Литературная энциклопедия

ПЛАВТ


ПЛАВТ Тит Макций (ум. ок. 184 до нашей эры) — древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров, позднее занялся торговлей, но, разорившись, поступил в услужение к мельнику, П. отразил в своих комедиях идеологию торговых слоев, преимущественно низших, враждебных не только правящей родовой, но и новой, денежной аристократии.
В своей творческой практике Плавт широко опирался на греческую бытовую комедию IV—III вв. до нашей эры — комедии Филимона, Дифила, Демофила, реже Менандра (см. «Комедия»), — приспособляя ее к римской сцене, с ее образами предприимчивых купцов («Купец», «Три монеты»), пронырливых рабов, охваченных духом делячества, жадных до денег гетер («Купец», «Стих», «Эпидик»), паразитов-прихлебателей, хвастливых воинов и т. п. Но П. не ограничивается только приспособлением греческих оригиналов к римской сцене; его комедии имеют свою направленность, вытекающую из социального бытия поэта и его позиций в классовой борьбе. П. усиливал и качественно изменял буффонный элемент своих греческих оригиналов, вводя в них новые сцены и разговоры, пересыпанные часто грубыми эпитетами и колкостями, пропитывая их сочным плебейским юмором, от которого например так далек изысканный Теренций (см.).
С мастерством рисуя образы рабов, сводников, паразитов, П. с особенной любовью воспроизводил образ ловкого раба-интригана, помогавшего своему молодому барину выкупить красотку, но вместе с тем дурачившего своих господ, не допускавших, чтобы раб был умнее барина. Значительное место в творчестве Плавта занимает комическая фигура всегда остающегося в дураках хвастуна-вояки (см.особенно комедию «Хвастливый воин», весьма популярную среди плебейских слоев, ненавидевших военщину). П. — консерватор, противник многих последствий роста денежного хозяйства и становления элементов эллинизирующейся культуры: отсюда его нападки на развратный город в противоположность неиспорченной деревне («Грубый деревенщина»), резкие издевательства над корыстолюбивыми сводниками, нападки на ростовщиков, разорявших мелких производителей, и т. д.
Комедия П. была живой массовой комедией, имевшей огромный успех у плебейской аудитории. С этим согласуется и ее яз., изобилующий грубыми остротами, каламбурами, комическими новообразованиями. Однако П. не был чужд веяний, шедших от эллинистической культуры, главными носителями к-рой в Риме являлись представители торгово-ростовщического капитала. Яз. комедий П. не столько яз. римских масс, сколько разговорный яз. образованных верхов (даже в яз. его рабов не удалось обнаружить специфики яз. эксплоатируемой массы). Староиталийский буффонный яз. — наследие ателлан, мимов, (см.) — сталкивается у П. с яз. слоев, уже воспринявших эллинистическую цивилизацию. С живостью и виртуозностью яз. гармонируют и чрезвычайная гибкость и разнообразие метрики, особенно в «кантиках», по своей структуре представляющих выдержанное, иногда симметричное целое. Все это языковое и метрическое многообразие в соединении с общей динамичностью пьес производит впечатление свежести и оригинальности, к-рыми, несмотря на подражание, так блещет П. Комедии П. (в I в. до нашей эры под именем П. ходило 180 комедий, но из них лишь 21, почти полностью дошедшие до нас, признаны подлинными) имели большой успех среди ремесленных, крестьянских и рабочих слоев; они ставились на сцене и в императорскую эпоху, а во II в. нашей эры, при социальном разложении и идеализации архаики, П. считали классическим поэтом. Средние века его мало знали. Лишь в эпоху Возрождения гуманисты ознакомились в рукописях с П., и его комедии начали появляться на сцене. С этого же времени появляются переделки и подражания П. (в Англии — Шекспир, в Норвегии — Гольберг, во Франции — Мольер). На П. опиралась комедия dell’arte (см.), разрабатывавшая маски хвастливого воина и изворотливого слуги. Во французской драме образ слуги-ловкача отражал рост буржуазии и ее борьбу с феодальной аристократией: у Мольера — Скапен и Сганарель; у Бомарше — Фигаро, уже не пассующий перед аристократией, но побеждающий ее. В России интерес к П. проявился с половины XIX в. (русский перевод комедии «Пленники»).

Библиография:

I.Избранные комедии, перевод А. В. Артюшкова, под редакцией и с примечаниями М. М. Покровского.
Вступительная статья и введения к комедиям Н. Ф. Дератани, издание «Academia», Москва — Ленинград, 1933; Близнецы, перевод С. Радлова, Петроград, 1916; Comoediae, ed. by Lindsay, 2 vv., Oxford, 1910.

II.Нажотт Е., История латинской литературы от ее начала до VI в. нашей эры, пер., З. Шамониной, СПБ, 1914; Пиотровский А., Античный театр, в кн. «История европейского театра», т. I, изд. «Academia», Л., 1931 (с подробной библиографией). Русские переводы и подражания см. у Нагуевского Б., История римской литературы, т. I, Казань, 1911; Lodge G., Lexicon Plautinum, v. I, Lpz., 1901—1924; Leffingwell G·. W., Social and Priwate Life of Rome in the Time of Plautas and Terence, L., 1918; Michaut G., Histoire de la comedie romaine, II, Plaute, 2 vv., P., 1920; Frankel E., Plautinisches im Plautus, Padeborn, 1922; Lachmann G., Plautinisches und Attisches, Berlin, 1931.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

