Литературные герои

ВАДИМ

ВАДИМ
1.
герой трагедии Я.Б.Княжнина «Вадим Новгородский» (1788-1789). Легендарным прообразом этого персонажа явился упоминаемый в одной летописи Вадим Храбрый, возглавивший мятеж новгородцев (7864 г.) против призванного княжить Рюрика и последним убитый вместе с «иными многими советниками его». (С.М.Соловьев считал имя В. нарицательным: от «водим» - передовой, проводник.) Таинственная личность Вадима Храброго, о котором ничего более неизвестно, занимала внимание историографов XVIII в. (В.Н.Татищев, М.В.Ломоносов) и по-разному оценивалась в зависимости от позиции в т.н. «варяжском вопросе».
Первым художественным воплощением этого образа явилось «историческое представление» Екатерины II «Из жизни Рурика» (1786). В пьесе, сочиненной «матушкой», В. Был представлен как юный честолюбец, безразличный к нуждам народа, участник династической интриги, использующий свое коренное происхождение в борьбе за власть с иноземным, но законным правителем Рюриком, ибо ему (а не В.) Гостомысл завещал княжить в Новгороде. В финале пьесы потерпевший поражение В. преклоняет колени перед Рюриком, и тот его великодушно прощает.
Иным предстает В. в трагедии Княжнина. Он - не юноша, а муж, умудренный жизнью, доказавший свое геройство на поле брани. Предыстория действия: в отсутствие В. и войска «вельможи» затеяли в Новгороде смуту, на подавление которой был призван Рюрик. Одолев мятежников, он стал княжить - скорее в силу обстоятельств, нежели по собственной воле.
В. и Рюрик у Княжнина образуют неожиданную для русской классицистической трагедии пару героев-противников. Традиционное противоборство тирана, узурпировавшего власть, и просвещенного претендента (принца, полководца), который действует исходя из интересов народа и в согласии с ним (например, Клавдий и Гамлет в трагедии А.П.Сумарокова), здесь уступает место конфликту правителей, одинаково достойных, способных на самопожертвование. Рюрик отнюдь не тиран. Его «самодержавие», обуздавшее «вельмож-гордецов», не посягнуло на гражданские права.«Единой правды чтя священнейший устав, я отнял ли хотя черту от ваших прав?» - говорит Рюрик, обращаясь к народу. С другой стороны, свободолюбивый В. оказывается косвенным защитником тиранства, ибо свобода, которую он желает спасти, на руку вельможам и позволяет «народу зло творить и в мнимой вольности свое тиранство скрыть».
В. - человек убеждений. Он ополчается на саму идею княжеской власти, которая развращает самых добродетельных и достойных: «Что в том, что Рурик сей героем быть родился? Какой герой в венце с пути не совратился?»
Благородный Рюрик пытается всеми силами погасить конфликт с В., готов уступить ему княжество и, наконец, соглашается на восстановление республики. Однако, в согласии с духом просвещенного XVIII в., такое действие нуждается в санкции народа. Народ же, претерпевший уже от вольности, отдает голос в пользу Рюрика и княжеского правления. Произнеся гневный монолог, обращенный к новгородцам («Ты хочешь рабствовать, под скипетром попран? Нет боле у меня отечества...»), В. закалывается.
Трагедия Княжнина в лице В. открыла нового героя. (Эта тема исследована в работах Г.А.Гуковского.) Традиционный герой трагедии (Гамлет Сумарокова, Росслав Княжнина) исполнял «общественный договор» и следовал «мнению народному». Тиран же пренебрегал этим мнением, оттого всегда был одинок. У Княжнина в одиночестве оказывается В. Это первый положительный герой русской сцены, бросивший открытый вызов «гражданству». Рожденный веком Просвещения, В. Княжнина полон иллюзий в отношении народа. Он еще не знает «суда черни», который ведом пушкинскому Борису Годунову, персонажу, созданному другой эпохой. В сознании В. не укладывается, что народ способен ошибаться, и потому так потрясен, так раздавлен он выбором народным в пользу рабства, пускай и просвещенного. Мотив индивидуалистического бунта делает В. предтечей героев романтизма, противопоставивших себя свету и черни. Среди литературных прототипов В. называют шекспировского Брута (трагедию «Юлий Цезарь» в 1787 г. перевел Н.М.Карамзин) - персонажа весьма существенного с точки зрения генеалогии романтического героя.
