мира или его фрагментов субъективная представленность предметов внешнего мира обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками так и гипотетич...Словарь практического психолога
  4. образизображение лика Иисуса Христа богоматери святого икона. По христ. преданию церковь еще при жизни Христа обладала нерукотворным изображением его лика запечатленного на уб...Атеистический словарь
  5. образВ Библии Иисус Христос дважды назван образом греч. эйкон Бога невидимого Кор Кол . Он Сын Божий сияние Божьей славы и образ греч. характэр букв. оттиск Божьей ипостаси ...Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. образБыт. . В книге Бытия говорится что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе говорится что Он есть образ Божий Кол. . Слово образ вы...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  7. образоuбраз мобраз облик...Болгарско-русский словарь
  8. образсубъективная картина мира или его фрагментов включающая самого субъекта других людей пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понят...Большая психологическая энциклопедия
  9. образОБРАЗ в философии результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека возникающая в условиях общественноисторич. практики на основе и в форме знаковых систе...Большая советская энциклопедия
  10. образв философии результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека возникающая в условиях общественноисторической практики на основе и в форме знаковых систем....Большая Советская энциклопедия II
  11. образобщеславянск. образити изобразить нарисовать . отображение объекта на сетчатке глаза . в структуралистской психологии один из трх подклассов сознания другие два это ощ...Большая энциклопедия по психиатрии
  12. образI м. внешний вид облик aspetto esteriore sembiante уст. поэт. изменить свой образ cambiare aspetto дьявол в образе ребенка il diavolo sotto le sembianze di bambino на...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  13. образIstrong м вид обликem Gestalt f Erscheinung f лит. иск.em Gestalt f Figur f Bild nобраз врага Feindbild nвойти в образ sich in die Rolle einlebenактер хорошо передал о...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. образобраз II м икона Heiligenbild n bобраз I м . вид облик Gestalt f c Erscheinung f c . лит. иск. Gestalt f c Figur f c Bild n b образ врага Feindbild n b войти в образ sich...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. образОБРАЗ англ. image чувственная форма психического явления имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей ...Большой психологический словарь
  16. образmode...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  17. образI мн.em о облик видem imagen fem figura fem forma f отражениеem representacin f иск.em лит. imagen fem efigie fem tipo mem personaje mem тип характерческий оuбраз imagen...Большой русско-испанский словарь
  18. образm в соч. образ жизнималоподвижный образ жизнизрительный образпоследовательный образ...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  19. образкогочего сущ. муж. рода. икона. лит. искусств. представление обобщенное отражение тип характеробраз образ будущего образ майбутнього современные литературные и музыкаль...Большой русско-украинский словарь
  20. образIstrong м. облик вид подобиеem image f forme f лит. type m personnage m образ скупца le type de lavare художественный образ image f personnage m мыслить образами avoi...Большой русско-французский словарь
  21. образБрать в образstrong что. Жарг. мол.em Не принимать во внимание не считать важным чтол. Максимов . Образ врага.strong Публ. Полит.em Совокупность насаждаемых пропагандой п...Большой словарь русских поговорок
  22. образангл. picture image нем. Muster. . Мысленный или вещественный конструкт представляющий к.л. объект . . Целостное но неполное представление к.л. объекта или класса объект...Большой толковый социологический словарь II
  23. образIstrong м. облик вид подобиеem image f forme f лит. type m personnage m образ скупца le type de lavareхудожественный образ image f personnage mмыслить образами avoir ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  24. образв психологии субъективная картина мира включающая самогосубъекта других людей пространственное окружение и временнуюпоследовательность событий. Образ художественный кат...Большой энциклопедический словарь II
  25. образОБРАЗ в психологии субъективная картина мира включающая самого субъекта других людей пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ художествен...Большой энциклопедический словарь III
