Литературные герои

ГЛУМОВ

ГЛУМОВ - герой комедии А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). Г.- единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. Г.- значащая фамилия, в которой заключены зерно образа и его характеристика. Глумиться - означает скоморошничать, издеваться, «глум творить». «Маменька, я умен, зол и завистлив»,- говорит Г., приступая к осуществлению своих планов. Эти «исходные» человеческие данные оказываются «необходимы и достаточны» для «глумотворст-ва». Цели Г. невысоки: «теплое место и богатая невеста» - все, чего он хочет добиться в жизни. Для достижения своих целей он решает «подделаться к тузам», избирая для этого примитивное, но сильнодействующее средство: «льстить грубо, беспардонно».
В общении с «тузами» обнаруживается замечательная способность Г.к лицемерию. Он легко меняет личины, поскольку ничего значительного, ценного у него за душой нет. С «богатым барином» Мамаевым, любителем читать наставления, Г.- глупец, жаждущий руководства на жизненной дороге. С его женой, женщиной опасного «бальзаковского» возраста, Г.- пылкий, едва ли не романтический герой-любовник. С «важным господином» Городулиным, жаждущим в угоду моде прослыть либералом, Г.- либерал, великолепно владеющий «прогрессистской» фразеологией. С «очень важным господином» Крутицким, маразмирующим консерватором, Г.- ретроград, демонстрирующий превосходное владение «охранительной» терминологией. С «богатой вдовой» Турусиной, суеверной ханжой, Г.- почтительный поклонник самых темных и нелепых «народных верований».
В этих сценах Г. выступает как бесстыдный лицедей, обладающий отличным «чувством партнера» и безукоризненным умением «попасть в тон». Дар наблюдательности и талант сатирика помогают ему успешно осуществлять «цинизм в действии». Глумотворство его заключается в том, что он с неприкрытой наглостью утрирует в своем поведении «слабости» партнеров, гиперболизируя их и доводя до абсурда. «Всю желчь», которая при смене личин «накипает в душе», Г. «сбывает» в свой дневник, превращенный им в «летопись людской пошлости». Похищенный и обнародованный, дневник становится причиной крушения стремительной карьеры Г.
В образе Г. Островский исследует, как «общественный порок» становится «личным пороком» героя. Злой ум и желчный талант, не облагороженные никакой высокой идеей, отравили его душу, и он стал «немного подле-нек». «Подлость в душе» и делает Г. характерной фигурой, в которой отразился «безыдеальный» дух времени (ср. строки Н.А.Некрасова: «Бывали хуже времена, но не было подлей»).
В силу своей характерности образ Г еще раз возникает в комедии Островского «Бешеные деньги» (1870). Г. явился прообразом Глумова в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» (1877-1883).
Первый исполнитель роли Г.- Н.В.Самойлов (1868). Среди других исполнителей - А.П.Ленский (1876), В.И.Качалов (1910), Ю.В.Яковлев (1968).
Н.А.Шалимова

  1. глумовкорень ГЛУМ суффикс ОВ нулевое окончаниеОснова слова ГЛУМОВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ГЛУМ ОВ Слово Глумов содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  2. глумовГЛУМОВ ГЛУМЦОВГлум насмешка отсюда вероятно и человек любящий подшутить над другими. Есть пословица Сказано на глум а ты бери себе на ум. Ф. Глумец тот кто любит над др...Словарь фамилий