Литературные герои

ГУНАДХЬЯ

ГУНАДХЬЯ (букв, «средоточие добродетелей») - герой первой книги героико-роман-тической эпопеи «Океан сказаний» («Катхаса-ритсагара») Сомадевы, кашмирского поэта XI в. Эпопея называется «Книга о рождении Великого Сказа», («Брихаткатха»), написанного поэтом Г. в III-IV вв. н.э. на языке пайшачи. Оригинал его до нашего времени не сохранился. Последние сведения об оригинале относятся к XVI-XVII вв. Сохранились, однако, его переработки на санскрите, махараштри и тамильском языке, из которых «Океан сказаний» Сомадевы (XI в.) считается наиболее близко стоящим к оригиналу и содержательно, и художественно. Предшественник Сомадевы Кше-мендра уделил жизнеописанию Г. сравнительно небольшое место, зато Сомадева, использовав уцелевший фактический материал и художественно восполнив его, смог создать повествование о трагической судьбе автора «Великого Сказа» и самого произведения.
Начиная с V в.имя Г. и название его произведения, сопоставляемого с «Махабхаратой» и «Рамаяной», упоминают неоднократно Бана, Дандин, Сомадева Сури и другие классики ' древнеиндийской литературы. Сомадева, автор «Океана сказаний», сделал все необходимое, чтобы не нарушить прелести «Великого Сказа» и легче постичь хитросплетения различных историй. Он осознает необходимость сберечь великое произведение, написанное на народном языке, являя пример бережливого отношения к культурному наследию.
Легенда повествует, что оригинал состоял из семисот тысяч двойных строф (шлок), сообщавших об истории мироздания и тайных учениях первопоселенцев северо-запада Индии, особенно Кашмира и Пенджаба. В нем содержались жизнеописания семи верховных повелителей видьядхаров, т.е. «хранителей знания», гениев индийской мифологии, обитавших в поднебесном пространстве. Когда Г. завершил свой титанический труд, он решил поднести его в дар царю Сатавахане. Однако царь отверг сочинение, написанное на народном языке, и тогда Г. удалился на высокий холм, где читал поэму вслух, бросая каждый прочитанный лист в костер.
Тем временем во дворце Сатаваханы тревога: охотники перестали доставлять к царскому столу дичь и всякую свежатину. Причиной этого было то, что зверье и птицы, заслушавшись Г., отощали. Царь повелел охотникам проводить его к Г. Поняв, что это не кто иной, как воплощение ганы (т.е. служителя бога Шивы), царь поклонился ему в ноги и попросил пересказать ему все божественное сказание, родившееся из уст Хары (т.е. Шивы). Ответил ему на это поэт: «О царь, сжег я уже шесть рассказов, и было в каждом из них по сто тысяч шлок. Уцелел только один, и в нем тоже сто тысяч шлок, возьми его. Мои ученики растолкуют его тебе». Оставшиеся сто тысяч шлок содержали «роман о Нараваханадатте», седьмом верховном правителе видьядхаров. Постепенно «Великий Сказ», исполненный разнообразной прелести, своей увлекательностью заставляющий забывать древние сказания о богах, стал известен в столице, а потом пределом его известности стали три мира, на которые делится вселенная. В изложении Со-мадевы причудливо совмещаются реальные ситуации и сказочные сюжеты, принадлежавшие Г., а так же интерполированные самим Сомадевой фольклорные и литературные сюжеты (их почти четыре сотни). Вряд ли разрешим вопрос о содержании оригинала творения Г., тем более что в «Океане сказаний» у Сома-девы несомненными интерполяциями выглядят сюжеты «Панчатантры» и «Двадцати пяти рассказов веталы», да и некоторые другие, но при этом все сюжеты «Океана сказаний» представляют подлинную сокровищницу народной повествовательной литературы, которая оказала влияние на литературы не только соседних народов, но и народов Запада, особенно в области новеллистики.
Лит.: Ольдеибург С.Ф. Материалы для исследования индийского сказочного сборника «Brhatkatha»
//ЗВОРАО. 1888. Т.З, вып.1; Серебряков И.Д. «Океан сказаний» Сомадевы как памятник индийской средневековой культуры. М., 1989.
И.Д.Серебряков

  1. гунадхьягг. рождения и смерти неизвестны древнеиндийский поэт. Писал на языке пайшачи. Его сказочный эпос Брихаткатха Великий сказ около вв. свод древнеинд. народной литературы...Большая Советская энциклопедия II
  2. гунадхьяприбл. вв. древнеиндийский писатель. Писал на одной изразновидностей пракритов пайшачи. Его сказочный эпос Великий сказдошел до нас в санскритских версиях кашмирских п...Большой энциклопедический словарь II
  3. гунадхьяГУНАДХЬЯ прибл. вв. древнеиндийский писатель. Писал на одной из разновидностей пракритов пайшачи. Его сказочный эпос Великий сказ дошел до нас в санскритских версиях к...Большой Энциклопедический словарь V
  4. гунадхьядр.инд. поэт. Некрые исследователи относят его деятельность к нач. н.э. Согл. старин. преданию крое приравнивает Г. по значению к Вальмики он родился в г. Пратистхана и б...Древний мир. Энциклопедический словарь
  5. гунадхьядр.инд. поэт. Некрые исследователи относят его деятельность к нач. н.э. Согл. старин. преданию крое приравнивает Г. по значению к Вальмики он родился в г. Пратистхана и б...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  6. гунадхьяГУНАДХЬЯ прибл. вв. индийский поэт на пракрите. Свод древнеинд. нар. литры эпос Великий сказ дошел в санскрит. непал. Будхасвамина вв. и кашмир. Кшемендра и Сомадева в...Литературный энциклопедический словарь
  7. гунадхьяГУНАДХЬЯ прибл . вв. древнеиндийский писатель. Писал на одной из разновидностей пракритов пайшачи. Его сказочный эпос Великий сказ дошел до нас в санскритских версиях к...Современный энциклопедический словарь