Литературный энциклопедический словарь

ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГРЕ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (новая, или новогреческая), литература греческого народа. Развивается на новогреческом языке. Складывалась в первые века после гибели Византии под воздействием традиций античной и византийской культур, идей эпохи Возрождения и прежде всего устно-поэтического творчества греческого народа (эпос «Дигенис Акрит», IX—XI вв., исторические акритские песни, песни о клефтах).

Литература в XV—XVII вв. развивается на Родосе («Сто слов о любви», а также другие анонимные сборники), о-вах Додеканес (любовная лирика). На Крите появляются идиллическая анонимная поэма «Пастушка» (изд. 1627), трагедия «Эрофили» и комедия «Кацурбос» (обе — около 1600) Е. Хортакиса; приписываемая В. Корнаросу драма на библейскую тему «Жертва Авраама» (1635), в которой элементы средневековой поэтики сочетаются с ренессансными гуманистическими мотивами; роман в стихах «Эротокритос» Корнароса, наполненный образностью народной поэзии. Во времена турецкого ига (1453—1821) в народе были распространены переделки басен сатирического характера, связанные со средневековым византийским животным эпосом («Прелестная история об осле, волке и лисе» и др.), обработки средневековых романов, повествования религиозно-дидактического и историко-легендарного характера («Повесть об Александре Македонском»).

В XVII—XVIII вв. проза представлена главным образом нравоучительной риторикой и полемическими памфлетами, часто преследующими цель защиты православной веры. В XVIII в. литература на греческом языке развивается в Константинополе: в кругах фанариотов (чиновная аристократия, находившаяся на турецкой службе) создавались труды дидактического характера, а также любовно-лирическая и назидательная поэзия. Заметное место занимает сборник стихов греческих поэтов-студентов в Италии «Цветы благочестия» (изд. в Венеции, 1708), где ощутимо влияние Позднего итальянского Возрождения. Формируется мемуарная литература.

Подъем национально-освободительного движения на рубеже XVIII—XIX вв. сыграл решающую роль в формировании Г. л. Национальная проблематика, революционно-патриотические мотивы находят отражение в творчестве революционера-демократа Р. Фереоса, А. Калвоса, А. Суцоса, А. Валаоритиса и др. Закладываются основы национальной драматургии (А. Матесис). В литературе находит отражение острая идейная борьба вокруг вопроса о путях исторического развития греческой нации (языковая полемика, различное отношение к античному наследию и народным новогреческим традициям).

Качественно новый этап в Г. л. связан с Греческой национально-освободительной революцией 1821 — 1829. Дух революционного романтизма с элементами реализма отличает творчество Д. Соломоса, основоположника новогреческой литературы, главы ионической школы, приверженной к народным традициям и языку. Антимонархические свободолюбивые настроения характерны для творчества П. Суцоса, А. Рангависа и других поэтов-романтиков 1-й Афинской школы, ориентировавшейся на античность. Разрабатывается жанр исторического романа (Э. Роидис и др.). Народный язык и национальную тематику утверждают К. Паламас, основатель 2-й Афинской школы, а также Е. Дросинис и др.

Н. Политис начал широкое изучение греческого фольклора. Оживает интерес к народной поэзии в творчестве Л. Мавилиса, Дросиниса, И. Полемиса, А. Эфталиотиса и др. Движение за утверждение в литературе и искусстве разговорного языка (димотики) возглавил И. Психарис. В прозе и драматургии реализм с элементами бытописания утверждают Г. Ксенопулос, А. Пападиамандис, А. Каркавицас. Важную роль сыграл журнал «Нумас» (с 1903), вокруг которого группировались прогрессивные литературные силы. В области литературной критики значительный вклад внесли Паламас и Ксенопулос.

Протест против капиталистической действительности, критика буржуазной морали, идеалы социалистического гуманизма, воплощенные в творчестве К. Варналиса, Я. Рицоса, К. Пароритиса и др., положили начало современной прогрессивной литературе. Социальная тематика становится определяющей в творчестве К. Теотокиса, К. Хадзопулоса, Й. Теотокаса, А. Терзакиса. Прозаики Д. Вутирас, Галатия Казандзаки, Эли Алексиу, Н. Катифорис. Т. Корнарос, М. Лундемис и др. разрабатывают тему «маленького человека» — жертвы буржуазного общества. С. Миривилис и др. писатели в 20—30‑х гг. вводят в литературу жанр антивоенного романа и повести-хроники. В поэзии преобладают пессимистические настроения (К. Кавафис, К. Кариотакис). В начале 30‑х гг. в Г. л. ведутся интенсивные поиски новых выразительных средств. Е. Сеферис утверждает в поэзии верлибр; драматические раздумья над судьбами греческого народа определили облик его поэзии.

