Литературная энциклопедия

ВИЛАНД


ВИЛАНД Христоф Мартин (Christof Martin Wieland, 1733—1813) — крупнейший поэт и идеолог немецкого Рококо (см.), издатель первого в Германии журнала литературы и искусства «Германский Меркурий» (Der Deutsche Merkur), представитель одворянившихся слоев немецкой буржуазии XVIII века. Сын пастора, часть своей жизни провел при дворе веймарского герцога, где находился в дружественных отношениях с Гёте.
Начальный период творчества В. (1752—1763) — это период исканий собственного стиля. Первые произведения В. («О природе вещей. Стихотворное поучение в 6 книгах», 1752; «Двенадцать моральных писем в стихах», 1752; «Испытание Авраама», 1753; «Письма усопших к оставленным друзьями», 1753 и др.) создаются под знаком «серафического» направления Бодмера и Клопштока. На драму «Клементина» решающее влияние оказывает Ричардсон. С середины шестидесятых годов начинается зрелый период творчества В. (1764—1813), когда он выступает как писатель Рококо. «Серафические» настроения исчезают, давая место рационализму и гедонистическим настроениям («Дон Сильвио де Розальва», 1764, «Идрис», 1766—1767 и др.).
В центре этого периода стоят три самых значительных произведения В., с разных сторон рисующие фигуру писателя: это философский роман «Агатон» (Agathon, 1766—1794), наряду с «Вильгельмом Мейстером» Гёте — крупнейший немецкий образовательный роман XVIII в. В., писавший его в течение длинного ряда лет, развивает в нем свои взгляды на природу совершенного человека, приходя к утверждению гармонически развитой, в духе Шефтсбери, личности (синтез разума и страсти, добродетели и требований плоти). Наделяя совершенную личность добродетелью, Виланд вступает в противоречие с рядом своих произведений («Идрис», «Смешные рассказы» и др.), в к-рых им прокламировался образ безудержно чувственного человека; эти произведения создали В.даже славу непристойного, эротического писателя. Крайне характерно, что самое продуманное произведение крупнейшего поэта немецкого Рококо преодолевает идеал до конца эмансипировавшей свою плоть личности, что немецкая буржуазия, даже в своих одворянившихся частях, оставалась в большой степени верной классовому чувству, не отказывалась от своей традиционной бюргерской морали, не растворялась полностью в дворянских настроениях гипертрофированного гедонизма.
Если в «Агатоне» В. говорит об идеальном человеке, то роман «Абдеритяне» (Geschichte der Abderiten, 1774—1780) посвящен реальным людям и их недостаткам. В занимательной истории глупых поступков горожан греческого городка Абдеры В. показывает себя мастером иронической манеры письма, к-рая его сближает с Вольтером и, гл. обр., со Свифтом. Ироническое, и даже скептическое отношение к несовершенной действительности типично для писателя Рококо. Однако, если одни (напр. Вольтер) переводят свой скепсис в русло социальной сатиры, то другие, в данном случае В., за к-рым стоит не созревшая еще для переустройства социальных отношений немецкая буржуазия, ограничиваются легкой насмешкой над людскими пороками.
Умеренность, боязнь крайностей — вообще черты, свойственные немецкому Рококо. Так Агатон приходит к заключению, что «зло не может быть вырвано с корнем сразу, что самые радикальные проекты обычно бывают самыми худшими», философия же «Музариона» (1768) сводится к апологии «светлой и тихой радости», долженствующей наполнить существование постигших смысл жизни людей. В качестве политического мыслители В. также не отличался радикализмом — высшим идеалом его политического романа «Золотое зеркало» (1772) является просвещенный абсолютизм.
Самым совершенным произведением Виланда может считаться сказочная эпопея в стихах — «Оберон» (Oberon, 1780). «До тех пор пока поэзия останется поэзией, золото золотом, а кристалл кристаллом, — поэма Оберон будет вызывать общую любовь и удивление, как chef duvre поэтического искусства» (Гёте). Здесь вскрывается сущность Виланда как поэта Рококо и обнаруживается вся его, столь характерная для Рококо, любовь к орнаменту, к игре ярких красок, к пышной фантастике. В «Обероне» мелькают картины «сельской простоты и восточного великолепия, городского шума и отшельнической жизни, диких пустынь и мирных лугов, рыцарских битв и волшебных танцев, веселых пиров и бедственных кораблекрушений», т. е. всего того, чем в свое время увлекались поэты Барокко и чем вновь начали увлекаться их преемники, поэты Рококо. К «Оберону» примыкает ряд произведений: стихотворная обработка сказки из «1001 ночи» — «Шах Лоло» (1784); фантастическая история приключений рыцарей короля Артура — «Зимняя сказка» (1784); «Знатный Герон» (1786) и др.
В. — крупнейший орнаменталист немецкого Рококо. Но в отличие от Глейма и Гесснера (см.) он склонен к большим полотнам (романы «Агатон», «Абдеритяне», «Перегринус Протеус», сказочная эпопея «Оберон») и к широко развернутой пышности. Как и другие представители названного стиля, он обнаруживает высокую культурность, далеко превосходя в этом многих писателей. Он занимателен, изящен, про него говорили, что он первый сообщил немецкому яз. французскую легкость и гибкость, и современники вполне справедливо считали его отличным стилистом (интересам стиля служил и его журнал «Германский Меркурий», основанный в 1773).
Значительна также деятельность В. как переводчика: его переводы (прозой) драм Шекспира сыграли заметную роль в истории немецкой культуры; В. переводил также Лукиана, Горация, Цицерона.

