Литературная энциклопедия

ТАГОР


ТАГОР Рабиндранат (Rabindranāth Tagore или Thākur, 1861—) — крупнейший представитель современной бенгальской литературы, поэт, романист и драматург. Р. в Калькутте, в помещичьей семье. Первоначальное образование получил дома. В 1877 Т. был отправлен в Англию для изучения права. Эта поездка оказалась неудачной, и через год он возвратился в Индию, навсегда отказавшись от юридической карьеры. По возвращении из Англии он всецело посвятил себя бенгальской литературе. Только в моменты наивысшего подъема политической жизни страны Т. обращается к общественной деятельности. По своим политическим воззрениям он является правым либеральным националистом, но официально никогда не примыкал ни к одной из политических партий. Одним из весьма интересных проявлений его общественной деятельности является его знаменитая школа Шантиникетан (cantiniketan — «Мирная обитель») в гор. Больпуре (Bolpur). Эта школа впоследствии выросла в международный ун-т и в значительной мере содержится на средства своего основателя. Начиная с 1912, Т. совершает ряд путешествий в Европу, Соединенные штаты, Японию, Китай и в Советский Союз. В 1912 был впервые переведен на английский язык сборник его лирических стихов «Гитанджали» (Gītāñjali), и в 1913 Т. получил Нобелевскую премию. В следующем году, после начала мировой войны, он получил от британского правительства титул баронета (knighthood). В 1919 в виде протеста против известного расстрела британскими войсками безоружной толпы в г. Амритсаре Т. отказался от этого титула. Но вместе с тем он пишет в письме, обращенном к Ганди: «Я поэт и не могу сделаться воином... мое сердце говорит мне: сядь в уголок и твори свою поэму ».
Т. вырос в аристократической обстановке, и с ранней юности проявил большой интерес к музыке, живописи и сценическому искусству.Особенно же сильны были его интересы к старой и новой бенгальской литературе; изучение индийских поэтов в значительной мере заменило ему недостаток систематического образования.
Т. начал писать в самой ранней юности, и первыми его произведениями были подражания старой вишнуитской и новой националистической лирике. В очень короткое время он достиг высокого мастерства и создал себе славу крупнейшего поэта Бенгалии. Лирика — наиболее излюбленная и богатая область творчества Т. Лирикой насыщены его драмы и глубоко проникнуты его прозаические произведения — рассказы, романы и повести. Именно поэтому Т. обычно углубляется в анализ душевных переживаний своих героев (правда, выступающих перед читателем в бытовой обстановке современной Бенгалии) и только через призму этих переживаний вводит изображение социальных и политических конфликтов («Дом и мир», «Горā»),
Наиболее яркими образцами его лирических произведений являются сборники стихов: «Вечерние песни» (Sandhyāsaṅgīta, 1884), «Утренние песни» (Prabhātāsaṅgīta, 1884), «Золотая ладья» (Sonar Tari, напис. между 1891—1893, изд. 1895), «Читра» (Chitra, напис. между 1893—1895, изд. 1896), «In memoriam Smaraṇa» (1904), «Svadeśa Sańkalpa» (1904), «Переправа» (Kheya, 1905), «Беглец» (Palataka, 1918), «Purabi» (1925). Только небольшая часть лирики Т. переведена на европейские языки, гл. обр. на английский. Из лирических произведений на русский язык переведены сборники «Садовник» и «Гитанджали» и немногие другие стихотворения. В развитии бенгальской поэзии лирика Тагора сильна не своей оригинальностью, а доведением до исключительного совершенства старых поэтических форм с использованием всего богатства выразительных средств, которые развила средневековая бенгальская поэзия.
Из 20-ти драм Т. наиболее известными являются «Жертва» (Visarjjana, 1892), «Chitrāṅgadā» (напис. 1891, изд. 1892), «Раджа» (Raja, 1910), «Почта» (Dakghar, 1912) и «Освобожденная река» (Muktadhara, 1922). Драмы эти дают прекрасные образцы лирики и по своему характеру приближаются к драматизированным лирическим поэмам, весьма популярным в старой индийской литературе. С европейской точки зрения в них мало действия, но Т. в построении своих драм в значительной мере следует старой индийской традиции, к-рая считает главным достоинством драмы ювелирную отделку каждого стиха, тонкую психологическую обрисовку характеров и насыщение драмы изящной лирикой. С точки зрения этой традиции драмы Т. являются богатым вкладом в бенгальскую литературу. В области художественной прозы, помимо огромного количества мелких рассказов, Т. создал ряд романов. Наиболее известными из них являются «Горa» (Gora, 1909), «Крушение» (Naukadubi, 1906) и «Дом и мир» (Ghare Bahire, 1918).
Романы Т. с точки зрения предшествующей бенгальской лит-ой традиции являются наиболее оригинальными произведениями. Эта литературная форма нова для Индии вообще и Бенгалии в частности, и старший современник Т. Банким Чандра Чаттерджи дал первые романы и повести, в к-рых индийская тематика сочеталась с европейской литературной формой. По сравнению с романами и повестями Чаттерджи романы Т. выгодно отличаются большей композиционной стройностью, столь редкой в индийской литературе, большей динамичностью и тонким психологизмом. Индийский читатель видит в романах Т. завершение давней борьбы за овладение европейскими художественными формами. В этом отношении романы Т. сыграли огромную роль не только в развитии бенгальской, но и других индийских лит-р. Из малых прозаических форм Т. исключительный интерес по своей простоте, искренности и задушевности представляют его «Воспоминания», в к-рых он в яркой художественной форме живописует главнейшие события из своего детства и юности. Кроме художественных произведений Т. принадлежит также ряд критических, публицистических и философских статей и музыкальных композиций. Огромная заслуга принадлежит Т. в деле развития бенгальского литературного языка. Индийская критика считает его непревзойденным знатоком родного языка и его диалектов. Помимо этого он одним из первых выступил на борьбу за сближение литературного бенгальского языка с разговорным. До него литературный бенгальский язык был перегружен огромным количеством санскритизмов, совершенно непонятных для широких масс населения; Т. смело использует в своем поэтическом творчестве разговорный язык и так. обр. открывает богатейшие перспективы для развития родного языка и литературы. Три факта — доведение до совершенства старых лирических форм бенгальской поэзии, упрочение в бенгальской литературе новых европейских литературных форм и создание нового литературного языка — являются огромными заслугами многообразной лит-ой деятельности Т.

