Литературные герои

ФЕДРА

ФЕДРА ( лат. Phaedra, фр. Phedre)
1.
героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.). Ф.- дочь критского царя Миноса и Пасифаи, вторая жена афинского царя Тесея. Афродита, желая отомстить сыну Тесея Ипполиту, своей «державной волей» заставляет Ф. влюбиться в пасынка. Афродита не желает зла Ф., но ради удовлетворения мести богини «все-таки умрет и Федра». Героиню охватывает любовное безумие, она буквально «заболевает» и нигде не может найти себе места. Но причину своего недуга Ф. скрывает: «Я от одной бы мысли умерла, что мужа бы могла я обесчестить или детей». Наконец, кормилице удается выведать тайну. Полагая, что «дело совсем не так уж страшно», кормилица идет к Ипполиту и открывает тайну Ф., связав его клятвой молчания. Потрясенный Ипполит проклинает и Ф., и ее служанку, и всех женщин вообще. Но данная им клятва обязывает скрыть все происшедшее от Тесея. Однако Ф. боится, что гнев заставит пасынка проговориться и ее доброе имя будет навеки запятнано. Ф. решает покончить жизнь самоубийством, но свою смерть она превращает в орудие мести за неразделенные любовные страдания. Тесей, вернувшись во дворец после долгого путешествия, находит жену повесившейся. В руке Ф. сжимает письмо, из которого Тесей узнает, будто Ипполит посягнул на честь Ф. Разгневанный Тесей изгоняет сына из страны и просит Посейдона свести Ипполита в Аид еще до захода солнца. Посейдон, обещавший выполнить три желания Тесея, исполняет это.
Е.Э.Гущина
2.
Героиня трагедии Л.Аннея Сенеки «Федра» (в традиции сохранилось также название «Ипполит»). Из трех трагедий, посвященных любви несчастной сестры Ариадны, на которые мог опираться Сенека, сохранилась лишь одна - второй «Ипполит» Еврипида; между тем общепризнанно, что прототипом является именно первый, от которого дошли фрагменты, не позволяющие подробно представить его содержание. Согласно одному из античных свидетельств, первый «Ипполит» был написан Еврипидом под впечатлением несчастного брака и посвящен женскому бесстыдству; эта черта абсолютно не свойственна героине второго «Ипполита», скорее даже наоборот.Ф. Сенеки не похожа на героиню сохранившейся трагедии Еврипида, и, по-видимому, ее образ восходит к героине первой: Ф. у Сенеки сама признается в своей любви, высказав горький упрек неверному мужу (который помогал как раз в то время своему другу Пирифою похитить из подземного царства Прозерпину), и кормилица сначала отговаривает ее, убеждает побороть страсть; только когда Ф. отвечает, что в таком случае жизнь для нее становится невозможной («Любовь, которая не хочет подчиниться, пусть будет сломлена»), верная рабыня изменяет свой план и предлагает испытать душу Ипполита. Она намекает юноше на страсть своей госпожи, но само признание предоставлено Ф., и последняя решается не без колебаний: «Отваживайся, душа, пытайся, выполни свое решение. Кто просит робко, тот сам склоняет к отказу!.. Успех делает и бесчестное честным». Героиня трагедии оклеветала Ипполита перед Тесеем, тот проклял и погубил его (как в сохранившемся варианте), но мачеха, увидев тело несчастного юноши, не выдерживает зрелища, признается во всем мужу и закалывается у него на глазах. Многие детали заимствованы Сенекой у Еврипида (они присутствуют также в соответствующем - IV - послании «Героид» Овидия, как никто умевшего использовать чужие находки в ином контексте в своих целях). Философская нагрузка (опять-таки в отличие от второго «Ипполита» Еврипида) у образа Ф. слабее, чем обычно в пьесах Сенеки; однако близость образа Ф. в его трагедии к прототипу - не более чем вероятное предположение.
Лит.: Siegmund A. Seneca und Ovid. «Wiener Stud.», 1899; Paratore E. Sulla «Phaedra» di Seneca. «Dioniso», 1952; Giomini R. Saggio sulla «Phaedra» de Seneca. Roma, 1955; см. также Лит. к статье «ФИЕСТ».
А.И.Любжин
3.
