Литературная энциклопедия

ТАНКА


ТАНКА (иначе: мидзикаута — «короткая песня») — основная форма японской феодальной лирической поэзии, принадлежавшая к так наз. «вака» (песни Ямато — древнее название японцев). Истоки Т. — в народных предаиях и устной поэзии эпохи родового строя. В дальнейшем Т. становится достоянием ограниченных кругов господствующего класса. В настоящее время танка культивируется как основная форма японской национальной поэзии, тем не менее она попрежнему остается достоянием господствующих классов.
Т. не имеет рифм. Техника этой формы поэзии основана на сочетании пяти- и семисложных стихов с двумя семисложными заключительными стихами: «Окуяма-ни/ момодзи фумивакэ/ наку -сака-ни/ коэ коку тока дзо/ оки-ва канасики» — «В глубине в горах/ топчет красный клена лист/ стонущий олень/, слышу плач его... во мне/ вся осенняя печаль». Составленное по этой форме стихотворение может содержать до 50 или 100 строчек, и в этом случае оно называется «нагаута» — длинная поэма, однако большинство японских Т. состоит из пяти строк по схеме — 5-7-5-7-7, что в общей сложности составляет 31 слог.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

та́нка
(япон. – короткая песня), жанр любовной и пейзажной лирики средневековой Японии с VIII в.; стихотворение в виде монострофы без рифм, в которой чередуются стихи с разным числом слогов, метрическая схема строфы: 5–7–5–7–7.

Литература и язык.Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.