Библиография:

I.Собр. сочинений, изд. В. Португалова, 8 тт., М., 1915; Жертвоприношение. Отшельник. Пер. С. А. Адрианова, Под редакцией и с вступ. ст. В. Тана-Богораза, изд. «Мысль», П., 1922; Личное, пер. И. Я. Колубовского, Гиз, М., 1922; Пьесы и стихотворения в прозе. Пер. Под редакцией С. Вольского и К. Чуковского, Гиз, М. — П., 1923; Моя жизнь. Пер. А. А. Гизетти, изд. «Петроград», Л. — М., 1924; Жертвопесни (Гитанджали), пер. Под редакцией Ю. Балтрушайтиса, изд. «Совр. проблемы», М., 1914; Садовник. Гитанджали. Пер. Ив. Сабашникова. Изд. М. и С. Сабашниковых, М., 1919; I. Король темного покоя. II. Почтовая контора. Пер. З. Венгеровой и В. Спасской, изд. «Соврем. проблемы», М., б. г.; Дом и мир, пер. А. М. Карнауховой, изд. «Мысль», Л., 1925; Отверженный, пер. Г. И. Гордона, изд. «Сеятель», Л. (1924); В четыре голоса. Пер. Е. Руссат, с предисл. Р. Роллана, изд. «Пучина», Л. — М., 1925; Лунный серп, пер. Б. Васина, изд. «Соврем. проблемы», М., 1925; Залетные птицы, пер. Т. А. Щепкиной-Куперник, изд. «Петроград», П., 1924; I. Лирика любви и жизни (Садовник). II. Читра. Пер. В. Спасской. Изд. «Соврем. проблемы», М., 1925; Новые рассказы, пер. С. А. Адрианова, изд. «Петроград», П. — М., 1923; Счастливая ночь. Сборник рассказов. Пер. Г. И. Гордона. Изд. «Книжный угол», П., 1923; Четыре. Пер. Е. С. Хохловой, Гиз, Л., 1925; Постижение жизни, пер. В. Погосского, М., 1914; Бенгалия. Избр. отрывки из писем. 1885—1895. Пер. О. П. Червонского, Гиз, М. — Л., 1927;

II.Thompson E. J., R. Tagore, his Life and work, Calcutta, 1921.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

Таго́р
(Тхакур) Рабиндранат (1861, Калькутта – 1941, там же), индийский писатель, композитор, художник.