  26. образОБРАЗ в психологии субъективная картина мира включающая самого субъекта других людей пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ художестве...Большой Энциклопедический словарь V
  27. образI у ч.i Зовншнй вигляд кого чогонебудь. Вигляд кого чогонебудь вдтворений у свдомост памят або створений уявою. Подоба копя кого чогонебудь. Специфчна для лтератури мис...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  28. образкартина реальности иили ее отдельных аспектов включая самого субъекта привязанная к конкретным условиям обстоятельствам времени иили вневременная складывающаяся под влиян...Глоссарий по политической психологии
  29. образкартина реальности иили ее отдельных аспектов включая самого субъекта привязанная к конкретным условиям обстоятельствам времени иили вневременная складывающаяся под влиян...Глоссарий по политической психологии II
  30. образобраз а кона у зовншнй вигляд художнй засб тип...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  31. образсознательное воспроизведение отсутствующего или несуществующего объекта образ противостоит восприятию т.е. репрезентации имеющегося в наличии объекта. Ученые всегда иска...Евразийская мудрость от А до Я
  32. образв психологии субъективная картина мира включающая самого субъекта др. людей пространств. окружение и временною последовательность событий. Синонимы брэнд вид внешность ге...Естествознание. Энциклопедический словарь
  33. о́бразобраз див. кона. Жайворонок В. В. Знаки укрансько етнокультури Словникдовдник. К. Довра . С. ....Жайворонок. Знаки української етнокультури
  34. образв психологии субъективная картина мира включающая самого субъекта других людей пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ художественный ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  35. образвыява карцна кшталт...Кароткі расейска-беларускі фізыялягічны слоўнік
  36. образлит. образ унутулгус образ незабываемый образ....Киргизско-русский словарь
  37. образобраз романлн образъяс образы романа...Коми (зырянский)-русский словарь
  38. образобраз романлн образъяс образы романа...Коми (зырянский)-русский словарь
  39. образобраз...Крымскотатарско-русский словарь II
  40. образобраз . зовншнй вигляд образ образ нендзи розпачи нендза . видння м ср ст Кожного разу замикаю оч й бачу виразно образи Святвечора Загачевський . кона м ср ст мистецьк...Лексикон львівський
  41. образвоссоздание изображение в художественном произведении любых предметов объектов людей других живых существ явлений предметного мира образы природы образы городов образы ве...Литература и язык. Современная энциклопедия
  42. образ. Постановка вопроса. . О. как явление классовой идеологии. . Индивидуализация действительности в О. . Типизация действительности в О. . Художественный вымысел в О. . О. ...Литературная энциклопедия
  43. образ1Постановка вопроса [. . О. как явление классовой идеологии [. . Индивидуализация действительности в О. [. . Типизация действительности в О. [. . Художественный вымысел в ...Литературная энциклопедия II
  44. образБиблиографияБелинский В. Г. Фонвизин и Загоскин Менцель критик Гте Идея искусства и др. статьи см. Полное собр. сочин. Под редакцией С. А. Венгерова т. IXI СПБ и т. XII ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  45. образа м.em Внешний вид облик.Принять чейл. образ.em В этомто хуторе показывался часто человек или лучше дьявол в человеческом образе.em Гоголь Вечер накануне Ивана Купала. З...Малый академический словарь
  46. образаст икона...Мокшанско-русский словарь
  47. образкорень ОБРАЗ нулевое окончаниеОснова слова ОБРАЗВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ОБРАЗ Слово Образ содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  48. образНачальная форма Образ винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  49. образimage термин имеющий неск. значений. Относится прежде всего к визуальному воспроизведению действительности напр. фотография имеющему как непосредственное предметное значе...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  50. образформа отражения и освоения человеком объектов мира. В современной философии О. понимается не только как продукт сознания но и как то что формируется в социальности в виде...Новая философская энциклопедия
  51. образЖИЗНИ понятие отечественной социологии характеризующее конкретные социокультурные интерьеры типичные формы способы и механизмы жизнедеятельности социальных субъектов. Те...Новейший философский словарь II