Героиня трагедии Расина «Федра» (1677, первоначальное название - «Федра и Ипполит»), ставшей одним из символов искусства французского классицизма. Сходная сюжетная коллизия лежит в основе трагедии Расина «Ба-язет», где султанша Роксана одержима любовью к младшему брату мужа. По версии Расина Ф. становится жертвой страсти к пасынку, забыв о долге супруги. Ипполит отвергает ее, и тогда Энона, наперсница Ф., клевещет на него. Изгнанный отцом, Ипполит погибает. Ф. сама признается в своей вине и умирает, приняв яд.
Отмечая роковую предопределенность судьбы Ф., многие современники связывали философское содержание трагедии с янсенистской концепцией человека, повторяя формулировку идейного вождя янсенизма Антуана Арно: «Федра - христианка, которую не осенила благодать». Но предопределенность следует понимать в более широком смысле, как следствие логики выстроенного Расином художественного мира, фундаментально исследованного Р.Бартом. Расин лишает решающего значения мотив спора Артемиды и Афродиты, послужившего истоком коллизии. В основе страсти расиновской героини - завороженность прошлым (Федра говорит Ипполиту, что покорена теми его чертами, которые напоминают ей молодого Тесея). Персонажи -по сути функции ситуации. Их индивидуальные различия подчинены у Расина отношениям власти (силы): если ее олицетворяет женщина, она равна мужчине по своей сюжетной роли. Ф. оказывается в одном ряду с Гемоном, Такси-лом, Нероном, Титом, Фарнаком, Гофолией и Пирром, выбирающими между верностью сложному комплексу связей и обстоятельств («долгу») и стремлением разорвать их, преодолеть волевыми усилиями. Невозможность действовать составляет суть трагедии. Происходящее разворачивается не столько в действии, сколько в рассказе. Картины важных для героя событий - воспоминания Ф. о молодом Тесее, об отношениях к Ипполиту, рассказ Терамена о гибели Ипполита и др., воспроизводимые в монологах, - равнозначны реальности, а невозможность говорить - смерти. По наблюдению Барта, упоминание смерти для большинства героев Расина - лишь «пустая грамматическая конструкция, инструмент шантажа», и только Ф. переживает состояние смерти как длительность. Трагедия Расина лишена участия внешнего мира в разрешении ситуации. Барт отмечает, что Расин, исключая возможность опосредования конфликта, в известном смысле отвергает миф, делает из мифа окончательно закрытую фабулу. Однако этот отказ от мифа сам становится мифическим: «трагедия - это миф о поражении мифа». Характерно, что позднейшие интерпретаторы образа почти не обращались к мифологии Ф. непосредственно, в обход Расина. Русские поэты и драматурги прежде всего обращали внимание на язык Расина, стремясь достичь адекватного эмоционально-поэтического эффекта при переводе (Державин, Катенин, Тютчев, Мандельштам). Л.Н.Толстой написал: «Расин - поэтическая рана Европы». Герой цикла романов М.Пруста «В поисках утраченного времени» описывает свои впечатления о выступлении актрисы Берма в роли Ф. в начале романа «У Германтов». Легендарной Ф. была французская актриса Ад-риенна Лекуврер, чей образ в свою очередь обрел в истории искусства черты мифа. Исключительно четкая пространственная выраженность конфликта обусловила устойчивый интерес к образу Ф. в балете: 1788, Ла Скала, балетм. Г.Анджолини; 1821, Петербург, балета. Ш.Дидло, Ф. - Е.Колосова; 1962, Нью-Йорк, танц.труппа М.Грэхем, Ф. - Грэхем; 1950, Париж, муз. Ж.Орика, сценарист и художник Ж.Кокто, балетм. С.Лифарь, Ф. - Т.Туманова (впоследствии - М.Плисецкая), Ипполит - 429 Лифарь. Ф. Расина впервые была сыграна в России 9 ноября 1823 г. Е.Семеновой на петербургской сцене (перевод М.Лобанова). Позже восприятие Ф. русской публикой определяли трактовки М.Н.Ермоловой (1890) и А.Г.Коонен (1921). Последняя сыграла в спектакле А.Я.Таирова на основе перевода В.Я.Брюсова, отмеченного архаизацией и стремлением вернуть трагедию к античным образцам.
Я.В.Седов
4.
