Литературная энциклопедия

ПАСТОРАЛЬ


ПАСТОРАЛЬ. — Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI—XVII вв.). Только в этом последнем значении мы и рассматриваем здесь П.
П. XVI—XVII вв. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение блаженной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и всякие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревенской жизни XVI—XVII в.; наделение героев П. психикой, манерами и яз. придворной знати.
Все перечисленные идейно-тематические компоненты П. свидетельствуют об ее отмежевании от буржуазно-городской культуры, об отталкивании от становящегося капитализма. Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, к-рое явилось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного «революцией мирового рынка» (Маркс). Аналогичные причины вызывают также расцвет П. в других странах. В Англии и во Франции той же эпохи, не переживавших экономического упадка и укрепления феодальных отношений, П. культивировалась в наиболее реакционных кругах феодального дворянства. В целом П. является жанром феодальной реакции, к-рый получает наиболее полное развитие в системе стиля Барокко (см.), реализуя его основные художественно-идеологические принципы.
Но хотя П.и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. Объясняется это двойственностью и противоречивостью сознания феодальной знати XVI—XVII вв., воспитанной уже в новых условиях растущего капитализма. Отсюда — присущий П. гедонизм, индивидуализм, культ земных связей, склонность к детальному психологич. анализу. Отсюда же — своеобразный «языческий» колорит П., переполненной мифологич. образами и античными реминисценциями.
Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако реакционной социально-политической установке П. Преодоление гуманистических традиций осуществляется в П. эпохи Барокко, когда барочная П. вырождается в чисто придворный и салонный жанр.
Родиной П. является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги (см.). Создателем итальянской П. в собственном смысле был неаполитанец Саннадзаро (см.), автор знаменитого романа «Аркадия» (1504), канонизировавший итальянскую П. во всех ее идейно-тематических компонентах.
Громадный успех «Аркадии» породил в Италии целую литературу эклог, писавшихся терцинами в форме диалога (Ариосто, Триссино, Аламанни и др.). Рядом с ними расцветает лирико-эпическая пасторальная поэма («Ninfa Tiberina» Мольцы), стансы Тансилло (1574) и идиллический сонет (Толомеи и др.). Но самое широкое распространение получила драматическая П., развившаяся из диалогизированной эклоги. Пасторальная драма принимает форму то трагедии («Жертва» — «Sacrificia» — Беккари (Beccari A., 1554)), то комедии («Аретуза» — «Aretusa» — Лоллио (Lollio А., 1563)), то пытается возродить античный жанр сатировой драмы («Эгле» — «Egle», 1545 — Джиральди (Giraldi G.)).
Последняя и знаменитейшая ренессансная П. — «Аминта» (Aminta) Tacco (1573) — возвращается вспять, к традициям античной эклоги, порывая с тенденцией к усложнению сюжетной схемы П. Тассо сосредоточивает внимание на утонченном анализе чувств своих героев, воспроизводящих фигуры феррарских аристократов. Сентиментальный идеализм, изящная меланхолия, пронизывающая их речи, резко противополагаясь грубой чувственности буржуазного Ренессанса, уже свидетельствует о совершающемся изменении стилевой системы П. Однако классическая простота, прозрачная ясность слога и непревзойденная гармония стиха Tacco все же заставляют рассматривать его «Аминту» еще в системе ренессансного стиля.
Второй шедевр итальянской драматической П. «Верный пастух» — «Pastor fido», 1590 — Гварини (Guarini) уже вводит нас в круг явлений, типичных для драмы Барокко. Простоте фабулы «Аминты» противостоит запутанная интрига «Верного пастуха», который является уже почти настоящей барочной трагикомедией, сочетающей приемы трагедии и комедии, развертывающей действие по двум параллельным сюжетным линиям, вносящей в словесную ткань элементы орнаментации, расточительной образности, гипертрофии эффектов. От «Верного пастуха» протягивается цепь к основному жанру раннего Барокко — пасторально-мифологической опере, создаваемой Ринуччини (Rinuccini («Дафна» — «La Dafne» — 1594, изд. в 1600)) и в начале XVII в. вытесняющей все прочие «серьезные» драматические жанры.
За пределами Италии П. впервые утверждается в Испании, где находит питательную почву в придворно-аристократическом обществе этой застойно-феодальной монархии («Диана» — «Diana», 1558 — Монтемайора (Montemayor), см.).
Меньшее распространение получает П. в экономически передовой, быстро капитализирующейся Англии («Аркадия» Сиднея, 1580). Наиболее устойчивы традиции П. в английских «масках» (см.).