  52. образ_образ.образноеСинонимы брэнд вид внешность гештальт зрак идея изображение икона имедж имидж кинообраз лик манер манера направление наружность облик обличие обличье образ...Новый большой англо-русский словарь
  53. образEn. Images Действенность произносимых в гипнозе слов пропорциональна их способности вызывать образы и если эффект заставляет себя ждать опытный оператор не замедлит приба...Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
  54. образобраз . м. а Внешний вид облик когол. чегол. б Подобие когол. чегол. в устар. Изображение. а Живое наглядное представление о комл. чемл. б То что видится грезится кажет...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  55. образсознательное воспроизведение отсутствующего или несуществующего объекта образ противостоит восприятию т.е. репрезентации имеющегося в наличии объекта. Ученые всегда иска...Новый философский словарь
  56. образТермин происходит от латинского слова означающего имитацию и большинство способов употребления его в психологии и устаревших и современных вращаются вокруг этого понятия....Оксфордский толковый словарь по психологии
  57. образТермин происходит от латинского слова означающего имитацию и большинство способов употребления его в психологии и устаревших и современных вращаются вокруг этого понятия....Оксфордский толковый словарь по психологии
  58. образобраз образ а мн. а ов икона...Орфографический словарь
  59. образобраз образ а мн. ы ов то что представляется отображается...Орфографический словарь
  60. образIstrongu мu мн.u образы Р.u образов в литературе искусстве мu мн.u образа Р.u образов икона брэнд вид внешность гештальт зрак идея изображение икона имедж имидж кинообраз...Орфографический словарь русского языка
  61. образобраз менник чоловчого роду кона образ менник чоловчого роду обличчя постать художнй засб тип...Орфографічний словник української мови
  62. образобразIstrong [оза м.em на з мн.em образиu образдва оuбразиеsup кона [озу м.em на з мн.em зиеsup з обличчя постать художнй засб тип...Орфоепічний словник української мови
  63. образI образ за м. на з мн. образи образ два образие конаII образзу м. на з мн. зие з обличчя постать художнй засб тип....Орфоэпический словарь украинского языка
  64. образбейне сипат...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  65. образбейне...Орысша-қазақша «Математика» терминологиялық сөздік
  66. образбейне...Орысша-қазақша «Электроника, радиотехника және байланыс» терминологиялық сөздік
  67. образдр.рус. лицо идеальная форма отражения действительности предметов и явлений материального мира в сознании человека. На уровне чувств образом может быть общее восприятие...Основы духовной культуры
  68. образimage...Политехнический русско-французский словарь
  69. образобраз образы образа образов образу образам образ образы образом образами образе образах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  70. образобраз образа образа образов образу образам образ образа образом образами образе образах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  71. образОбразБыт. . В книге Бытия говорится что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе говорится что Он есть образ Божий Кол. . Слово обр...Полная популярная библейская энциклопедия
  72. образОрфографическая запись слова образ Ударение в слове образ Деление слова на слоги перенос слова образ Фонетическая транскрипция слова образ [обрс] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  73. образОбраз конаem за зов на з зи звобраз постатьem зу образи зв. Художн образи...Правописний словник Голоскевича
  74. образсм. Икона.Синонимы брэнд вид внешность гештальт зрак идея изображение икона имедж имидж кинообраз лик манер манера направление наружность облик обличие обличье образок ой...Православный энциклопедический словарь
  75. образформа отражения обьекта явления в сознании субьективная картина мира или его фрагментов включающая самого субьекта строящаяся в соответствии с пространственновременными и...Прикладные аспекты современной психологии
  76. образХата повна образв наводить багато дум.Вдсвжу нашу память про те що бачимо на образах.Що за честь образам у коршм.Няко чести нема мж пияками. Чесному не мсце в лихм товари...Приповідки або українсько-народня філософія
  77. образрезультат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ на чувственной ступени познания ощущения восприятия представления...Профессиональное образование
  78. образОбраз субъективная представленность предметов окружающего мира обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками так и гипотетическими конструктами. Являясь осново...Психологический словарь