Героиня трагедии М.И.Цветаевой «Федра» (1927), а также небольшого стихотворного цикла «Федра» (1923), созданного в период работы над трагедией. Беря за основу трагедии традиционный мифологический сюжет, Цветаева не модернизирует его, придавая характерам и поступкам главных героев большую психологическую достоверность. Как и в других трактовках этого сюжета, конфликт страсти и нравственного долга является для цветаевской Ф. неразрешимой внутренней дилеммой. В то же время Цветаева подчеркивает, что, полюбив пасынка и открыв ему свою любовь, Ф. не совершает преступления, ее страсть - несчастье, рок, но не грех, не злодеяние. Цветаева облагораживает образ Ф., «отсекая» некоторые отягчающие обстоятельства. Так, страсть зарождается в Ф. в тот момент, когда она не знает еще, что перед ней - сын Тезея. У Тезея и Ф. нет детей, и тем самым снимается мотив греховности Ф. перед будущим. Наконец, отвергнутая Ипполитом, Ф. Цветаевой не клевещет на него, как Ф. Еврипида или Сенеки, и не позволяет это сделать Кормилице, как Ф. Расина.
Создавая лирический образ чистой, честной и' безумно любящей женщины, Цветаева в то же время раскрывает идею вечной, вневременной, всепоглощающей и гибельной страсти. В трагедии заметны напластования всех литературных воплощений сюжета о Ф., на что указывает, например, Кормилица («Стара песня, стара басенка...»). Цветаевская Ф. как бы несет на себе груз всех Ф., созданных мировой культурной традицией. С одной стороны, роковая страсть Ф.- божественный замысел, воля Афродиты. Но вместе с тем это - инстинктивное, подсознательное начало, «крови голос», генетически зависимый от прошлого.
Впервые в истории сюжета о Ф. чрезвычайно важное значение придается образу Кормилицы. Она является частью Ф., олицетворяя ее прошлое, ее память; Кормилица ведет и направляет Ф. по всем перипетиям сюжета к заведомо известному ей трагическому финалу. Объясняя страшный недуг Ф., Кормилица называет любовную страсть перводвигателем, первопричиной жизни на земле. Богиня любви Афродита оказывается в некотором роде демиургом и праматерью рода человеческого. Анализируя трагедию Цветаевой с точки зрения мифологического сознания, мы обнаружим в образе Ф. воплощение Афродиты, один из ее многочисленных «двойников», а в акте самоубийства Ф., повесившейся на миртовом деревце, - абсолютно точно воссозданный (или сконструированный) сюжет гибели-воскресения архаической богини любви.
Очень сложный для театрального воплощения поэтический текст трагедии - одна из причин небогатой сценической истории пьесы Цветаевой. Самая известная постановка в России - спектакль с А.В.Демидовой в главной роли (Театр на Таганке, 1988).
А.В.Ануфриева

Синонимы:
астероид, персонаж


  1. федраДочь критского царя Миноса сестра Ариадны молодая жена Тесея и мачеха Ипполита. Влюбившись в Ипполита и будучи отвергнутой им оклеветала пасынка тем самым погубив его. Са...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. федраок. г. до н. э.ок. г. н. э. римский баснописец. Родился в Македонии прибыл в Рим пленником и был освобожден Августом. В царствование Тиберия впал в немилость у императо...Античные писатели. Словарь
  3. федрагреч.u дочь критского царя Миноса и Пасифаи сестра Ариадны вторая жена афинского царя Тесея мать Демофонта и Акаманта влюбившаяся в своего пасынка Ипполита. Отвергнутая ю...Античный мир. Словарь-справочник
  4. федраФЕДРА в др.греч. мифологии дочь критского царя Миноса iвторая жена Тесвя iвоспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Ф. оклеветала его перед отцом ...Большая советская энциклопедия
  5. федрав древнегреческой мифологии дочь критского царя Миносаem вторая жена Тесея См. Тесейem воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Ф. оклеветала его...Большая Советская энциклопедия II
  6. федрав греческой мифологии дочь критского царя Миноса жена Тесеявоспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Федрапокончила с собой....Большой энциклопедический словарь II
  7. федраФЕДРА в греческой мифологии дочь критского царя Миноса жена Тесея воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Федра покончила с собой....Большой энциклопедический словарь III
  8. федраФЕДРА в греческой мифологии дочь критского царя Миноса жена Тесея воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Федра покончила с собой....Большой Энциклопедический словарь V
