Литературная энциклопедия

КЛЮЕВ


КЛЮЕВ Николай Алексеевич (1887—) — поэт. Родился в крестьянской семье; литературную деятельность начал в 1912. К. является одним из виднейших представителей кулацкого стиля в русской лит-ре, оформившегося перед войной 1914 на основе форсированного выделения «хозяйственных мужичков» (столыпинские отруба и хутора). Поэтические черты этого стиля — стремление отрицать классовую борьбу в деревне, представив ее как патриархально-идиллическое единство; резкая вражда к городу, разрушающему эту идиллию, рисуемую в религиозно-мистических и фантастических тонах, и стремление конфликтом города и деревни (взятых вне их социального расслоения) подменить те классовые конфликты, которые развертываются в подлинной деревне (это и ведет к отрыву от реальности и фантастико-мистическому изображению несуществующей деревни); наконец заостренно-враждебное отношение к социалистической революции и социальной перестройке, к-рое она с собой принесла. В ряде стихотворений К. с особенным пафосом развертывает идиллические сусальные картины своей деревни, поэтизируя каждую мелочь в ней и превращая ее в совершенно особый мир: «В селе Красный Волок пригожий народ, / Лебедушки-девки, а парни, как мед, / В моленных рубахах, в беленых портах, / С малиновой речью на крепких губах».
Эта «Избяная Индия» и является единственной носительницей творческого начала для К.: «Осеняет словесное дерево, / Избяную дремучую Русь». В ней для К. заключается все подлинное, ценное:
«Олений гусак сладкозвучнее Глинки,
Стерляжьи молоки Верлена нежней,
А бабкина пряжа, печные тропинки
Лучистее славы и неба святей».
Понятно, что изменение этого уклада, те новые моменты в жизни деревни, к-рые связаны в деревне с процессами, протекающими в городе, вызывают у К.резкую вражду: город он трактует как носителя бесовского начала в противовес божественному началу деревни; город для К. — «ад электрический». «Книги-трупы, сердца папиросные, ненавистный творцу фимиам», «Город-дьявол копытами бил, устрашая нас каменным зевом».
Характерно, что в дни империалистической войны К. мотивировал патриотизм своих оборонческих стихов тем, что в лице Германии на Русь ополчился мир машинной техники и городской культуры.
Вся эта система отношений к действительности, четко намечающаяся еще до Октября, это прославление богатой, сытой, «божеской», деревни естественно определяет и его отношение к революции. Первоначально, поскольку окончательная ликвидация дворянства совпадала с интересами кулачества, К. приемлет революцию, но уже здесь у К. выступает совершенно специфическое ее понимание:
«Обожимся же, братья, на яростной свадьбе
Всенародного сердца с Октябрьской грозой,
Пусть на полке Тургенев грустит об усадьбе,
Исходя потихоньку бумажной слезой».
Революция с самого начала трактуется К. в тех же религиозных и даже монархических тонах («Боже, свободу храни, Красного государя коммуны»), понимается только как революция мужицкая: «Пробудился народ-Святогор», «ставьте свечи мужицкому спасу» и т. д.
Даже образ Ленина дается в религиозно-народнических тонах («Есть в Ленине керженский дух, игуменский окрик в декретах»).
Пролетарская революция и ее вождь гримируются под кулака, происходит сусально-националистическое и византийски-церковное искажение лица революции, выраженное в максимально-реакционней форме.
Это своеобразное кулацкое «приятие» буржуазно-демократических завоеваний революции органически связано еще со стихами Клюева о революции 1905, резко враждебными помещичьему строю, но расплывчатыми и религиозными, стилизованными под старинку.
Однако по мере развития революции К. резко начинает от нее отталкиваться, снова развивая мотивы той же «особой» деревни, идущей по своим, «высшими силами» начертанным путям. Революция идентифицируется с тем же дьявольским городом, она разрушает клюевскую сусальную деревню:
«Древо песни бурею разбито,
Не триодь, а Каутский в углу».
«Облетел цветок купальской веры,
Китеж-град — ужалил лютый гад».
И К. остается только обращаться с мольбой к «Егорью» — «страстотерпец, вызволь, цветик маков». Революция разрушает старый уклад и поэтому яростно «разоблачается»:
«Вы обещали нам сады
В краю улыбчиво далеком.
На зов пошли — чума, увечье,
Убийство, голод и разврат...
За ними следом страх тлетворный
С дырявой бедностью пошли, —
И облетел ваш сад узорный,
Ручьи отравой потекли».
«Не глухим бездушным словом
Мир связать в снопы овинные».
«И цвести над Русью новою
Будут гречневые гении».
Эта враждебность к пролетарской революции, постепенно разрушающей базу кулачества в деревне и наконец ликвидирующей его как класс, и является доминантой послеоктябрьского творчества К., она же и вызывает весь тот культ старой, красочной, патриархальной деревни, которую он дает в своих исключительно изощренных в изобразительном отношении стихах. Эту свою установку на «старину» он демонстративно подчеркивает напр. в своем предисловии к сб. «Изба в поле» (1928), завляя, что «знак истинной поэзии — бирюза. Чем старее она, тем глубже ее зелено-голубые омуты...»
Поэмы «Деревня» и «Плач по Есенину» (1927) — совершенно откровенные антисоветские декларации озверелого кулака. К. открыто проклинает революцию за разоблачение мощей и т. д. и предрекает, что «мужик сметет бородою» новое татарское иго. Так развертывается социальная сущность клюевской «старорусской» эстетики.
Мироощущение вымирающего кулачества, цепляющегося за прошлое и отталкивающегося от революции, и выражено в творчестве К. как одного из наиболее ярких представителей кулацкого стиля, среди к-рых следует назвать Клычкова, Орешина, раннего Есенина и др. — см. Кулацкая литература.