Танка
ТАНКА— наиболее распространенная из твердых форм японской стихологии. Танка в японской книжной поэзии (Бунгаку) играет ту же роль, какую в европейской — сонет. Но гораздо более древняя форма.
Японский язык, не имея слогов долгих и кратких, ударных и неударных и, следовательно, не имея стоп, построил свою стихологию, в частности строфику, главн. образом на определенном числе слогов в стихе (строке). Причем наблюдается явление, аналогичное греческому красис, — стяжение двух гласных в конце и в начале слова в одну. Древняя песня (стихотворение), по-японски Вака или Ута, имела колебание в стихе от 3 до 11 слогов; на первом месте 5 и 7 слогов. Такие сборники известны с 1-го века. 5-ти и 7-ми-слоговые стихи постепенно вытесняют все остальные, долгое время борясь с четырехслоговыми и шестислоговыми. Господствующая в японской Бунгаку уже много столетий строфика основана исключительно на 5 и 7 слогах в стихе. Комбинации пяти- и семи-слоговых стихов и создают японскую строфику. Рифмики, по существу до некоторой степени в языке возможной, японская стихология, как разработанной области, не знает.
Наиболее короткая Ута — трехстишиеКата-Ута, в которой стихи по количеству слогов расположены так: 5. 7. 7. Графическое изображение строфыКата-Ута:
— — — — —
— — — — — — —
— — — — — — —
Всех слогов 19.
Строфа или УтаСедока (Сентока) — удвоенная Ката-Ута с обязательной большой цезурой после первого трехстишия. 5. 7. 7. || 5. 7. 7.
— — — — —
— — — — — — —
— — — — — — —
— — — — —
— — — — — — —
— — — — — — —
Всех слогов 38.
ХоккиилиХаи-Каи, что значит: начальная строфа — трехстишие по схеме 5. 7. 5. Всех слогов 17.
— — — — —
— — — — — — —
— — — — —
Прибавлением двух семисложных стихов к форме Хаи-Каи, получаем формуТанка, она-жеМиика-Ута. 5. 7. 5. 7. 7. Всех слогов 31; с большой цезурой после третьего стиха. (5 7 5 || 7 7) — явление необязательное в начале откристаллизования формы.
— — — — —
— — — — — — —
— — — — —
— — — — — — —
— — — — — — —
Часто трактуют Т. (не вполне правильно) как двустишие.
Не раз отмечалось совпадение: 31 слог в греческом элегическом дистихе (см.) и 31 слог в японской форме Танка. Никаких выводов в смысле преемственности или передачи одной формой содержания другой сделать нельзя. Возможно лишь такое умозаключение: 31 слог — достаточный минимум для выражения поэтической мысли. Можно расширить аналогию. Двухстопный ямбический триолет с мужской каталектикой и хореический с женской даст 32 слога. Многие русские частушки приближаются к этой мере. То же можно сказать о произведениях народной поэзии вотяков, татар, черемисов.
Прибавлением к форме Танка одного семисложного стиха или к форме Хаи-Каи трех семисложных получим формуБуссоку-Секитаи(След Будды) 5. 7. 5. 7. 7. 7.
— — — — —
— — — — — — —
— — — — —
— — — — — — —
— — — — — — —
— — — — — — —
Всех слогов 38. Форма, явно вытекшая из формы Танка (Миика-Ута). По аналогии с сонетом занимает место сонета с Кодой и Хвостатого. ФормаРэнга(нанизанное стихотворение) внешне ничем не отличается от Танка, но пишется двумя или большим числом поэтов, причем 1-й берет первую доцезурную часть Танка или полную строфу Хаи-Каи, что одно и то-же, 5. 7. 5; второй дописывает Танка, прибавляя два семисложных стиха; первый (или третий) пишет второе Хан-Каи; второй (или четвертый) двумя семисложными стихами заканчивает вторую Танка и т. д. Ясно, что приэтом Танка из твердой формы переходит в твердую строфу.
Ханка— стихотворение, написанное без соблюдения определенных законов слоговой строфики, но завершенное строфой Танка ..... 5. 7. 5. 7. 7., причем Танка в конце Ханка должна дать сжатое содержание пьесы или служить ее заключением.
Из области нетвердых форм, предшествовавших форме Танка, — формаНага-Утаили длинное стихотворение в противоположность Миика-Ута (короткое стихотворение), построенное на попарном чередовании пяти и семисложных стихов (неопределенное количество) законченное строфойКата-Ута. 5, 7. 5, 7. 5, 7... 5, 7, 7.
Из разбора этих форм ясно, что Танка (Миика-Ута) является центральной твердой формой японской строфики и не может быть изучаема отдельно от остальных форм, ее родивших и от нее родившихся. Особняком стоит нетвердая (бесконечная) формаИма-ио-Ута7, 5. 7, 5. 7, 5. 7, 5... с большой цезурой после каждого 4-го стиха. Она противоречит общему закону японск. строфики, требующему цифру 5 на первом месте. Форма привилась под китайским влиянием.
Были попытки писания на европейских языках (на русском то же) стихотворений по законам японской слоговой строфики. Главн. обр. Миика-Ута, известная у нас только как Танка, затем Хаи-каи. Является вопрос, возможно ли передать сущность строфичности языка, построенного на законе равноударностн и равнодлительности слогов, стихом языков, построенных на обратном законе. Наши поэты писали Танка обычно с двумя рифмами и определенным метром. Но метра и рифмы в нашем смысле японская поэзия не знает. Может-ли почувствоваться сколько-нибудь по-японски гармония волн пяти и семи слогов через наши метры (или через метры греков и римлян)? А если почувствоваться не может, надо ли соблюдать в наших метрах счет пяти и семи слогов, стараясь придать этим отдаленную эфемерную стилизацию под японский стих? Может быть, надо писать прозаическими строками в соблюдением счета слогов. Но европейская проза (в частности русская) имеет определенные метрические волны. Для сколько-нибудь близкого подхода к сущности дела можно предложить писать японские строфы исключительно ударными униками (macer), что на практике сведется к употреблению лишь односложных слов, с допущением в виде исключения двухсложных, сбивающихся на спондей.
Пример Ката-Ута по этому принципу:
Дом мой стая не дом.
Ах, я в нем, как гость... где ты?
Там, где смерть, иль там, где жизнь?
Хаи-Каи:
Меч его был сталь.
Шлем на нем был сталь и медь.
Дух его — он жив.
Но и это нельзя считать вполне удовлетворительным разрешением вопроса.