  79. образОтображение чеголибо в мозгу в виде своего рода картины....Психология критического мышления
  80. образрезультат и идеальная форма отражения в сознании человека предметов и явлений материального мира действующих или действовавших раньше на органы чувств О. на чувственной с...Психомоторика словарь-справочник
  81. образОккультизм не допускает никаких образов как только изображение живого отражения божественного человека символа Человечества на земле. Каббала учит что этот божественный О...Религиозные термины
  82. образвид фигура подобие внешность образ зу подоба постать ти постава изображение рисованное лепное и т. п. образ подобизна. Образ человеческий образ людський подоба людська. ...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  83. образкона...Русинсько-український словник
  84. образобраз а мн. ч. ы ов то что представляется отображаетсяem Синонимы брэнд вид внешность гештальт зрак идея изображение икона имедж имидж кинообраз лик манер манера направл...Русский орфографический словарь
  85. образicon image pattern...Русско-английский машиностроительный словарь
  86. образм. appearance aspect character type image conception гетеронимный образ гомонимный образ образ жизни образ жизни биологического вида здоровый образ жизни кочевой ...Русско-английский медицинский словарь
  87. образв СТЗ и электронной почтеem icon image pattern transform образ м.u .strong изображение отображение image .strong способ средство way mannerаппаратным образом вчт.u by h...Русско-английский политехнический словарь
  88. образм. image symbol configuration representation способem manner fashion mode лат.u modus pl.u modi moduses действийem mode line как результат восприятияem percept вербальн...Русско-английский психологический словарь
  89. образобраз . м. мн. образыi. тк. ед. ishape form видi appearance . представлениеi image художественный образ image по образу своему и подобию in ones own image after ones li...Русско-английский словарь
  90. образобраз II м. церк. мн. образ IIа icon sacred image....Русско-английский словарь II
  91. образобраз I м. . тк. ед. внешний вид облик когол. aspect appearance . обыкн. мн. живое представление о комл. чмл. image conception светлые образ Iы будущего the bright outli...Русско-английский словарь II
  92. образIstrongpl. образы m.form manner way главным образом mainly таким образом in this way thus разумным образом in a reasonable wayIIstrongpl. образ m.image pattern transformС...Русско-английский словарь математических терминов
  93. образimage form manner way transform pattern Более общего типа результат формулируется следующим образом. The following is a more general result of the same kind. strong Выб...Русско-английский словарь научного общения
  94. образм. звуковой образ тактильный образ...Русско-английский словарь по физике
  95. образsimilitude mirror mirroring при отображении codomain данных mirror copy image pattern percept объекта reflex representation transform transformation...Русско-английский словарь по электронике
  96. образfashion...Русско-английский словарь политической терминологии
  97. образfashion image reflex shape голографический образ образ действия образ полета образ точки радиографический образ слуховой образ тактильный образтопологический образ круга ...Русско-английский технический словарь
  98. образicon ikon image pattern...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  99. образimage...Русско-английский экономический словарь
  100. образN каким образом никоим образом таким образом...Русско-армянский словарь
  101. образI муж. вобраз художественный образ мастацк вобраз образы будущего вобразы будучага аблчча характар спосаб образ жизни спосаб жыцця образ правления спосаб лад пралення...Русско-белорусский словарь
  102. образI муж. вобраз муж.iхудожественный образ мастацк вобразобразы будущего вобразы будучагаi аблчча ср. характар муж.i склад род.i складу муж.iспосаб муж.i лад род.i ладу му...Русско-белорусский словарь II
  103. образвоuбраз за образ оптический образ унипотентного элементаu...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  104. образвобраз за...Русско-белорусский физико-математический словарь
  105. образобраз обликбраз м...Русско-болгарский словарь
  106. образbrzat икона szentkp тип tipus форма alak Istrong мu kp alak forma brzat kls лит иск alak tpus способem md каким образом hogyanтаким образом ilyen mdonглавным образо...Русско-венгерский словарь