Принятая к постановке трагедия Княжнина была отозвана автором из театра, после его смерти опубликована в 1793 г. (тираж конфискован и уничтожен); первая публикация (с цензурными изъятиями) - 1871, полный текст напечатан в 1914 г. В несостоявшейся постановке 1789 г. главную роль репетировал П.А.Плавильщиков. Спустя два года этот актер и драматург сочинил собственную трагедию на тот же сюжет, представив В. в полном соответствии с тем, как его изобразила Екатерина.
Лит.: Гуковский Г.А. Княжнин
//Гуковский Г.А. Русская литература XVIII в. М., 1939.
2.
Интерес к образу Вадима Храброго сохранялся в русской литературе начала XIX в.: «Царь, или Спасенный Новгород» М.М.Хераскова (1800), «Марфа Посадница» Н.М.Карамзина (1803), неоконч. повесть В.А.Жуковского «Вадим Новгородский» (1803). К.Ф.Рылеев представил В. выразителем политических идеалов декабризма (1823).
С образом В. связан первый драматургический замысел А.С.Пушкина, относящийся к 1820-1821 гг. Как и у Княжнина, В. Пушкина - герой трагедии. От этого неосуществленного замысла сохранились фрагмент первой сцены и наброски сюжетного плана, позволяющие составить некоторое представление о герое и фабуле. Если Княжнин только наметил коллизию романтического героя, то у Пушкина образ В. вобрал характерные черты этого героя. В. молод и, разумеется, влюблен - страстно и восторженно. Здесь первое нарушение канона классицистического героя. (Ср. знаменитую реплику Росслава Княжнина: «Тиранка слабых душ, любовь - раба героя».) Суда по плану трагедии, любовь будет стоить В. жизни: его предаст та, которую он любит. Другая страсть пушкинского героя - вольность. Однако и в этой страсти заключена катастрофа, которую В. пережил, когда новгородцы «встречали торжеством властителей чужих», а его, надо полагать, изгнали. Теперь они «кипят и негодуют», их надежды обращены к В. Но у него на сей счет нет иллюзий: «Неверна их вражда, неверна их любовь». (Непостоянство «мнения народного» - будущая тема «Бориса Годунова».) Сочетание юношеской восторженности и скептицизма, идеализм веры и трезвость жизненных наблюдений, готовность к единоборству со злом - все это черты «истинно романтического» героя.
Оставив замысел трагедии, Пушкин принимается за поэму о В., но и она не была написана.
Лит.: Поляков М.Я. Открытая и закрытая форма драмы. «Вадим Новгородский» и «Борис Годунов»
//Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.
3.
Герой «повести» М.Ю.Лермонтова «Последний сын вольности» (1830-1831), один из тридцати юношей, не пожелавших покориться «дерзостному варягу», перед которым «склонилась гордая страна». Преисполненные жажды мести, они, эти юноши, сражаются с чужеземцами, и все погибают, последним - В.
Любовь и вольность - две страсти пушкинского В.- для героя Лермонтова оборачиваются печалями. В. любит младую Леду, но та отвечает ему презреньем. Вольность же, которой рыцарски служит В., в его отечестве «уже забвенью предана». (Полная противоположность пушкинскому Новгороду, который «кипит и негодует», открыто демонстрируя «вражду правительству».) Оттого так мрачен герой Лермонтова. Его портрет («бледное пасмурное чело» и взор, выражающий «души глубокую тоску»), хотя и составлен из расхожих метафор романтизма, внутренне оправдан и органичен для героя, которого поэт называет «последним вольным славянином».
Самоубийство В. Княжнина, убийство В. Пушкина трагичны. Смерть лермонтовского героя столь же трагическая, сколь и возвышенная. Герой погибает в рыцарском поединке с Рюриком; сраженный мечом варяга, он умирает гордо, без стонов.
