Литературная энциклопедия

ИЗБОРНИК

ИЗБОРНИК, (събор, соборник, сборник) один из самых исконных и преобладающих видов древне-русской письменности и литературы на протяжении от XI до конца XVII века, отражающий в себе две наиболее характерные ее черты: компилятивный характер («избор от мног отец и мног книг») и тесную зависимость сперва от византийской и южно-славянских, потом от польской и западных литератур. И. представляет из себя более или менее обширное собрание отдельных небольших произведений (в некоторых и-ках число их доходит до девятисот), связанных единством автора, содержания, иногда являющих собой род примитивной энциклопедии, подчас мозаики, состав которой обусловлен личными вкусами составителя — «списателя», наконец, даже объединенных совершенно произвольно, случайностью общего переплета, механически покрывающего вовсе разнородные отрывки и разных «списателей», и различных литературных эпох. Легкость составления и-ка по готовым иностранным образцам, прикладной характер и многообразие даваемого им материала, позволявшее его читателю блеснуть при случае несуществующей образованностью, цитатами из никогда в глаза невиданных книг («събор от мног отец... вкратце сложен на память и на готов ответ» — гласит характерный подзаголовок одного из и-ков) привлекали многочисленные кадры составителей и сделали И. излюбленным чтением древней Руси. Удовлетворяя минимальной пытливости современного читателя, и-ки в то же время намечают предел, дальше которого не шло сознание древне-русского образованного человека. В силу этого литературная история и-ка отображает не только развитие древне-русской книжности, но и вырисовывает в значительной степени основную линию всей древне-русской культуры. Самые ранние образцы русского и-ка (И.Святослава 1073 г., рукопись хранится в Моск. Синодальн. библиотеке; издан факсимиле Об-вом любителей древн. письменности в 1880 г. и Об-вом истории и древностей российских в 1882 г. и И. Святослава 1076 г., издан В. Шимановским в 1887 и 1894 г.г., рукопись — в Петрогр. Публичной библиотеке) связаны с именем Черниговского князя Святослава Ярославича. И. 1076 г. оказал значительное влияние на последующий тип наших сборников (о связи его, напр., с Измарагдами, см. исследование проф. Яковлева: «К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования Измарагда, 1893 г.»), которые в соответствии с общим церковно-учительским направлением древне-русской письменности или представляли из себя собрание извлечений из отцов церкви (особенной популярностью пользовались сборники из творений Иоанна Златоуста с их названиями, характерными для эстетики, расцветавшей на золотом поле византийских мозаик:Златоструи, Маргариты(от Μαργαρίται — жемчужины), упомянутыеИзмарагды, возникшие на русской почвеЗлатоустыи некот. др.) или обслуживали нужды древней агиографии (Четьи-Минеи или месячники, — расположенные в календарном порядке жития святых,Патерикиилиотечники — жизнеописания святых определенной местности, монастыря, напр.,Киево-Печерский патерик, Соловецкий патерик, Прологи, получившие свое название от предисловия Πρόλογος к византийскомуСинаксарю— συνάγω собираю, схожусь, — сборнику кратких житий святых, переводом которого они и являются; торжественники — сборники похвальных слов И житий, приуроченных к праздничным дням и дням святых, — до сих пор почти не обследованные и некот. др.) или, наконец,давалисокращенное чтение из книг Ветхого и Нового завета (паремейники от Παροιμία изречение, притча; палеи — историческая и толковая — от Παλαία διαθήκη ветхий завет — библейско-апокрифические сборники с полемическими вставками против евреев и мусульман; шестодневы — изложение библейской космогонии и т. п.). Все эти виды засвидетельствованы в многочисленных рукописях и тянутся через списки XIII, XIV, XV в.в. Однако, наряду с ними у нас, начиная уже с XII в. появились сборники, образующие как бы переходную ступень от письменности чисто-церковного характера к энциклопедиям и светским сборникам, получившим такое развитие в позднейшей литературе московской Руси. Это — так называемые Пчелы — своего рода своды житейской мудрости — сборники кратких афористических изречений и цитат «из писателей наших и внешних», т.-е. христианских и древних авторов — явившиеся компиляцией двух греческих сборников Максима Исповедника († 662) и монаха Антония XI в. (за свою компилятивную деятельность получил прозвище Μέλισσα — пчела), исключительно привившейся на русской почве. Однако, позволяя себе вольность допущения языческих авторов, в качестве «вождей жизни» directorium vitae humanae, др. русского человека, благочестивые составителиПчелставят их на соответствующее место: в сборниках, разделенных на отделы по предмету изложения (напр.: «О добродетелях и злобе», «о мудрости», «о власти и княжении» и т. п.) сперва даются выдержки из Евангелия, затем, последовательно, из апостолов, ветхого завета, творений отцов церкви и только в самом конце приводятся изречения знаменитых мужей языческой древности. В этом расположении материала намечена как бы самая схема эволюции всей древнерусской мысли. Новые импульсы к дальнейшему развитию робкая мирская струя Пчел получает в течение XVI и XVII в.