Во Франции пастораль культивируется также в кругах высшей феодальной аристократии, настроенной оппозиционно к крепнущему абсолютизму (роман Оноре д’Юрфе «Астрея» (D’Urfe H., L’Astree..., 1610—1625)). Громадное распространение получает во Франции пасторальная драма (в первой трети XVII века). Только классицизм кладет этому конец. Пасторальному же роману наносит смертельный удар буржуазный реалист Сорель (Sorel) в своем «Экстравагантном пастушке» (Le berger extravagant, 1627—1628), к-рый явился для П. тем же, чем «Дон-Кихот» был для рыцарского романа.
Наибольшим распространением в XVII в. пользуется П. в экономически отсталой, политически раздробленной, феодализированной Германии. Под непосредственным влиянием пасторальных романов возникают среди немецкой знати сообщества типа «Академии истинных любовников» (1624) и «Пегницких пастухов» или «Цветного ордена» (1644). Большую дань пасторали отдал также Опиц.
Расцвет П. во всех странах Европы завершается в XVII в. В XVIII в. находим только эпигонов этого жанра среди аристократических поэтов Рококо (см.), использующих пасторальную тематику для отмежевания от идей и установок буржуазно-просветительной литературы. Но поскольку пастушеские маски являлись в XVIII в. совершенно застывшими и условными, пользование ими не всегда означало солидаризацию с реакционно-аристократическими тенденциями П. (см. «Итальянская литература»). Совершенно условно также использование тематики П. молодым Гёте («Капризы влюбленного» — «Die Launen des Verliebten» — 1768). Однако по мере укрепления самосознания восходящей буржуазии отмирает постепенно даже такая чисто условная пасторальная тематика, противоречащая реалистическим тенденциям литературы XVIII века.
В России пасторальная поэзия получила распространение в дворянской литературе XVIII века, гл. обр. у сентименталистов и их предшественников.
Фальшивое идиллическое изображение деревни и счастливой жизни на лоне природы занимает весьма большое место в творчестве писателей этого лагеря, начиная с Сумарокова (Майков, Богданович, Карамзин и др.). Однако как самостоятельный жанр П. не выделяется. Примером русской П. (помимо идиллий и эклог, см.) может служить пастушеская повесть в трех песнях графа С. П. Салтыкова «Нина». Довольно широко была распространена в XVIII в. переводная П. (переводы Мерзлякова, Воейкова и др.). Приближалась к так наз. драматической П. и комическая опера XVIII в., зачастую обращавшаяся к пасторальным мотивам («Деревенский праздник» В. Майкова, «Анюта» Попова, «Мельник» Аблесимова и др.). Пасторальную поэзию в более широком смысле найдем и в произведениях первой четверти XIX века у писателей того же лагеря. По мере роста капиталистических отношений, диференциации дворянской литературы и перестройки консервативных дворянских писателей пастораль постепенно сходит на-нет.

Библиография:
Кирпичников А. И., Греческие романы в новой литературе, Харьков, 1876; Тикнор, История испанской литературы, перев. Н. И. Стороженко, т. II, М., 1886; Гаспари А., История итальянской литературы, перев. К. Д. Бальмонта, т. II, М., 1897; Корш В. и Кирпичников А., Всеобщая история литературы, т. III, СПБ, 1888; Эйхенгольц М., Предисловие к переводу «Аминты» Tacco, Москва, 1921; Овэтт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Bonafous N., etudes sur l’Astree, P., 1846; Windscheid K., Die englische Hirtendichtung von 1579 bis 1625, Hdlb., 1895; Marsan J., La pastorale dramatique en France, P., 1905; Olschki L., Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1908; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909; Toffanin G., La fine dell umanesimo, Torino, 1920; Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

пастора́ль
(франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский),произведение европейской литературы 14–18 вв., в котором изображается идиллическая жизнь пастухов на лоне природы. Пастораль, восходящая в первую очередь к античнойбуколике, включает в себяидиллию, эклогу и пасторальный роман. Появление пасторали связано либо с мечтой автора о мирной и спокойной жизни («Пастораль о нимфе Герцинии» создана М. Опицом в разгар Тридцатилетней войны, в 1630 г.), либо с фрондёрскими взглядами писателя (в романе О. д’Юрфе «Астрея» (1607—27) действительности противопоставлен идеальный галантный мир). Пасторальные мотивы присутствуют в произведенияхрококо. В рус. поэзии пасторали писали Феофан Прокопович, А. Д.Кантемир, В. К.Тредиаковский, А. П.Сумароков.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.

Пастораль
ПАСТОРАЛЬ, или как прежде называли, буколики — собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков и проч. К П. относятся и деревенские идиллии (см. это слово).
Форма П. может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дал греческий поэт Феокрит (Сиракузы, 3-й век до нашей эры). В его изображении простая жизнь дана без всяких прикрас, со всеми лишениями, как спутниками бедности и тяжелого труда. В том же роде писали греческие поэты II-го века до нашей эры Бион (которого переводили Батюшков и Фет) и Мосх (его стихотворение «Земля и море» переведено Пушкиным). У римлян славились «буколики» Виргилия (I-й век до нашей эры). Здесь уже проявляется стремление противопоставить городской жизни простую и близкую к природе жизнь. Кроме того, Виргилий ставил себе целью прославление Августа и потому поместил в своих «буколиках» много намеков на современную ему политическую жизнь. Поэтому при всей поэтической прелести у Виргилия нет той простоты и естественности, как у Феокрита.
Другое заглавие «буколик» у Виргилия — эклоги (как их и назвал Мерзляков в своем переводе «Эклоги Виргилия» 1807 г.). По буквальному значению слова, эклога — выбор, и первоначально у греков этим именем назывались изборники стихотворений. Попытки теоретиков литературы старого времени выделить признаки эклоги в отличие от других видов П. ни к чему не привели: эклоги и буколики, — термины устаревшие и неупотребительные в новой литературе.
В 1-м веке нашей эры софист и философ Дион Хризостом написал повесть из жизни охотников, в которой показывал, что деревенские бедняки лучше и счастливее богатых граждан. Под влиянием этой повести Лонг (в 4-м веке) написал знаменитый пастушеский роман «Дафнис и Хлоя», вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется «Амето» Боккаччио (1340 г.) — полудрама, полуроман, в которой выведены пастух, охотники, античные божества (нимфы, дриады) и вместе с тем сказывается влияние Данте в том аллегорически-христианском элементе, с каким изображена идеальная любовь Амето. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро «Аркадия» (1541 г.). Автор повествует от своего имени. Именно, под влиянием несчастной любви, он удалился в Аркадию, где поселился в прекрасной долине. Сюда сходились окрестные пастухи для игр и празднеств, описание которых и составляет содержание романа. Все здесь искусственно и не является изображением действительной пастушеской жизни. Однако, успех «Аркадии» был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки. В Италии под влиянием «Аркадии» были написаны пасторали в драматической форме: «Аминта» Торквато Тассо (1583 г. Есть русский перевод М. Столярова и М. Эйхенгольца 1921) и „Pastor Fido“ Гварини (1590). В Испании под влиянием «Аркадии» написан знаменитый пастушеский роман «Влюбленная Диана» Монгемайора (следы этого романа находят в пьесах Шекспира «Два веронца» и «Сон в летнюю ночь»). Оба эти произведения оказали влияние на поэму Сиднея (англ.) «Аркадия» (1580 г.), ставшую любимейшей книгой того времени. Авторами английских пастушеских романов являются еще Грин и Лодж. Шекспир знал пастушеский роман и заимствовал оттуда эпизод Глостера и его сыновей в «Короле Лире». Судьбу Памелы, героини романа Сиднея, воспроизвел Ричардсон (18 век) в своем знаменитом романе «Памела». Наконец, в первой четверти 17 века появился лучший из пастушеских французских романов — «Астрея» Оноро д'Юрфе, написанный, главным образом, под влиянием испанского романа «Диана». Успех этого романа не имел себе подобного, а имя главного героя Селадона сделалось нарицательным. В 17 веке пастушеский роман во Франции уступает место героическому, а затем психологическому и бытовому, а пасторали пишутся более в форме сценических представлений. В 18-м веке большой славой пользовались П. швейцарско-немецкого поэта Гесснера, а во Франции к П. принадлежат некоторые стихотворения Андре Шенье, сумевшего воссоздать дух древних П. У немцев наиболее замечательны пасторальные стихотворения Гебеля.
В русской литературе 18 века П. писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название «эклоги». В 19 веке произведения этого рода давали Княжнин, а позднее Вл. Панаев (на которого Пушкин написал эпиграмму «Русскому Гесснеру»). Далее уже обладающая значительными художественными достоинствами П. «Рыбаки» Гнедича. К П. относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля: Овсяный кисель, Летний вечер, Утренняя звезда и др. П. еще у Дельвига, позднее у Майкова («Рыбная ловля», «Сенокос» и др.). У Кольцова элемент П. становится моментом народной песни.
Славились в свое время пасторальные сочинения французской писательницы Дезульер, переведенные Мерзляковым: «Эклоги г-жи Дезульер».
Особое место занимает поэзия земледельческого труда. Образец ее дал Виргилий в лучшем своем произведении «Георгики» (см.).

Иосиф Эйгес.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925


Синонимы:
идиллия


  1. пасторальПАСТОРАЛЬ франц. pastorale от лат. pastoralis пастушеский лит. муз. и театральные жанры основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре ...Большая советская энциклопедия
  2. пасторальфранц. pastorate от лат. pastoralis пастушеский литературные музыкальные и театральные жанры основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и теа...Большая Советская энциклопедия II
  3. пасторальж. лит. муз. pastorale f Итальянорусский словарь. Синонимы идиллия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. пасторальж муз. лит.em Pastorale n plem s идиллия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. пасторальпастораль ж муз. лит. Pastorale n pl sСинонимы идиллия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. пасторальж. лит.em муз.pastoral fem pastorela fem buclica f...Большой русско-испанский словарь
  7. пасторальсущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. пасторальж. муз. лит. pastorale f...Большой русско-французский словарь
  9. пасторальмен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  10. пасторальж. муз. лит.em pastorale f идиллия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. пасторальфранц. pastorale от лат. pastoralis пастушеский жанровая разновидность новоевропейской литературы вв. эклогапоэма стихотворная драма связанная с идиллическим мировоспр...Большой энциклопедический словарь II
  12. пасторальПАСТОРАЛЬ франц. pastorale от лат. pastoralis пастушеский жанровая разновидность новоевропейской литературы вв. эклога поэма стихотворная драма связанная с идиллическ...Большой Энциклопедический словарь V
  13. пасторальж.i У вропейськй лтератур та мистецтв ст. жанр який характеризуться дилчним зображенням пастухв пастушок на лон природи а також твр такого жанру. Музична пса що змаль...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  14. пасторальфранцузское pastorale от латинского pastoralis пастушеский условное обозначение литературных жанров вв. эклога поэма стихотворная драма связанных с идиллическим миро...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. пасторальПАСТОРАЛЬ и ж. pastorale f. нем. Pastoral ampLTлат. pastoralis пастушеский. Произведение искусства или его часть идиллически изображающие сцены сельской или пастушеской ж...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. пасторальфранц. pastorale от лат. рastoralis пастушеский произведение европейской литературы вв. в котором изображается идиллическая жизнь пастухов на лоне природы. Пастораль во...Литература и язык. Современная энциклопедия
  17. пасторальТермин пастораль от латинского pastoralis пастушеский употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В уз...Литературная энциклопедия II
  18. пасторальПАСТОРАЛЬ. Термин пастораль от латинского pastoralis пастушеский употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и н...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  19. пасторальПАСТОРАЛЬ франц. pastorale от лат. pastoralis пастушеский вид европейской литературы XIVXVIII вв. связанный с буколическим мирочувствием и восходящий к античной буколике...Литературный энциклопедический словарь
  20. пасторальи ж.em Жанр в европейской литературе и искусстве вв. характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы а также произведение этого жан...Малый академический словарь
  21. пасторальот фр. pastorale сельский направление в искусстве идиллическое изображение сельской жизни Никакие другие фантазии не очаровывали человечество своей неизменной свежестью ...Мир Лема - словарь и путеводитель
  22. пасторальлат. Pastoralis пастушеский жанровая разновидность в изобразительном искусстве литературе музыке в которой изображается сельский пейзаж или жизнь пастухов и пастушек на...Мировая художественная культура. Словарь
  23. пасторалькорень ПАСТОРАЛЬ нулевое окончаниеОснова слова ПАСТОРАЛЬВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ПАСТОРАЛЬ Слово Пастораль содержит следующие мор...Морфемный разбор слова по составу
  24. пасторальНачальная форма Пастораль винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  25. пасторальвд лат. pastoralis пастуший . Невелика опера пантомма або балет яка дилчно змальову сльське життя. . Вокальна або нструментальна пса присвячена картинам природи чи сльс...Музичні терміни
  26. пасторальфранц. pastorale от лат. pastoralis пастушеский. strong Опера пантомима или балет а также их отдельные сцены сюжет крых связан с идеализированным изображением сельской ж...Музыкальная энциклопедия
  27. пасторальпастораль ж. Произведение искусства или его часть идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни. Соответствующий жанр в литературе и искусстве....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. пасторальпастораль пастораль и...Орфографический словарь
  29. пасторальu жu Р.u Д.u Пр.u пасторали мн.u пасторали Р.u пасторалей драматическое или муз.u произведение идиллия...Орфографический словарь русского языка
  30. пасторальпастораль менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  31. пасторальпастораль пасторали пасторали пасторалей пасторали пасторалям пастораль пасторали пасторалью пасторалями пасторали пасторалях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  32. пасторальОрфографическая запись слова пастораль Ударение в слове пастораль Деление слова на слоги перенос слова пастораль Фонетическая транскрипция слова пастораль [пстарал] Хара...Полный фонетический разбор слов
  33. пасторальПАСТОРАЛЬstrong от лат. pastoralis пастушеский жанр античной так называемой пастушеской поэзии изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов земледельцев рыбаков. В эп...Поэтический словарь
  34. пасторальот лат. pastoralis пастушеский Муз.театральный жанр или его отдельные сцены в крых идиллическинаивно воспроизводится сельская жизнь галантных пастухов и пастушек надел...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  35. пасторальпастораль иСинонимы идиллия...Русский орфографический словарь
  36. пасторальЖ db. mus. pastoral oban hyatn idilliya klind tsvir edn bdii v ya musiqi sri....Русско-азербайджанский словарь
  37. пасторальпастораль ж.i. лит. ipastoral . муз. ipastorale...Русско-английский словарь
  38. пасторальпастораль ж. . лит. pastoral . муз. pastoralе pl. li s....Русско-английский словарь II
  39. пасторальПастараль...Русско-белорусский словарь
  40. пасторальлит. муз.i пастараль жен.i...Русско-белорусский словарь II
  41. пасторальпастора идиллия...Русско-ивритский словарь
  42. пасторальпастораль асырларда Европа кркемнернде баташылар трмысы идиллиялы трыдан суреттейтн деби немесе музыкалы шыарма....Русско-казахский словарь
  43. пасторальж. пастораль . лит. малчы койчулардын турмушун крстп срттгн адабий чыгарма . муз. кыштак клр басымдуулук кылган музыкалык чыгарма....Русско-киргизский словарь
  44. пасторальлит. tinyunsh муз. tinyunq mgСинонимы идиллия...Русско-китайский словарь
  45. пасторальpastorle...Русско-латышский словарь
  46. пасторальпасторальж в музыке в поэзии....Русско-новогреческий словарь
  47. пасторальж литu музu pastoral fu pastoreia f идиллия...Русско-португальский словарь
  48. пасторальпастораль пасторал...Русско-таджикский словарь
  49. пасторальж лит. идиллия...Русско-турецкий словарь
  50. пасторальidyla pastorle...Русско-чешский словарь
  51. пасторальPastoraal...Русско-эстонский словарь
  52. пасторальпастораль и лит. муз. сценическ.произведение характеризующееся идиллическим изображением сельской пастушескойжизниСинонимы идиллия...Русское словесное ударение
  53. пасторальПАСТОРАЛЬ фр. pastorale от лат. pastoralis пастушеский. Музыкальное сочинение изображающее прелести природы или пастушеской жизни характера идиллического. Словарь иностр...Словарь иностранных слов русского языка
  54. пасторальпастушеский жанровая разновидность новоевропейской литературы и искусства связанная с идиллическим мировосприятием. Появилась в XIVXVII вв. Обычно воспроизводит милую бе...Словарь исторических терминов
  55. пасторальПАСТОРАЛЬ или как прежде называли буколики собственно пастушеская поэзия зародившаяся в Сицилии а затем особенно по словоупотреблению нового времени вообще деревенская с...Словарь литературных терминов
  56. пасторальот лат. pastoralis пастушеский Жанр буколической от греч. boukolos пастух литературы произведение посвященное изображению беззаботной жизни пастухов и пастушек на лоне ...Словарь литературоведческих терминов
  57. пасторальпастораль идиллия Словарь русских синонимов. пастораль сущ. колво синонимов идиллия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы идиллия...Словарь синонимов II
  58. пасторальпастораль идиллия...Словарь синонимов
  59. пасторальпастораль ж. фр. т. вд лат. пастуший у вропейськй лтератур мистецтв ст. жанр який характеризуться дилчним зображенням пастухв пастушок на лон природи а також твр тако...Словник іншомовних слів
  60. пасторальпастораль франц. тал. pastorale вд лат. pastoralis пастуший невеликий мистецький твр або його частина з дилчним зображенням сцен сльського життя....Словник іншомовних слів Мельничука
  61. пастора́льПАСТОРАЛЬ ж. У вропейськй лтератур мистецтв XIV XVIII ст. жанр який характеризуться дилчним зображенням пастухв пастушок на лон природи а також твр такого жанру. При...Словник української мови в 11 томах
  62. пасторальПАСТОРАЛЬ ж.У вропейськй лтератур мистецтв XIVXVIII ст. жанр який характеризуться дилчним зображенням пастухв пастушок на лон природи а також твр такого жанру.Приклад...Словник української мови у 20 томах
  63. пасторальПАСТОРАЛЬ французское pastorale от латинского pastoralis пастушеский условное обозначение литературных жанров вв. эклога поэма стихотворная драма связанных с идиллич...Современная энциклопедия
  64. пасторальПАСТОРАЛЬ франц . pastorale от лат. pastoralis пастушеский жанровая разновидность новоевропейской литературы вв. эклога поэма стихотворная драма связанная с идиллическ...Современный энциклопедический словарь
  65. пасторальфранц.u pastorale от лат.u pastoralis пастушеский литературный жанр рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы. Рубр...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  66. пасторальпастораль [фр. pastorale...Толковый словарь иностранных слов
  67. пасторальПАСТОРАЛЬ и ж. В европейском искусстве вв. литературное илимузыкальное произведение идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушекна лоне природы. II прил. пастораль...Толковый словарь Ожегова
  68. пасторальПАСТОРАЛЬ пасторали ж. от латин. pastoralis пастушеский. . произведение преимущ. драматическое идиллически изображающее простую пастушескую жизнь истор. лит. . Музыкальн...Толковый словарь русского языка II
  69. пасторальпастораль пастораль и ж. В европейском искусстве вв. литературное или музыкальное произведение идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.прил. н...Толковый словарь русского языка II
  70. пасторальПАСТОРАЛЬ и ж. В европейском искусстве вв. литературное или музыкальное произведение идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. прилагательное ...Толковый словарь русского языка
  71. пасторальж. У вропейськй лтератур та мистецтв ст. жанр який характеризуться дилчним зображенням пастухв пастушок на лон природи а також твр такого жанру. Музична пса що змаль...Толковый словарь украинского языка
  72. пасторальУдарение в слове пасторальУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове пастораль...Ударение и правописание
  73. пасторальлт.pastoral муз.em pastorale...Українсько-англійський словник
  74. пастораль[pastoral]...Українсько-польський словник
  75. пасторальлит. муз. пастораль...Українсько-російський словник
  76. пасторальRzeczownik пастораль f pastoraka f...Универсальный русско-польский словарь
  77. пастораль.strong рзновид буколчно поез .strong старофр. провансальський поетичний твр XIIXIII ст.em pastourelle .strong драматичний твр про щасливе й безтурботне життя пастухв сф...Універсальний словник-енциклопедія
  78. пастораль. рзновид буколчно поез . старофр. провансальський поетичний твр XIIXIII ст. pastourelle . драматичний твр про щасливе й безтурботне життя пастухв сформувався в тал попу...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  79. пасторальпастораль пасторали пасторали пасторалей пасторали пасторалям пастораль пасторали пасторалью пасторалями пасторали пасторалях Источник Полная акцентуированная парадигма п...Формы слова
  80. пасторальpastoralismлитературный и драматический жанр берущий начало в произведениях античных поэтов Теокрит Вергилий. Воспевает жизнь простых деревенских жителей в особенности па...Шекспировская энциклопедия
  81. пасторальТаль Талас Стропаль Строп Стр Стопа Столь Столп Стол Сталь Спот Спорт Сплата Спать Спарта Сотр Сорт Сор Сопр Сопль Соль Слот Слать Сатрап Сарта Сара Сапр Сапот Сап Сальто...Электронный словарь анаграмм русского языка
  82. пасторальж. Мельников. Через нем. Раstоrаlе с XVII в. ШульцБаслер или непосредственно из франц. раstоrаlе от лат. pastoralis пастушеский....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  83. пасторальпастораль пасторальж. Мельников. Через нем. Раstоrаlе с XVII в. ШульцБаслер или непосредственно из франц. раstоrаlе от лат. pastrlis пастушеский....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)