Библиография:

I.Песнослов, кн. I, изд. ЛИТО НКП, П., 1919; То же, кн. II, П., 1919; Медный Кит, изд. Петр. совдепа, П., 1919; Песнь солнценосца, Земля и железо, изд. «Скифы», Берлин, 1920; Избяные песни, изд. «Скифы», Берлин, 1920; Львиный хлеб, изд. «Наш путь», М., 1922; То же в изд. «Скифы», Берлин, 1922; Четвертый Рим, изд. «Эпоха», П., 1923; Мать суббота, изд. «Полярная звезда», П., 1923; Ленин, Гиз, П., 1924; Изба и поле, М., 1928.

II.Каменев Ю., Литературные беседы, Н. Клюев, «Звезда», 1912, № 10; Троцкий Л., Литература и революция, изд. 2-е, М., 1924; Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского футуризма, М., 1922; Лелевич Г., Окулаченный Ленин, сб. «На литературном посту», М., 1924; Его же, Литературный стиль военного коммунизма, «Литература и марксизм», 1928, II; Князев В., Ржаные апостолы (Клюев и клюевщина), изд. «Прибой», П., 1924; Безыменский А., О чем они плачут, «Комсомольская правда», 5/IV; Бескин О., Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, Изд. Комакадемии, 1930.

III.Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.

Клю́ев
Николай Алексеевич (1887, с. Коштуг Вышегородского у. Олонецкой губ. – 1937, Томск, в заключении), русский поэт. Творчество Клюева исследователи относят к «новокрестьянскому направлению», в основе его художественного мировоззрения лежит концепция «избяного космоса». Первоосновой существования человека, отправной точкой, вокруг которой вертится вся его жизнь, провозглашается изба. Культ избы характерен для рус. искусства в целом. Олонецкая губерния, где родился поэт, долгое время была оплотом старообрядчества и хранительницей патриархальных устоев. Клюев с детства впитал дух старообрядчества, глубокое уважение к религии, народным преданиям, к устному народному творчеству.


Н. А. Клюев. Портрет работы А. Яр-Кравченко. 1931 г.