в. В этот критический период русской культуры — время «шатания» и старых порядков, и привычных умонастроений — когда в душную теремно-тюремную жизнь московской Руси впервые вторгаются те начала, которые подготовили впоследствии реформу Петра, — наблюдается с одной стороны стремление укрепить старину, подытожить многовековое развитие, с другой, все резче дает себя знать свежий ветерок, дующий с Запада. Обе эти тенденции находят выражение и в истории сборника (см. проф. Архангельский. Из лекций по истории русской литературы — литер. Моск. государства конца XV—XVII в.в., 1913 г.). Митрополит Макарий (XVI в.) составляет своиВеликие Четий-Минеи, в которых он стремится собрать «все книги русской земли»; знаменитый оппозиционер Иоанна Грозного боярин А. М. Курбский (†1583 г.) воскрешает древний жанр Маргаритов, составляя оригинальный русский сборникНовый Маргарит; на основе все развивающейся историографии (многочисленныелетописные сборникии своды, хронографы), составляетсястепенная книга— сборник, в котором последовательность исторических событий излагается по родословным степеням великих князей; затевается грандиозная, историческая энциклопедия. В то же время отчасти возникают вновь, отчасти получают усиленное развитие справочные словари, своего рода энциклопедии XVII в., — азбуковники; содержащие в себе первые зачатки естественной истории, физиологи илибестиарии, — сборники рассказов из жизни животных и птиц (в числе их такие, как феникс, кентавр и т. п.) с символическими истолкованиями;лечебники или травники, содержание которых распространяется не только на лечение болезней, но и на знахарство в самом широком смысле этого слова, обнимающее собой всю казуистику древне-русского домо- и бытоустроительства;синодики или помянники, возникшие из записей имен умерших (напр., знаменитые «кровавые синодики» Иоанна Грозного), постепенно вытесненных в особые поминальные книжки всякого рода повестями и сказаниями, первоначально служившими им предисловиями и выроставшими на мотиве поминовения усопших. Снабженные «лицевыми картинками» (иллюстрациями) Синодики были самым распространенным народным сборником, совершавшим свой оборот решительно во всех слоях тогдашнего русского общества и явившимся ближайшим предком позднейшей лубочной литературы.
Наконец, с Запада через Киев и Польшу врывается целый поток новых сборников, далеко отодвигающих и без того ослабевшее византийское влияние и окрашивающих письменность и литературу Московской Руси в почти несвойственные ей доселе тона светской беллетристики. Наиболее типичными образцами этого рода являются переведенные по большей части с польских пересказов сборники назидательных средневековых повестей —Римские деяния, Великое зерцало(переведено по повелению Алексея Михаиловича); сборник апокрифических повестейЛуцидариус(т. е. Elucidarius — просветитель); сборник басен и апологовЗрелище жития человеческого; сборник острых слов и мудрых изреченийАпофегмыит. п. Полного обмирщения И. достигает в проникшем также через Польшу и быстро получившем самое широкое распространение скользком жанре маленьких фривольных западно-европейских новелл, фацеций (facetia — шутка, острота; начало этому литературному роду положил знаменитый сборник итальянского ученого Поджио в 1471 г.), польских фражек, жарт, давших на русской почве многочисленные собрания всякого рода «смехотворных издевок», «повестей смехотворных» и пр. — складочное место образов и тем нашей позднейшей анекдотической и народно-сатирической литературы. Последними московскими сборниками, завершающими собой полный цикл развития и-ка вообще были целиком сложившиеся на туземной почве так называемыецветники. Содержаниецветников, продолжающих и самым своим названием и общим характером традицию древних Пчел, — целиком зависело от индивидуальных вкусов их составителей и колебалось от мелких выписок, извлечений и примеров на религиозные темы, через морализующие поучения и притчи, облеченные зачастую силлабическими виршами, до кратких повестей чисто светского характера.Цветникидержались вплоть до половины XVIII в. ( в старообрядческой письменности и литературе и еще долее). Название их через журнал «Цветник» (издавался в 1809—10 г.г. А. Е. Измайловым и А. П. Беницким) иСеверные цветыДельвига передалось и нашим дням (альманахи символистовСеверные цветыиСеверные цветы Ассирийские). Что касается общей традиции и-ка, то с возникновением периодической печати, в частности с появлением толстых журналов, она явно уходит из литературы, создавая зато за ее пределами широко распространенный одно время обычай рукописных альбомов. Однако, если можно говорить только о самой отдаленной связи между др.-русскими и-ками и альманахами (см. это слово), получившими столь широкое распространение в начале XIX в., равно, как литературными сборниками, не менее характерными для его конца, то за последнее время делаются неоднократные попытки вернуться к самому терминуизборник, понимаемому чаще всего в качестве собрания избранных произведений того или другого автора (напр., альманахСеверный Изборник1917 г.,Избранъ, Асеева, 1923 г. и др.).