  107. образобраз м художественный спо соб жизни о каким ом таким ом никоим ом главным ом...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  108. образСинонимы брэнд вид внешность гештальт зрак идея изображение икона имедж имидж кинообраз лик манер манера направление наружность облик обличие обличье образок ойконос отоб...Русско-ивритский словарь
  109. образmanera...Русско-испанский юридический словарь
  110. образIconfigurazione II зрительный образimmagine...Русско-итальянский медицинский словарь
  111. образм. immagine f голографический образ гомоморфный образ радиографический образ...Русско-итальянский политехнический словарь
  112. образforma...Русско-итальянский экономический словарь
  113. образmodo...Русско-итальянский юридический словарь
  114. образI м. облик бейне ияпат. изображение бейне образ светлые образы будущего келешект жарын бейнелер образ отрицательный намсыз бейне образ положительный намды бейне образ тип...Русско-казахский словарь
  115. образбейне трпат кейпкер...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  116. образбейне...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  117. образбейне образ...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  118. образобраз I м. мн. образы . облик кейип кебете тр потерять человеческий образ адам кейпин жоготуу . изображение образ срт элес слкт светлые образы будущего келечектин жарык э...Русско-киргизский словарь
  119. образтк. ед. внешний вид облик коголибоem minrng rngmo обычно мн. образы живое представление о комчмлибоem xingxingсветлые образы будущего тип характер в художественном п...Русско-китайский словарь
  120. образ1f аyngshnxing shngxing....Русско-китайский словарь
  121. образqyafet sfat sretпотерять человеческий образ insanlqtan qmaq изображение ekil obrazхудожественные образы bediiy obrazlar способ usul tarz ekilобраз жизни mr tarzглавным...Русско-крымскотатарский словарь
  122. образкъыяфет сыфат сурет потерять человеческий образ инсанлыкътан чыкъмакъ изображение шекиль образ художественные образы бедиий образлар способ усул тарз шекиль образ жизни...Русско-крымскотатарский словарь II
  123. образsvtbilde izskats ldzba aina glezna tls tls veids atveids attls...Русско-латышский словарь
  124. образvaizdas atvaizdas b paveikslas vaizdis bdas...Русско-литовский словарь
  125. образ1.калоп ронгапонда вид . образ о художественном поэтическом...Русско-мокшанский словарь
  126. образAbbild матем.u Bild Gebilde Gestalt Muster вчт....Русско-немецкий политехнический словарь
  127. образм. способ Art f Weise f образ жизни Lebensweise f образ мыслей Gesinnung f Denkart f образ правления Regierungsform f облик вид Gestalt f Figur f тж. лит. каким обр...Русско-немецкий словарь
  128. образBild...Русско-немецкий словарь по искусству
  129. образBild...Русско-немецкий словарь по химии и химической технологии
  130. образBild...Русско-немецкий химический словарь
  131. образAbbildung...Русско-немецкий экономический словарь
  132. образBeeld...Русско-нидерландский словарь
  133. образобразIм . облик вид . характер склад жизни мыслей . способ некоторым ом главным ом равным ом каким ом никоим ом таким ом ...Русско-новогреческий словарь
  134. образbilde gestalt skikkelse vis брэнд вид внешность гештальт зрак идея изображение икона имедж имидж кинообраз лик манер манера направление наружность облик обличие обличье о...Русско-норвежский словарь
  135. образ...Русско-персидский словарь
  136. образ. posta wizerunek. sposb sposbblockquote...Русско-польский словарь
  137. образмвнешний видem imagem fu figura fu обликem vulto mu отражениеem imagem fu representao fu искu литu imagem fu типem tipo mu figura fu personagem fu оборот речиem imagem fu...Русско-португальский словарь
  138. образОбраз вид обликem shabihi taswira способ манера образ действияem namna sura mtindo miобраз действий mazoezo мн.em mwendo mi ufuasi ед.образ жизни mwenendo mi sera ...Русско-суахили словарь
  139. образобраз талъат ифа симо тимсол тасвир...Русско-таджикский словарь
  140. образм suret дьявол в человеческом образе insan suretine kalbna girmi eytan филос. лит. иск. imge imajрелигия дат искажнный ложный образ мира din dnyann sahte bir imgesini...Русско-турецкий словарь
  141. образtarz slp запрестольный образ...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  142. образdiydor ravish siymo tariqa yosin...Русско-узбекский словарь Михайлина
  143. образматем. образ зу зображення абсолютный образ алгебраический образ геометрический образ гомологический образ гомоморфный образ идеальный образ мнимый образ непрерыв...Русско-украинский политехнический словарь