Р. Тагор


Писал на бенгальском и английском языке. Первое стихотворение «Дар индусской ярмарки» (1875). В музыкальной драме «Гений Вальмики» (1881), сборниках стихов «Вечерние песни» (1882), «Утренние песни» (1883), «Картины и песни» (1884), «Диезы и бемоли» (1886), драме «Возмездие природы» (1884) сочетал английские и индийские начала, полные жизнерадостного духа приятия земного бытия. Исторические романы «Берег Бибхи» (1883) и «Раджа-мудрец» (1885) осуждают тиранию, проповедуют ненасильственную борьбу. В циклах стихов «Маноши» (1890), «Золотая ладья» (1893), «Мгновение» (1900), «Дары» (1901) Тагор выступает певцом любви и человечности, обличителем угнетения, страсти к наживе, слепой приверженности традициям. Личные утраты (смерть жены, дочери, отца, сына) отразились в книгах стихов «Памяти», «Дитя» (обе – 1903), «Паром» (1906). В 1912—13 гг. Тагор ездил по Англии и США с лекциями об индийской культуре и философии. За книгу стихов «Жертвенные песни» (1910 на бенгальском языке; 1912 на английском языке, перевод автора) получил Нобелевскую премию по литературе (1913). Жизнь Индии представлена в социально-бытовых романах: «Песчинка» (1902), «Гура» (1907—10), где изображён борец за прогресс и свободу, «Дом и мир» (1915—16), «Поэма о конце» (др. название «Последняя поэма», 1929), «В тенётах жизни» (1930), «Четыре части» (1934). Остро реагируя на злободневные события, Тагор издавал ряд общественно-политических журналов, преподавал в открытой им школе. Тагор был создателем индийской политической лирики. Его стихотворения стали национальными гимнами: «Моя золотая Бенгалия» (1905) – Республики Бангладеш, «Душа народа» (1911) – Индии. В стихотворениях «Мировая симфония» и «Люди трудятся» (оба – 1941) Тагор прославляет тех, «кто сеет и жнёт», и призывает поэта стать «плотью от плоти народа». Среди других произведений: сборники стихов «Журавли» (1916), «Последняя октава» (1935), «Новорождённый» (1940), аллегорические и сатирические пьесы «Жертвоприношение» (1890), «Крепость консерватизма» (1911), «Красные олеандры» (1924), «Колесница времени» (1932). Посетив в 1930 г. СССР, оставил доброжелательные «Письма о России» (1931). Творчество Тагора оказало влияние на индийскую культуру в целом.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.


  1. тагоримя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. тагорвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  3. тагорТхакур Рабиндранат . индийский писатель иобщественный деятель писал на бенгальском языке. Лирические стихиотмеченные пантеистическими мотивами Вечерние песни философским...Большой энциклопедический словарь II
  4. тагорТхакур Рабиндранат Калькутта там же индийский писатель композитор художник. Писал на бенгальском и английском языке. Первое стихотворение Дар индусской ярмарки . В муз...Литература и язык. Современная энциклопедия
  5. тагорРабиндранат [Rabindranath Tagore или Thakur ] крупнейший представитель современной бенгальской литры поэт романист и драматург. Р. в Калькутте в помещичьей семье. Первона...Литературная энциклопедия II
  6. тагорТАГОР Рабиндранат Rabindranth Tagore или Thkur крупнейший представитель современной бенгальской литературы поэт романист и драматург. Р. в Калькутте в помещичьей семье....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  7. тагорНачальная форма Тагор винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число топоним мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  8. тагорРабиндранат Т. индийский писатель и общественный деятель Где серны рог блеснул ножом Глаза свободы ярки взором Острожный замок Индии забит пыжом Рабиндранат Тагором! Х...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  9. тагорТАГОР Рабиндранат Т. индийский писатель и общественный деятель Где серны рог блеснул ножом Глаза свободы ярки взором Острожный замок Индии забит пыжом Рабиндранат Таго...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  10. тагорРабиндранат .V. .VIII. инд. писательгуманист. Писал на бенгальском яз. Многогранность деятельности Т. необычайна он был также композитором музыкантом режиссером актером...Советская историческая энциклопедия
  11. тагорТАГОР Тхакур Рабиндранат . индийский писатель и общественный деятель писал на бенгальском языке. Лирические стихи отмеченные пантеистическими мотивами Вечерние песни фи...Современный энциклопедический словарь
  12. таґорI псевдонм Р. Тхакура ндйський поет флософ писав мовою бенал вдомий також як композитор художник збрки поезй Жертовн пснem численн новели романи драми Нобелвська премя ...Універсальний словник-енциклопедія
  13. таґорI Tagore Рабндранат псевдонм Р. Тхакура ндйський поет флософ писав мовою бенал вдомий також як композитор художник збрки поезй Жертовн псн численн новели романи драми Н...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  14. тагорТАГОР ТАГОР Thkur Рабиндранат мая Калькутта августа там же индийский поэт писатель философ общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии . Мировоззрение Тагора с...Философская энциклопедия
  15. тагорТагор Рота Таро Торг Рот Рао Орг Гто Грот Грат Гот Гор Гарт Арт Арго Агро Агор Трог Орт Отар Рог Тор Тога...Электронный словарь анаграмм русского языка