Антифашистская литература Сопротивления представлена произведениями А. Сикелианоса, В. Ротаса, Ф. Ангулеса, Рицоса и многих других (см. Сопротивления литература). Особое место в Г. л. занимает «поэзия каторги», создававшаяся в конце 40-х — начале 50‑х гг. в концлагерях на о-вах Эгейского моря, после поражения демократических сил в гражданской войне 1946 — 1949.

В послевоенные годы греческую поэзию развивают Р. Буми-Папа, Н. Папас, Н. Вретакос, Т. Ливадитис и др. В поэзии 2‑й половины 50‑х гг. утверждается лирико-эпическая «поэма синтеза», намечается тенденция к созданию панорамной картины национальной жизни военного и послевоенного периода (творчество О. Элитиса). Героические и социальные мотивы характерны для послевоенного творчества крупнейшего романиста Н. Казандзакиса. Традиции антифашистского Сопротивления обогащаются новым нравственным и эстетическим опытом в прозе Я. Манглиса, Д. Хадзиса, А. Франгиаса, К. Кодзиаса, В. Василикоса и др. Развивается жанр исторического романа (Д. Фотиадис, П. Превелакис, Д. Сотириу), а также хронико-документальный жанр.

В годы военной диктатуры (1967 — 1974) многие писатели подверглись репрессиям либо вынуждены были эмигрировать; прогрессивные издательства и газеты были закрыты. Литературу антидиктаторского Сопротивления представляли Рицос, Вретакос, Элитис, Сеферис, М. Авгерис, Василикос и др. Несмотря на тяжелые условия диктатуры, борьба греческих писателей за демократические преобразования постоянно активизировалась (коллективные сборники стихов, рассказов, литературно-критических статей «Восемнадцать текстов», 1970; «Новые тексты», 1971, и др.). После 1974 многие писатели возвращаются на родину. Возобновило свою деятельность Общество греческих писателей (1934 — 1967).

В творчестве М. Александропулоса, З. Скароса, А. Ненедакиса и др. находят выражение перемены в самосознании широких общественных слоев. Многоплановость художественного воссоздания действительности отличает прозу Василикоса, Э. Войску и др.

Новогреческая литература развивается также в Республике Кипр (см. Кипрская литература).

Литературная периодика:журналы «Logotechnichi epitieorici» (с 1978) и «Technike politizmose» (с 1979).

Литература:

Мочос Я., Совр. греч. литература. Очерки, М., 1973;

Ильинская С. Б., Поэзия Сопротивления в послевоен. Греции, М., 1974;

Modern Greek writers, Princeton, 1972.

В. Г. Соколюк.

  1. греческая литератураАНТИЧНАЯ.strong I.strong ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ДО ХРИСТ. ЭРЫ. Древнейший письменно зафиксированный памятник греческой литературы Гомеровские поэмы является рез...Литературная энциклопедия
  2. греческая литератураАНТИЧНАЯ. I. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ [ ДО ХРИСТ. ЭРЫ. Древнейший письменно зафиксированный памятник греческой литературы Гомеровские поэмы является результатом дли...Литературная энциклопедия II
  3. греческая литератураАНТИЧНАЯ.I. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ ДО ХРИСТ. ЭРЫ.Древнейший письменно зафиксированный памятник греческой литературы Гомеровские поэмы является результатом длител...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  4. греческая литератураЯвляется древнейшей в Европе. Греки создали множество лит. форм и жанров которые под греч. назв. стали образцом для всей европ. литературы трагедия комедия эпос лирика. О...Словарь античности
  5. греческая литератураГреческая литература Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие немало писателей и их сочинений известны нам только...Энциклопедический словарь
  6. греческая литератураИз огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие немало писателей и их сочинений известны нам только по именам почти нет н...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  7. греческая литератураГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРАГреки создали и развили почти все литературные формы последующей европейской литературы и благодаря присущему им чувству симметрии и пропорции создали...Энциклопедия Кольера II