  144. образmem henkilkuva hahmo tapaбраз жиuзни elntapaм оuбразом mill tavallaвным оuбразом pasiassa etupss...Русско-финский словарь
  145. образimage...Русско-французский медицинский словарь
  146. образм маркет. image способ mode образ жизниобраз маркиобраз товараобраз фирмыверный образслуховой образ...Русско-французский экономический словарь
  147. образfigura ikona kadlub obraz obrzek podoba postava styl tvar zobrazen zpsob prava tvar...Русско-чешский словарь
  148. образсущ.муж. син. облик снар сн снпйт он помнит образ матери вл амшн снне асран ямасть образ воина в романе романрй салтак снар. син. способ йрке мел май манер образ жизни пу...Русско-чувашский словарь
  149. образjestalt.strong gestalt han var en vlknd gestalt i Stockholms njeslivон был известной фигурой в сценической жизни Стокгольма...Русско-шведский словарь
  150. образAvbild form image bild gestalt...Русско-шведский словарь II
  151. образ.strong ikoon.strong kuju kujund kujutis laad phakuju phapilt viis...Русско-эстонский словарь
  152. образ. образ а мн.em а овикона. образ а мн.em ы ов в литературе искусстве и др. художественный образСинонимы брэнд вид внешность гештальт зрак идея изображение икона имедж ими...Русское словесное ударение
  153. образм. щека честь стыд чувати образ хранить честь имати црн образ не иметь чести имати светао образ сохранить свою честь...Сербско-русский словарь
  154. образimage Сложившееся в умах людей представление об организации или ее продукции. Одной из задач рекламы и укрепления связей с общественностью является создание благоприятног...Словарь бизнес терминов
  155. образИкона...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  156. образАНГЕЛЬСКИЙ ЧИН ОБРАЗ монашество. Ангельский великий образ схима. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. брэнд вид внешность гештальт зр...Словарь иностранных слов русского языка
  157. образрезультат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека способ и форма освоения действительности в искусстве. В религии изображе...Словарь исторических терминов
  158. образсубъективная картина мира или его фрагментов включающая самого субъекта др. людей пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие ...Словарь конфликтолога
  159. образОБРАЗ в поэзии. Вопрос о природе поэтического образа принадлежит к наиболее сложным вопросам поэтики ибо в нем пересекаются несколько доселе еще не разрешенных проблем эс...Словарь литературных терминов
  160. образImage Bild контекст в который заключен символ как личный так и коллективный.Когда я говорю об образе то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта а та...Словарь по аналитической психологии
  161. образхудожественная форма отражения действительности раскрывающая общее через конкретное индивидуальное создание художественного образа тесно связано с отбором наиболее характ...Словарь по рекламе
  162. образхудожественная форма отражения действительности раскрывающая общее через конкретное индивидуальное создание художественного образа тесно связано с отбором наиболее характ...Словарь по рекламе II
  163. образОбраз икона лик. Образскладень. См. вид изображение икона способ стиль главным образом другим образом коренным образом никоим образом по образу по образу и подобию приня...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  164. образОuБРАЗstrong а м. Ирон.uО человеке ненадолго появившемся и снова пропавшем.Вчера пашкин образ в Измайлово маячил ненадолго появлялся ПашаСоздать образstrong уйти убежать...Словарь русского арго
  165. образаem м.i мн. им.i ыem и аem род.i овem и овem.мн. обычноi образыem.Внешний вид облик внешность.Естьли на образ его посмотрить то никто не поймет вfontры потому ростом нев...Словарь русского языка XVIII в
  166. образмаксимальный образ невероятный образ необыкновенный образСинонимы брэнд вид внешность гештальт зрак идея изображение икона имедж имидж кинообраз лик манер манера направле...Словарь русской идиоматики
  167. образобразИкона лик.Образскладень. .См. вид изображение икона способ стильглавным образом другим образом коренным образом никоим образом по образу по образу и подобию принять ...Словарь синонимов II
  168. образобраз Икона лик. Образскладень. . См. вид изображение икона способ стиль главным образом другим образом коренным образом никоим образом по образу по образу и подобию прин...Словарь синонимов II
  169. образобраз икона лик образскладень вид изображение облик отражение отображение представление символ способ стиль манер тип обличье зрак плащаница фигура внешность манера идея ...Словарь синонимов