  9. федраи ж.i У грецькй мфолог дружина Тесея яка закохалася у свого пасинка полта покнчила з собою знехтувана ним....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. федрав греч. миф. дочь критского царя Миноса и Пасифаи внучка солнца Гелиоса сестра Ариадны вторая жена афинского царя Тесея влюбивш. в пасынка Ипполита. астероид персонаж...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. федраПоследователь греч. философа Гиппия современник Платона крый назвал его именем диалог об эросе и эротике. Греч. философ в. до н.э. был главой эпикурейской школы в Афина...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. федрав греческой мифологии дочь критского царя Миноса жена Тесея воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Федра оклеветала его в предсмертной записке ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. федраримский баснописец. Он был первоначально рабом в семье Августа при Тиберии и Клавдии писал басни содержание которых большей частью заимствовано у Эзопа. Оригинальность ба...Краткий словарь античности
  14. федраФедра греч. дочь критского царя Миноса и Пасифаи сестра Ариадны вторая жена афинского царя Тесея мать Демофонта и Акаманта влюбившаяся в своего пасынка Ипполита. Отвергн...Мифологический словарь
  15. федрадочь критского царя Миноса и Пасифаи сестра Андрогея Ариадны Главка и Девкалиона внучка бога солнца Гелиоса и океаниды Персы со стороны матери и внучка Зевса и Европы со ...Мифы Древней Греции, словарь-справочник
  16. федраPhaedra см.u Theseus Тесей.Синонимы астероид персонаж...Реальный словарь классических древностей
  17. федралат.em в греч. мифологии дочь критского царя Миноса жена Тесея. Воспылала страстью к своему пасынку Ипполиту после того как была отвергнута им покончила с собой. Миф о Ф....Сексологическая энциклопедия
  18. федралат.em Phaedra дочь критского царя Миноса и Пасифаи сестра Ариадны была замужем за Тесеем. Она полюбила своего пасынка Ипполита. Покончила с собой от нераздел любви. асте...Словарь античности
  19. федраФЕДРА греч. phaedra. Жена Тезея дочь критского царя Миноя и Пасифаи лишившая себя жизни после смерти Ипполита е пасынка в которого она была влюблена героиня трагедий Эври...Словарь иностранных слов русского языка
  20. федрав греческой мифологии дочь критского царя Миноса жена Тесея воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Ф. покончила с собой....Словарь исторических терминов
  21. федратрагедия Расина. В театре каждый критикой дыша готов. обшикать Федру Клеопатру. Евг. Он. I ....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  22. федраНастоящее имя Ивановu Федор КонстантиновичИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  23. федрафедра сущ. колво синонимов астероид персонаж Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы астероид персонаж...Словарь синонимов II
  24. федратж назв. в др.греч. мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи жена Тесея полюбившая своего пасынка Ипполита тж в знач. . Зловещий голос горький хмель Души расковы...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  25. федраФЕДРА тж назв. в др.греч. мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи жена Тесея полюбившая своего пасынка Ипполита тж в знач. нариц. Зловещий голос горький хмель Д...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  26. федраФЕДРА в греческой мифологии дочь критского царя Миноса жена Тесея воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Федра покончила с собой....Современный энциклопедический словарь
  27. федраи ж. У грецькй мфолог дружина Тесея яка закохалася у свого пасинка полта покнчила з собою знехтувана ним....Толковый словарь украинского языка
  28. федраУ давньогр. мфолог друга дружина Тесея дочка царя Крту Мноса Парсфа сестра Арадни закохана без взамност у пасинка пполита причинилася до його смерт з розпачу покнчила жи...Універсальний словник-енциклопедія
  29. федрау давньогр. мфолог друга дружина Тесея дочка царя Крту Мноса Парсфа сестра Арадни закохана без взамност у пасинка пполита причинилася до його смерт з розпачу покнчила жи...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  30. федраФЕДРА в греческой мифологии дочь критского царя Миноса жена Тесея воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей Федра покончила с собой....Энциклопедический словарь естествознания
  31. федраФедраPhaedra . См. Тезей.Источник Краткий словарь мифологии и древностей. М.Корш. СанктПетербург издание А. С. Суворина . в греческой мифологии дочь критского царя Миноса...Энциклопедия мифологии