Первые произведения поэта появились в петербургском альманахе «Новые поэты» в 1904 г. В 1911—12 гг. вышли два сборника стихотворений – «Сосен перезвон» (1911) и «Братские песни» (1912). Клюев также являлся автором сборников «Лесные были» (1913), «Мирские думы» (1916), «Медный кит» (1919), «Львиный хлеб» (1922), «Песнослов» (1919), поэм «Мать-Суббота» (1922), «Заозёрье» (1927), «Деревня» (1927), «Песнь о Великой матери» (опубл. в 1991).
Для Клюева авторитетом в поэзии был А. А. Блок. Поэт также был близок к С. А. Есенину, но тот отмечал архаичность, тяжёлый слог клюевских произведений. В лирике Клюева важное место занимает образ матери, ей посвящён самый лиричный цикл поэта «Избяные песни» (1914), в котором конкретные воспоминания о матери, мотив опустевшего дома расширяются до масштабов раздумий о смерти, превращаются в поминальный плач о всех усопших.
Первые послереволюционные произведения Клюева звучали оптимистично и выражали надежду на облегчение положения крестьянства. Однако вскоре в его творчестве появились тенденции неприятия социальных перемен. В 1929 г. в журнале «Печать и революция» была опубликована статья, в которой социальная позиция Клюева подвергалась острой критике, а позже и статья, указывающая на политическую нелояльность поэта. В 1934 г. поэт был арестован и выслан в Томскую область, затем переведён в Томск, где, несмотря на болезни, продолжал писать. В 1937 г. был обвинён в создании антисоветской организации и расстрелян.
Центральная проблема творчества поэта – сохранение духовности, душевной чистоты и народных традиций. Будучи широкообразованным человеком, Клюев тщательно скрывал это, изображая простого мужика. Его возмущало как высокомерное, так и снисходительное отношение к крестьянину со стороны определённой части интеллигенции. Призывая Есенина избегать декадентства и поисков дешёвой славы, он писал: «Быть в траве зелёным и на камне серым – вот наша с тобой программа, чтобы не погибнуть. Знай, свет мой, что лавры Игоря Северянина никогда не дадут нам удовлетворения и радости твёрдой, между тем как любой петроградский поэт чувствует себя божеством, если ему похлопают в ладоши в какой-нибудь «Бродячей собаке», где хлопали без конца и мне и где я чувствовал себя наинесчастнейшим существом из земнородных».
Среди автобиографической прозы Клюева выделяются так называемые «вещие сны»: «Медвежий сполох» (предсказывает смерть С. Есенина), «Живое древо», «Неприкосновенная земля», «Сон блаженный», «Пресветлое солнце» (все – 1923). Сны отражают философские и религиозные воззрения поэта. Узловым моментом этих произведений является мотив пути. В жанровом плане автобиографическая проза стилизуется под древнерусскую литературу, в частности«Житие протопопа Аввакума», которого поэт чрезвычайно чтил и уважал за стойкость и мужество, за верность своим идеалам.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.


  1. клюевВладимир Владимирович р. российский ученыйчленкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с . Труды понеразрушающему контролю качества изделий виброизмерительной техни...Большой энциклопедический словарь II
  2. клюевЛеонид Лаврович сов. военачальник ген.л. . В Кр. Армии с . Окончил Акад. Генштаба . Участник рус.япон. и й мир. войн. В Гражд. войну начк операт. упр. и начк штаба ...Военный энциклопедический словарь
  3. клюевНиколай Алексеевич с. Коштуг Вышегородского у. Олонецкой губ. Томск в заключении русский поэт. Творчество Клюева исследователи относят к новокрестьянскому направлению ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  4. клюевНиколай Алексеевич [] поэт. Родился в крестьянской семье литературную деятельность начал в . К. является одним из виднейших представителей кулацкого стиля в русской литре...Литературная энциклопедия II
  5. клюевКЛЮЕВ Николай Алексеевич поэт. Родился в крестьянской семье литературную деятельность начал в . К. является одним из виднейших представителей кулацкого стиля в русской ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. клюевРостовской Зерноградского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  7. клюев.strong КЛЮЕВ Владимир Владимирович род. учный в области дефектоскопии членкорреспондент РАН . Труды по проблемам неразрушающего контроля качества изделий виброизмерител...Русская энциклопедия
  8. клюевВОЛЬНОВ КЛЮЕВОтчество от прозвища или нецерковного мужского личного имени Клюй подтвержденного документально в г. по Москве записан Гаврило Клюй. В г. сибирский казак ...Словарь фамилий
  9. клюевНиколай Алексеевич рус. поэт От Вытегры до Шуи Он избраздил весь край И выбрал кличку Клюев Смиренный Николай. Ес Тогда в веселом шуме Игривых дум и сил Апостол нежный...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  10. клюевКЛЮЕВ Николай Алексеевич рус. поэт От Вытегры до Шуи Он избраздил весь край И выбрал кличку Клюев Смиренный Николай. Ес I Тогда в веселом шуме Игривых дум и сил Апосто...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  11. клюевЛеонид Лаврович .VIII. .I. сов. воен. деятель и историк ген.лейтенант проф. Чл. Коммунистич. партии с . Род. в Казани в семье ремесленника. Окончил Казанское пех. учил...Советская историческая энциклопедия
  12. клюевКЛЮЕВ Николай Алексеевич русский поэт. Поэзия крестьянской патриархальности стремление открыть в избяной Руси древнюю духовную культуру противостоящую Западу мистикоро...Современная энциклопедия
  13. клюевКЛЮЕВ Николай Алексеевич русский поэт. Поэзия крестьянской патриархальности противостоящей индустриальному Западу стремление открыть в избяной Руси древнюю духовную куль...Современный энциклопедический словарь
  14. клюевКЛЮЕВ Владимир Владимирович р . российский ученый членкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с . Труды по неразрушающему контролю качества изделий виброизмерительн...Современный энциклопедический словарь