  170. образКогда я в этом труде говорю об образе то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта а такое созерцаемое которое в поэтике именуется образом фантазии. Та...Словарь терминов
  171. образсущ. греч.em символ греч. содержание напр. текста подобие греч. начертание статуя икона. Мак . Быт. . Исаии . брэнд вид внешность гешталь...Словарь церковнославянского языка
  172. образобраз Художественное обобщение явления типы характеры в живописи литературе музыке на сцене и т. п. Абстрактный аллегорический архаичный бесцветный бледный великий верный...Словарь эпитетов III
  173. образХудожественное обобщение явления типы характеры в живописи литературе музыке на сцене и т. п.Абстрактный аллегорический архаичный бесцветный бледный великий верный впечат...Словарь эпитетов II
  174. образОБРАЗ. Художественное обобщение явления типы характеры в живописи литературе музыке на сцене и т. п. Абстрактный аллегорический архаичный бесцветный бледный великий верны...Словарь эпитетов
  175. образh образbig сущ.муж.неод.i ед.им. Ну образ жизни ваш каковГоУ . Нравы склонности образ мыслей все сближало нас день ото дня более и более.КБ . Везде образ ее носился в о...Словарь языка Грибоедова
  176. образКартина [V] картини [VIVII]...Словник з творів Івана Франка
  177. образВзрець приклад зразок...Словник застарілих та маловживаних слів
  178. образлюдський подоба вигляд з. постать обличчя портрет ЛТ. тип персонаж герой чого зображення картина Ж. обличчя. кона картина образок....Словник синонімів Караванського
  179. образКОНАstrong зображення Бога або святого якому поклоняються ОБРАЗstrong БОГИstrong тльки мн. БОГОМАЗstrong ремсничо роботи. Багато на покут кон було розмальованих Марко Вов...Словник синонімів української мови
  180. о́браз1ОБРАЗ у ч. . Зовншнй вигляд кого чогонебудь. Уранц думка [Кармелевих рдних] перша в темницю летла перший погляд ждав того ж понурого образу темниц Вовчок Став вн [кам...Словник української мови в 11 томах
  181. образОБРАЗstrongstrong у ч. Зовншнй вигляд кого чогонебудь.Уранц думка [Кармелевих рдних] перша в темницю летла перший погляд ждав того ж понурого образу темниц Марко ВовчокС...Словник української мови у 20 томах
  182. образ. Те саме що кона . кона з зображенням обличчя суса Христа Богородиц чи святого заст. лик . Священне зображення чи предмет який не тльки уречевлю духовне значення але й в...Словник церковно-обрядової термінології
  183. образв философии результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения восприятия и представления на уровне мышления понятия ...Советский философский словарь
  184. образОБРАЗ в психологии субъективная картина мира включающая самого субъекта других людей пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ художестве...Современный энциклопедический словарь
  185. образособлива форма естетичного освоння свту при якй збгаться його предметночуттвий характер його цлснсть життвсть конкретнсть на вдмну вд наукового пзнання що податься у фор...Стилістичні терміни
  186. образобраз [облик] сущ.em м.em употр. очень часто Морфология нет чего образаstrong чему образуstrong вижу что образstrong чем образомstrong о чм об образеstrong мн. что образ...Толковый словарь Дмитриева
  187. образ1ОБРАЗ а мя. ы ов м. . В философии результат и идеальная формаотражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. .Вид облик. Создать чтон. по своему обр...Толковый словарь Ожегова
  188. образОБРАЗ образа мн. образа м. То же что икона....Толковый словарь русского языка II
  189. образОБРАЗ образа мн. образы м. . Облик вид подобие книжн. Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа но и своего костюма. Гончаров. Напьется он там до звери...Толковый словарь русского языка II
  190. образобраз образ а мн. ч. ы ов м. В философии результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Вид облик. Создать чтон. по сво...Толковый словарь русского языка II
  191. образОБРАЗ а мя. ы ов м. . В философии результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. . Вид облик. Создать чтонибудь по свое...Толковый словарь русского языка
  192. образIstrong у ч. Зовншнй вигляд кого чогонебудь. Вигляд кого чогонебудь вдтворений у свдомост памят або створений уявою. Подоба копя кого чогонебудь. Специфчна для лтерату...Толковый словарь украинского языка
  193. образвобраз...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  194. образУдарение в слове образУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове образ...Ударение и правописание
