Литературная энциклопедия

ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ


ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ — иначе двусложные — размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей — сильной и слабой, или наоборот — слабой и сильной (Ú U — хорей и U Ú — ямб). Основным для них является то, что ударения они располагают только на нечетных по отношению к последнему ударению (константе, см.) слогах; при этом очень часто сильные доли стопы остаются без ударения или наоборот ударение попадает на слабые доли, напр. «аUдмиUраUлтеÚйскаUяU иUглаÚ» и «ТоUгдаÚ чеUртаÚ, взгляÚд, вздоÚх, цвеÚт, слоÚвоU». В этих случаях силлабо-тоническая теория говорит о «замене» (см. Ипостаса) основных стоп (ямб, хорей) — вспомогательными (пиррихий: U U и спондей: Ú Ú ); так в первом случае имеем — пиррихий, ямб, пиррихий, ямб; во втором — ямб, ямб, спондей, спондей; наконец бывают случаи, когда одна из основных стоп «замещает» другую, например: «БоÚй баUраUбаÚнныUй, клиÚкиÚ, скреÚжет», где первая стопа ямба «заменена» хореем (см. Хориямб). Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д. р. тяготение к так наз. диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу): U Ú U Ű U Ú U Ű где Ú подчиненное и Ű главное ударение, напр.:
«Где всÚе путÚи и всÚе распуÚтья
ЖивоÚй клюкоÚй изможденŰы».
В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.:
«Мы — роковые глубины,
Глухонемые ураганы
Упали в хлынувшие сны,
В тысячелетние туманы».А.Белый.
Однако каждое ударение в Д. р. может быть и самостоятельным, напр.:
«Октябрь лег в жизни но`вой э`рой,
Властне`й века` разгороди`л,
Чем все` эпо`хи, че`м все ме`ры,
Чем Ренесса`нс и дни Атти`л».В. Брюсов.
В стихотворной практике эти модификации Д.р. обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д.р. — ритмические ударения — самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные; по его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического — стихи эмоционального, лирического характера. Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д.p. в русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения; первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. р. вытесняются трехсложными размерами, а главное — современным чисто тоническим стихом. Силлабо-тонический стих, Ритмика.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.


  1. двудольные размерыиначе двусложные размеры образуемые по силлаботонической теории чередованием стоп состоящих из двух ритмических долей сильной и слабой или наоборот слабой и сильной U ...Литературная энциклопедия II
  2. двудольные размерыДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ иначе двусложные размеры образуемые по силлаботонической теории чередованием стоп состоящих из двух ритмических долей сильной и слабой или наоборот ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)