Литературная энциклопедия

ЖАНРИЗМ


ЖАНРИЗМ — понятие изобразительных искусств, означающее зарисовки быта и людей на фоне этого быта в характерных, часто комических подробностях внешности, костюма, положений и т. п. Ж. характерен, напр. для живописи голландского художника Теньера, для зарисовок Перова («Охотники на привале») и пр. В этом содержании понятие Ж. перешло и в историю лит-ры.
С явлением Ж. мы встречаемся, вообще говоря, далеко не всегда. Художники-психологи обходят в описываемой ими среде моменты Ж., к-рые для них безразличны. Ни Лермонтова, ни Достоевского не интересует быт, на фоне к-рого живут и действуют их герои; внимание этих писателей устремлено на человека, на сложную и противоречивую систему его поведения. Отсутствует Ж. и в авантюрной лит-ре, где он оттесняется необходимостью занимательно развернуть динамику сюжета (напр. все романы Дюма-отца). Зато пышным цветом он распускается там, где художником рисуются недра быта, причудливость и характерность его форм. Так, Ж. в изобилии имеется в ряде произведений Тургенева из крепостной («Льгов», «Контора») и мелкопоместной («Помещик») действительности, в «Войне и мире» Толстого, любовно воссоздающих аристократический быт начала прошлого века во всем многообразии его деталей (убранство комнат, картины праздника у Ростовых, эвакуация Москвы и пр.). Немало жанристских зарисовок мы найдем и во «Фрегате Паллада» Гончарова (вспомним хотя бы сделавшуюся классической параллельную характеристику англичанина и русского помещика). К видным жанристам должен быть отнесен М. Горький («На дне», «Городок Окуров») и пр. Как явствует из этих беглых примеров, Ж. вовсе не является принадлежностью какого-либо одного классового стиля: им пользуются художники различных социальных групп — аристократии, мелкопоместья, патриархальной буржуазии, разночинной интеллигенции и пр., экспозирующих быт своих социальных групп рядом сценок, описаний внешности, костюмов, жилища и т.п.
Жанристских зарисовок почти нет в лирических жанрах, они сравнительно редки и в драме, если только это не нравоописательная драма (как напр. у Островского), зато они очень часты в эпосе. Сфера бытования Ж. по преимуществу в дескриптивных жанрах — в этюде, в рассказе, в повести. Из «больших форм» им часто насыщен бытовой роман (напр. Писемский) и путешествия («Фрегат Паллада» Гончарова, «Путешествие в Арзерум» Пушкина, «Письма об Испании» Боткина и т. д.). Но особенно часты жанристские зарисовки в очерке, в физиологических (нравоописательных) очерках 40-х гг., в этнографических произведениях Даля, Максимова, в народнической лит-ре 70-х гг. и т. п.
Ж. иных беллетристов неоднократно давал критикам повод сближать их с мастерами изобразительных искусств, чаще всего живописи. Так, Гоголя за исключительное обилие и красочность его жанристских зарисовок (комнаты Манилова, Плюшкина, Ноздрева, картины Миргорода, ярмарка в Конотопе, ассамблея у городничего и т. д.) называли «русским Теньером». Любовь Гончарова к мелочам, к бытописи, к прозаическим подробностям фона давала повод для сопоставления автора «Обломова» с Доу, Ван дер Неером, Остадом и др. фламандскими живописцами. Эти параллели можно было бы развернуть и углубить. Ж. народнических очерков и Ж. передвижнической живописи — явления, выросшие из однородных классовых корней. «Глухари» Репина и изображение молотобойцев в рассказе Гаршина «Художники» питаются одной и той же надрывной психоидеологией болеющей за «народ» и отрицающей «чистое искусство» разночинной интеллигенции 70—80-х гг. Различия живописи и лит-ры в этом отношении представляют собой не различие творческого метода, а разнородность материала (в одном случае образ дан через краску, в другом — через слово). На этом примере мы лишний раз убеждаемся в том, что литературоведение изучает лишь одну из проекций того классового стиля, к-рый выражается в различных искусствах. Оперирование понятием Ж. лишний раз перебрасывает мостик между наукой о лит-ре и искусствознанием, указывая на необходимость сравнительно-социологического изучения искусств изобразительных и словесных.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.


  1. жанризму ч.i Створення картин на побутов теми....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  2. жанризмЖАНРИЗМ а м. genre m. Интерес художника к бытовой детали без попытки обощенияem. В театре начинается переход от эпохи первоначального накопления бытового материала первон...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  3. жанризмпонятие изобразительных искусств означающее зарисовки быта и людей на фоне этого быта в характерных часто комических подробностях внешности костюма положений и т. п. Ж. х...Литературная энциклопедия II
  4. жанризмЖАНРИЗМ понятие изобразительных искусств означающее зарисовки быта и людей на фоне этого быта в характерных часто комических подробностях внешности костюма положений и т...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  5. жанризмкорень ЖАНР суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ЖАНРИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЖАНР ИЗМ Слово Жанризм содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  6. жанризмжанризм жанризмы жанризма жанризмов жанризму жанризмам жанризм жанризмы жанризмом жанризмами жанризме жанризмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  7. жанризму ч. Створення картин на побутов теми....Толковый словарь украинского языка
  8. жанризмжанризм жанризмы жанризма жанризмов жанризму жанризмам жанризм жанризмы жанризмом жанризмами жанризме жанризмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова