Литературная энциклопедия

ОСИПОВИЧ


ОСИПОВИЧ (1853—1882) (псевдоним Андрея Осиповича Новодворского) — беллетрист-народник. Р. в разорившейся дворянской семье, к-рую с 13-летнего возраста содержал личным заработком. Всю жизнь провел в неустанной борьбе за кусок хлеба. На средства «Литературного фонда» был отправлен в Ниццу; умер 29 лет от туберкулеза. Печатался Осипович в «Отечественных записках».
Личная судьба писателя — типичная судьба его собственных персонажей. Недаром сам он свое творчество расценивал как «счет приходу и расходу своего я». Поражение революционного народничества, сопровождавшееся кризисом народнической идеологии, вызвало резкие психологические сдвиги в сознании революционной интеллигенции 80-х годов прошлого века. Был нанесен сокрушительный удар по системе индивидуальной искупляющей жертвы. Начался пересмотр роли «критически мыслящей личности». Под этим идеологическим знаком кризиса и переоценки и вступил в литературу Осипович, творческая деятельность которого посвящена разработке темы отношения между «народом» и интеллигенцией.
В первых своих произведениях «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны» (1877) и «Карьера» (1880) писатель трактует свою тему в плане иронии и скептицизма. Свою личную судьбу интеллигента-восьмидесятника, лишнего человека и неверующего народника О. считает вечной судьбой всей интеллигенции в целом. В «Эпизоде» дана развернутая галерея лишних людей, уже известных ранее, созданных литературой типов: Печорина, Рудина, Базарова, Соломина и др. В качестве действующих лиц в сюжет введены и писатели Белинский, Тургенев. Все они — и писатели и их персонажи — «лишние», ни павы, ни вороны, не способные бороться «за народ», но не способные в то же время и погрязнуть в обывательской тине.В. Воровский в статье «Лишние люди» (1905; II т. «Сочинений», стр. 49) писал об «Эпизодах»: «Ни павы ни вороньи сомнения и колебания должны были вскоре разрешиться для Печерицы (персонаж из «Эпизодов») и его друзей в виде преодоления временного пессимистического настроения. Несмотря на высказываемый автором страх потонуть в болоте, потонуть они не могли, хотя бы уже потому, что, как говорит... Печерица, если в башке у человека зародилось кое-что, чему по законам человеческого прогресса положено развиваться, то такой человек не умирает ». «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны» в свое время вызвал много шума и был центром оживленной журнальной полемики. Популярность этого произведения была так велика, что выражение «ни павство, ни воронство» вошло в журналистику 80-х гг. на правах социально-психологического термина.
Последующие произведения О. — «Тетушка» (1880), «Сувенир» (1881), «Роман» (1881), «Мечтатели» (1881) — свидетельствуют о некотором переломе в его настроениях. Не изменяя своей основной теме, писатель ироническое и скептическое отношение к «лишним людям» заменяет стремлением оправдать их, сочувствием и жалостью к ним. Он видит их с другой стороны, подчеркивает в них другие черты — самоотверженность, героизм, преданность своему делу. Творческая манера писателя резко меняется. Публицистически заостренная пародия, шаржи, нагромождение публицистических отступлений — все, что позволяло народнической критике сравнивать Осиповича с Гейне и Щедриным, сменилось лирически-повествовательной манерой. В. Воровский писал об этом периоде творчества О. («В ночь после битвы», 1908; II т. «Сочинений», стр. 47): «Литературная история русской интеллигенции с конца 70-х годов состоит сплошь из постоянно сгущающейся окраски пессимизма. А. О. Новодворский, еще стоящий одной ногой в царстве воодушевления и долга, другой уже переступает в мрак отчаяния, беспомощности и пессимизма».

Библиография:

I.Сочинения, изд. Батуева, 4 тт., СПБ, 1897.

II.Ясинский И., Андрей Осипович Новодворский, «Отечественные записки», 1882, кн. III; Арнольд Ф., Из истории лишних людей, «Русская мысль», 1902, кн. IX; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, изд. 7-е, СПБ, 1909 (гл. «Беллетристы 80-х годов»); Львов-Рогачевский В. Л., А. О. Осипович-Новодворский и эпоха перелома, (М., 1929) (Научные труды Индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта. Соц.-экономическая серия, вып. VII).

III.Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва — Ленинград, 1924.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.


  1. осиповичОсипович псевдоним беллетриста Андрея Осиповича Новодворского XXVIII ....Биографический словарь
  2. осиповичлитературное имя талантливого беллетриста Андрея Осиповича Новодворского.em Род. в г. в обнищавшей польской шляхетской семье Киевской губернии. Нужда ее доходила до стра...Большая биографическая энциклопедия
  3. осиповичимя собств. сущ. муж. рода с.х. хим....Большой русско-украинский словарь
  4. осиповичвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  5. осипович. Наум Маркович [] писатель. Сын рыбака. В сблизился с кружком народовольцевлопатинцев. Подвергался арестам. В тюрьме и ссылке провел лет. Печатается с . О. эпигон нар...Литературная энциклопедия II
  6. осиповичОСИПОВИЧ псевдоним Андрея Осиповича Новодворского беллетристнародник. Р. в разорившейся дворянской семье крую с летнего возраста содержал личным заработком. Всю жизнь п...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  7. осиповичОсипович менник чоловчого роду стота по батьков...Орфографічний словник української мови
  8. осипович...Русско-китайский словарь
  9. осиповичНастоящее имя Ракшанинu Николай ОсиповичПериодические изданияi Московская Летопись Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных д...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  10. осиповичОСИПОВИЧ А . см. Новодворский А. О....Современный энциклопедический словарь
  11. осиповичRzeczownik Осипович m Osipowicz m...Универсальный русско-польский словарь