Д. Благой.Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,1925


Синонимы:
сборник


  1. изборниксущ. муж. рода лит.в древней Руси рукописный сборник содержащий статьи выбранные из разных книгзборник Изборник Святослава зборник Святослава...Большой русско-украинский словарь
  2. изборника м.em Рукописный сборник в древней Руси состоящий из статей и отрывков выбранных из разных книг.Синонимы сборник...Малый академический словарь
  3. изборникНачальная форма Изборник винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  4. изборникизборник м. Древнерусский рукописный сборник содержащий отрывки текстов из разных книг....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  5. изборникизборник изборник а...Орфографический словарь
  6. изборникu мu мн.u изборники Р.u изборников сборник...Орфографический словарь русского языка
  7. изборникрукописный сборник в Древней Руси состоявший из статей и отрывков выбранных из разных книг. Изборники Святослава и гг. были составлены для князя Святослава Ярославича. ...Отечественная история в терминах и понятиях
  8. изборникизборник изборники изборника изборников изборнику изборникам изборник изборники изборником изборниками изборнике изборниках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  9. изборникОрфографическая запись слова изборник Ударение в слове изборник Деление слова на слоги перенос слова изборник Фонетическая транскрипция слова изборник [зборнк] Характери...Полный фонетический разбор слов
  10. изборникзбрник ка стар. зборник....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  11. изборникизборник аСинонимы сборник...Русский орфографический словарь
  12. изборникМ tar. db. mcmu qdim Rusiyada mxtlif kitablardan gtrlm ayrayr paralardan ibart lyazmas mcmusi....Русско-азербайджанский словарь
  13. изборникзборнк...Русско-белорусский словарь
  14. изборниклит. ист.i зборнк муж.i...Русско-белорусский словарь II
  15. изборниксборник...Русско-ивритский словарь
  16. изборникizrakstu krjums...Русско-латышский словарь
  17. изборникKsikirjade kogumik...Русско-эстонский словарь
  18. изборникизборникСинонимы сборник...Русское словесное ударение
  19. изборникИЗБОРНИК събор соборник сборник один из самых исконных и преобладающих видов древнерусской письменности и литературы на протяжении от XI до конца XVII века отражающий в с...Словарь литературных терминов
  20. изборникизборник сущ. колво синонимов сборник Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы сборник...Словарь синонимов II
  21. изборникИЗБОРНИК а м. стар. Древнерусский рукописный сборник статейотрывков из разных книг рукописная антология. Изборник г....Толковый словарь Ожегова
  22. изборникИЗБОРНИК изборника м. истор. лит. В древней Руси рукописный сборник содержащий статьи выбранные из разных книг. Изброник Святослава г....Толковый словарь русского языка II
  23. изборникизборник изборник а м. стар. Древнерусский рукописный сборник статей отрывков из разных книг рукописная антология. Изборник г....Толковый словарь русского языка II
  24. изборникИЗБОРНИК а м. стар. Древнерусский рукописный сборник статей отрывков из разных книг рукописная антология. Изборник г....Толковый словарь русского языка
  25. изборникУдарение в слове изборникУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове изборник...Ударение и правописание
  26. изборникизборник изборники изборника изборников изборнику изборникам изборник изборники изборником изборниками изборнике изборниках Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  27. изборникКриз Корн Кон Коир Козни Кнр Кирин Кино Кинз Ироник Ирон Ион Инок Инкор Инко Инк Избр Изборник Ибикон Зорин Зобик Зоб Брон Бриз Крин Борн Борин Бор Крио Крон Низ Низко Ни...Электронный словарь анаграмм русского языка