Плавт
(plautus) Тит Макций (сер. 3 в. до н. э., Сарсина, Умбрия – ок. 184 г. до н. э., Рим), римский комедиограф. Мастер паллиаты – «комедии плаща»: так в Риме называли переделки новой аттической комедии (см.Менандр), герои которой носили греческий плащ – паллу. В античности Плавту приписывалось 130 комедий, до нас дошло 20. Сохраняя традиционные сюжеты и маски греческой комедии (влюблённый юноша, хвастливый воин, находчивый раб, суровый отец и т. п.), Плавт вводит в свои пьесы элементы народного театра –буффонаду, карнавальную игру. Главный герой большинства комедий Плавта («Привидения», «Вакхиды», Псевдол» и др.) – умный раб-интриган, помогающий господину, а нередко и обманывающий его и вызывающий симпатии зрителей (этот сценический персонаж связан с фольклорным образом помощника героя, его трактовка нисколько не отражает реального положения рабов в Древнем Риме). Многие комедии Плавта стали источником сюжетов для драматургов позднейшего времени («Горшок» послужил основой комедии Мольера «Скупой», «Двух Менехмов» переработал У. Шекспир в «Двух веронцах»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.


  1. плавтТит Макций ок. до н. э.Римский комедиограф. Комедии Плавта из до наших дней сохранилась построены по образцам греческой новой комедии новоаттической комедии см. Менанд...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. плавтПЛАВТ Тит Макций Titus Maccius Plautus сер. в. до н. э. Сарсина Умбрия ок. Рим римский комедиограф. Биографич. сведения скудны. Прославленный мастер паллиаты. Из комед...Большая советская энциклопедия
  3. плавтNaucoriswater creeper...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  4. плавтPlautus Тит Макций сер. в. до н. э. ок. римскийкомедиограф. Перерабатывая новую аттическую комедию в стиле карикатуры ибуффонады создал характерымаски в стихотворных ...Большой энциклопедический словарь II
  5. плавтТит Макций Плавт середина III в. ок. до н. э. римский поэткомедиограф....Даты рождения и смерти известных людей
  6. плавтТит Макций ок. в Сарсине Умбрия до н.э. выдающ. рим. комедиограф происходил из бедной семьи в юном возрасте прибыл в Рим где влачил жалкое существов. и вскоре поступи...Древний мир. Энциклопедический словарь
  7. плавтТит Макций ок. в Сарсине Умбрия до н.э. выдающ. рим. комедиограф происходил из бедной семьи в юном возрасте прибыл в Рим где влачил жалкое существов. и вскоре поступи...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  8. плавтplautus Тит Макций сер. в. до н. э. Сарсина Умбрия ок. г. до н. э. Рим римский комедиограф. Мастер паллиаты комедии плаща так в Риме называли переделки новой аттическ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  9. плавтТит Макций [ум. ок. до нашей эры] древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров позднее занялся торго...Литературная энциклопедия II
  10. плавтПЛАВТ Тит Макций ум. ок. до нашей эры древнеримский комедиограф. Согласно не вполне надежным данным его биографии был в юности рабочим в труппе актеров позднее занялся ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  11. плавтТит Макций ок. до н.э. выдающийся римский комедиограф был вольноотпущенником возможно актером. По образу новой аттической комедии Плавт создал комедию именуемую паллиата...Мировая художественная культура. Словарь
  12. плавтPlautus T. Maccius не M. Accius из Сарсины в северной Умбрии старший современник Энния и вместе с ним знаменитейший римский поэт в в. от основания Рима родился в г. до ...Реальный словарь классических древностей
  13. плавтПлавт Plautus Плавт Тит Макций Titus Maccius Plautusstrong середина III в. до н. э. до н.э.strong Римский комедиограф актер. Из комедий до наших дней сохранилась тольк...Сводная энциклопедия афоризмов
  14. плавтТит Макций род. ок. в Сарсине Умбрия ум. в до н. э. выдающийся рим. комедиограф происходил из бедной семьи в юном возрасте прибыл в Рим где влачил жалкое существование ...Словарь античности
  15. плавтПЛАВТ Plautus Тит Макций середина в. около до нашей эры римский поэткомедиограф. Был актером. Перерабатывая древнегреческую комедию в стиле карикатуры и буффонады созд...Современная энциклопедия
  16. плавтПЛАВТ Plautus Тит Макций сер . в. до н. э. ок. римский комедиограф. Перерабатывая новую аттическую комедию в стиле карикатуры и буффонады создал характерымаски в стихо...Современный энциклопедический словарь
  17. плавтPlautusТт Макцйstrong до н.е.em рим.em комедограф збереглася комедя переважно вльн переспви грец. творв Амфтрон Хвалькуватий вон....Універсальний словник-енциклопедія
  18. плавтТит МакцийPlautus Titus Maccius ок. до н. э.римский драматург сохранилось более двадцати его комедий основанных на греческих сюжетах. Пьесы Плавта оказали большое влияни...Шекспировская энциклопедия
  19. плавтПлавт Тит Макций Plautus гениальный поэт важнейший представитель римской комедии. Род. в г. до Р. Хр. по основании Рима в умбрской деревне Сарсине. Приехав в молодые г...Энциклопедический словарь
  20. плавтТит Макций Plautus гениальный поэт важнейший представитель римской комедии. Род. в г. до Р. Хр. по основании Рима в умбрской деревне Сарсине. Приехав в молодые годы в ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  21. плавтПлавт Тит Маккий Plaut Titus Maccius ок. гг. до н. э. римский комедиограф. Родился в Сарсине в Умбрии совр. Сарацено довольно рано приехал в Рим как свободный человек но...Энциклопедия античных писателей
  22. плавтПлавтPlautus. Знаменитый комический римский поэт род. около г. до Р. X. До нас дошли его комедий. Умер в г. до Р. X.Источник Краткий словарь мифологии и древностей. М....Энциклопедия мифологии