Иван Рукавишников.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925


Синонимы:
икона, пятистишие


  1. танкаПоявление танка на полях Первой мировой войны кардинально изменило течение войн в XX веке. К середине века танки стали основной ударной силой сухопутных войск в развитых ...100 знаменитых изобретений
  2. танкаодин из древних жанров японской поэзии. Изящное нерифмованное пятистишие состоящее из слога чаще всего пейзажная и любовная лирика стихи о разлуке бренности жиз...Большая Советская энциклопедия II
  3. танкатхангка кутханг тиб. букв. свиток в тиб. изобразительном искусстве изображение преимуществ. религ. содержания выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке ил...Буддизм
  4. танкаI и ж.i Жанр японсько поез.II и ж.i У тибетському образотворчому мистецтв зображення перев. релгйного змсту виконане клейовими фарбами або вдбите на шовку чи бавовнянй т...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  5. танкакороткая песня лирическое стихотворение состоящее из слога с чередованием пятисложных и семисложных метрических единиц . Поэтика танка сложившаяся в эпоху раннего средн...Вся Япония
  6. танкаяпон.короткая песня состоит из слога традиционная форма японского стиха ритмически организованного чередованием слогов . Танка древняя форма японской поэзии существовал...Евразийская мудрость от А до Я
  7. танкакороткая песня древнейший жанр японской поэзии первые записи в. нерифмованные пятистишия из слога посвященные любовным переживаниям странствиям природе. Выражает мимо...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. танкатанки то же что танк....Киргизско-русский словарь
  9. танкаяпон. короткая песня жанр любовной и пейзажной лирики средневековой Японии с VIII в. стихотворение в виде монострофы без рифм в которой чередуются стихи с разным числом ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  10. танка[иначе мидзикаута короткая песня] основная форма японской феодальной лирической поэзии принадлежавшая к так наз. вака песни Ямато древнее название японцев. Истоки Т. в...Литературная энциклопедия II
  11. танкаТАНКА иначе мидзикаута короткая песня основная форма японской феодальной лирической поэзии принадлежавшая к так наз. вака песни Ямато древнее название японцев. Истоки ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  12. танкаТАНКА древнейший жанр японской поэзии нерифмованное пятистишие состоящее из слога . Традиционная тематика любовь разлука странствия времена года. Т. изобилуют тропами и...Литературный энциклопедический словарь
  13. танкаЖанр японсько поез....Літературне слововживання
  14. танкаЖанр японсько поез....Літературне слововживання
  15. танкакорень ТАНК окончание А Основа слова ТАНКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ТАНК А Слово Танка содержит следующие морфемы или части при...Морфемный разбор слова по составу
  16. танкатанка танка и и нескл. ж. жанр поэзии...Орфографический словарь
  17. танкатанка менник жночого роду жанр японсько поез яп....Орфографічний словник української мови
  18. танкаОрфографическая запись слова танка Ударение в слове танка Деление слова на слоги перенос слова танка Фонетическая транскрипция слова танка [танк] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  19. танкаТАНКАstrong япон. древняя национальная форма пятистрочного стихотворения в японской поэзии без рифм и без ясно ощутимого метра в первой и третьей строках Т. по пяти слог...Поэтический словарь
  20. танкаодин из древнейших жанров япон. поэзии изв. с в. получивший распространение в европ. литре в пер. и подражаниях. Классич. Т. представляет собой нерифмован. стишие состоя...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  21. танкатанка и и нескл. жен. жанр поэзииem Синонимы икона пятистишие...Русский орфографический словарь
  22. танкатанка и и нескл. ж. икона пятистишие...Русское словесное ударение
  23. танкакороткая песня жанр японской поэзии нерифмованное пятистишие из слога. Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью....Словарь исторических терминов
  24. танкаТАНКА наиболее распространенная из твердых форм японской стихологии. Танка в японской книжной поэзии Бунгаку играет ту же роль какую в европейской сонет. Но гораздо бол...Словарь литературных терминов
  25. танкаТАНКА Монета серебряная монета в переносном значении чистота знак чистоты непорочности. Антрополексема. Татарские тюркские мусульманские женские имена. Словарь терминов. ...Словарь личных имен
  26. танкатанка икона пятистишие Словарь русских синонимов. танка сущ. колво синонимов икона пятистишие Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы икона пятистишие...Словарь синонимов II
  27. танкатанка икона пятистишие...Словарь синонимов
  28. танкатанка ж. яп. букв. коротка псня жанр японсько поез....Словник іншомовних слів
  29. танкатанка япон. букв. коротка псня жанр японсько поез....Словник іншомовних слів Мельничука
  30. танкаТАНКА и ж. Одна з традицйних форм врша у японськй поез пятиврш що складаться з пяти та семискладових рядкв як чергуються. У тибетському образотворчому мистецтв зображенн...Словник української мови у 20 томах
  31. танкаТАНКА короткая песня древнейший жанр японской поэзии первые записи в. нерифмованные пятистишия из слога посвященные любовным переживаниям странствиям природе. Выражае...Современная энциклопедия
  32. танканескл. жанр японской поэзии нерифмованное пятистишие лирического или философского содержания отличающееся особым изяществом и лаконизмом. Рубрика Роды и жанры литературы...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  33. танкаIstrong и ж.Жанр японсько поез. IIstrong и ж.У тибетському образотворчому мистецтв зображення перев. релгйного змсту виконане клейовими фарбами або вдбите на шовку чи ба...Толковый словарь украинского языка
  34. танкаУдарение в слове танкаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове танка...Ударение и правописание