Три литературные воплощения образа Вадима Храброго складываются словно в один сюжет. Если бы персонаж Княжнина не погиб, он мог бы вернуться в сюжет под маской пушкинского героя, а тому, останься он живым, пришлось бы скрываться «в диких дебрях», где начинается фабула лермонтовской поэмы. Три образа отразили черты общественной ситуации разных эпох (особенно контрастно у Пушкина и Лермонтова, т.е. до и после восстания декабристов). И наконец, они стали вехами в судьбе романтического героя.
Лит.: Заметим И.И. Предание о Вадиме Новгородском в русской литературе. Воронеж, 1901.
С.В.Стахорский

Синонимы:
вадимыч, вадя, имя


  1. вадимВадимstrong русск. смутьян спорщик. От древнерусск. глагола вадити сеять смуту споры. Сокращ. от Вадимир....Ты и твоё имя (список имён)
  2. вадимимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. вадимвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  4. вадимслов. значення цього мен не знайшло одностайного витлумачення. Дехто вважа його перським бльшсть же дослдникв схильна виводити вд Д.рус. дслова вадити сперечатися виклик...Власні імена людей
  5. "вадим"ВАДИМstrong незавершенный юношеский роман Л. . Название отсутствующее в рукописи дано редакторами П. Висковатым Горбач Вадим. Эпизод из Пугачевского бунта юношеская пов...Лермонтовская энциклопедия
  6. вадимНачальная форма Вадим единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. вадимВадимstrong а м. Ст.русск. Отч. Вадимович Вадимовна разг. Вадимыч. Производные Вадимка Дима Вадя Вадиша Вадюша. [От др.русск. вадити обвинять клеветать или сокращение сла...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  8. вадимВадим менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  9. вадимВадим ма....Правописний словник Голоскевича
  10. вадимВадим Вадимович Вадимовнаem Синонимы вадимыч вадя имя...Русский орфографический словарь
  11. вадимСинонимы вадимыч вадя имя...Русско-китайский словарь
  12. вадимМужское имя...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  13. вадимНовгородец убитый по преданию Рюриком Никон. Летоп. В русской литературе В. посчастливилось. Личность его интересовала многих писателей Екатерину II Муравьева Жуковского ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  14. вадимВадим а муж.em Ст.русск.emОтч.strong Вадимович Вадимовна разг.em Вадимыч. Производныеstrong Вадимка Дима Вадя Вадиша Вадюша. Происхождениеstrong От др.русск.em вадити обв...Словарь личных имен
  15. вадимНастоящее имя Заринu Андрей ЕфимовичПериодические изданияi Современная Жизнь х ггИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деяте...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  16. вадимВадим а муж. Ст.русскОт др.русск. вадити обвинять клеветать или сокращение слав. имени ВадимирОтч. Вадимович Вадимовна разг. ВадимычПроизводные Вадимка Дима Вадя Вадиша ...Словарь русских личных имен
  17. вадимВадим обвинять клеветать Вадимир Вадимка Дима Вадя Вадиша Вадюша Вадимыч Словарь русских синонимов. вадим сущ. колво синонимов вадимыч вадя имя Словарь синонимов A...Словарь синонимов II
  18. вадимВадим обвинять клеветать Вадимир Вадимка Дима Вадя Вадиша Вадюша Вадимыч...Словарь синонимов
  19. вадимВ. Покровский Искусств приличных хоровода Вадим Покровский не спугнет ОМ вадимыч вадя имя...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  20. вадимВАДИМ В. Покровский Искусств приличных хоровода Вадим Покровский не спугнет Шутл. ОМ ....Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  21. вадимRzeczownik Вадим Wadim...Универсальный русско-польский словарь
  22. вадимМвд Ида Дим Див Вид Вадим Вади Вад Амид Мид...Электронный словарь анаграмм русского языка
  23. вадимимя собств. др.русск. Вадимъ. Согласно Соболевскому ЖСт. вып. стр. уменьш. от собств. Вадимиръ ср. вадить спорить приручать словен. vaditi приучать см. Mi. EW ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  24. вадимВадим Вадимимя собств. др.русск. Вадимъ. Согласно Соболевскому ЖСт. вып. стр. уменьш. от собств. Вадимиръ ср. вадить спорить приручать словен. vaditi приучать см. Mi. ...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)