  195. образВидеть влюбишься на стене радость целовать терпение молиться перед образом напрасные надежды покупать образ приобрести имущество получить собственное жилье....Украинский сонник
  196. образматем. образ...Украинско-русский политехнический словарь
  197. образв уявem imageхудожнй образ artistic image type виглядem form appearance конаem icon sacred image...Українсько-англійський словник
  198. образабраз вобраз выгляд кшталт...Українсько-білоруський словник II
  199. образАбраз...Українсько-білоруський словник II
  200. образабразвобразвыглядкшталт...Українсько-білоруський словник
  201. образ...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  202. образI...Українсько-китайський словник
  203. образ[obraz] obraz обличчя постать художнй засб тип sylwetka obraz...Українсько-польський словник
  204. образу m obraz posta вн врний образ батька jest on ywym obrazem ojca to cay ojciec...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  205. образI образ облик очертания наружность чаще перен. о характере душевном складе предметное воспроизведение изображение II образ икона...Українсько-російський словник
  206. образImage figure...Українсько-французький словник
  207. образRzeczownik образ m sposb m wizerunek m Religijny ikona f...Универсальный русско-польский словарь
  208. образОБРАЗ в философии результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения восприятия и представления на уровне мышления п...Философская энциклопедия
  209. образОБРАЗ лат. species вид у схоластичнй концепц пзнання а також у вдповдних концепцях професорв КМА species це сполучна ланка мж субктом обктом пзнання завдяки якй субкт...Філософський енциклопедичний словник
  210. образ. образ образы образа образов образу образам образ образы образом образами образе образах . образ образа образа образов образу образам образ образа образом образами образ...Формы слова
  211. образотражение предметов и явлений внешнего мира в сознании человека. Образ можно рассматривать как единицу восприятия расчленяющую поток ощущений на индивидуальные целостност...Человек и общество
  212. образЗоб Обр Забор Бор Образ Рао Роба Боза Баро Бар Роза Боа Боз Раз Раб Орза Бра Зао...Электронный словарь анаграмм русского языка
  213. образОбраз то же что имидж см....Энциклопедический словарь PR и рекламы
  214. образОБРАЗ в психологии субъективная картина мира включающая самого субъекта других людей пространственное окружение и временную последовательность событий. Образ художестве...Энциклопедический словарь естествознания
  215. образОБРАЗ явление возникающее как резт запечатления одного объекта в другом выступающем в качестве воспринимающей формации духовной или физической О. есть претворение первич...Энциклопедия культурологии
  216. образОБРАЗ явление возникающее как резт запечатления одного объекта в другом выступающем в качестве воспринимающей формации духовной или физической О. есть претворение перви...Энциклопедия Культурология XX век
  217. образто же что Имидж внешний вид облик человека в большой степени зависит от одежды прически и обуви. Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В. Синонимы брэнд вид внешно...Энциклопедия моды и одежды
  218. образангл. picture image нем. Muster. . Мысленный или вещественный конструкт представляющий к.л. объект. . Целостное но неполное представление к.л. объекта или класса объектов...Энциклопедия социологии
  219. образОБРАЗ результат преобразования объекта в сознании человека способ осмысления действительности понятие являющееся неотъемлемым компонентом психологического философского с...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  220. образОбразstrong. Общеслав. Производное от образитиi изобразить нарисовать преф. образования от разитиi резать. Ср. вырезать из дереваi. См. разитьi резатьi....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  221. образукр. образ блр. вобраз др.русск. ст.слав. образъ Супр. болг. образ лицо щека сербохорв. образ то же словен. obraz род. п. aza чеш. слвц. польск. оbrаz изображение карт...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  222. образОбразовано от образити изобразить нарисовать....Этимологический словарь Крылова
  223. образОбщеслав. Производное от образитиem изобразить нарисовать преф. образования от разитиem резать. Ср. вырезать из дереваem. См. разитьem резатьem.Синонимы брэнд вид внешнос...Этимологический словарь русского языка
  224. образобраз образукр. образ блр. вобраз др.русск. ст.слав. образъ Супр. болг. образ лицо щека сербохорв. образ то же словен. obraz род. п. aza чеш. слвц. польск. оbrаz изоб...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)