Библиография:

I.На русский яз. переведены: «Агатон» — Ф. Сапожниковым, М., 1783—1784; «Аристипп и некоторые из его современников» — Ив. Татищевым, М., 1807—1808; «Новый Дон-Кихот» — Ф. Сапожниковым, М., 1782; «Музарион или философил Греции», М., 1784; «Оберон, царь волшебников», М., 1787; «Абдеритяне» — Баталиным, М., 1832—1840; «Мраморная купель» — П. Петровым, СПБ., 1805, и др. Полн. собр. сочин. В.: Wielands Gesammelte Schriften, изд. Берлинской академии, 1909.

II.Ofterdinger, Chr. Wielands Leben, Heilbr., 1877; Funk H., Beitrage zu Wielands Biographie, Freiburg, 1882; Thalmeyer, Ueber Wielands Klassicitat, Sprache und Stil, 1894; Bauer F., Ueber den Einfluss L. Sternes auf Wieland, Karlsbad, 1898; Seuffert B., Der Dichter des Oberons, Prag, 1900; Zipper A., Wielands Oberon, Lpz., 1900; Kersten, Wielands Verhaltniss zu Lucian, Hamburg, 1900; Lenz, Wielands Verhaltniss zu Spenser, Pope und Swift, 1903; Klein T., Wieland und Rousseau, Berlin, 1903; Vogt V., Der goldene Spiegel und die Entwickelung der poetischen Aussichten Wielands, Berlin, 1903; Hizzel L., Wielands Beziehungen zu den deutschen Romantikern, Bern, 1904; Walter V., Chronologie der Werke Wielands, Greifswald, 1904; Schroeder F. W., Wielands «Agathon» und die Anfange des modernen Bildungsromans, Konigsberg, 1904; Ischer K., Kleine Studien uber Wieland, Bern, 1905; Calror, Wieland. Der metaphorische Ausdruck des jungen Wieland, Gottingen, 1906; Budde Fr., Wieland und Bodmer, Berlin, 1910; Tribolet H., Wielands Verhaltniss zu Ariosto und Tasso, Bern, 1919; Gundolf F., Shakespeare und der deutsche Geist, 1920.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского.1929—1939.


Синонимы:
бог


  1. виландВИЛАНД Wieland Генрих . Пфорцхейм Баден . Штарнберг немецкий химикорганик и биохимик. Учился в Штутгарте Берлине и Мюнхене. С доктор философии. С экстраординарный проф...Большая советская энциклопедия
  2. виландВИЛАНД Wieland Кристоф Мартин . Оберхольцхейм близ Бибераха . Веймар немецкий писатель. Сын пастора. Учился в Тюбингенском унте. Опубликовал религ.дидактич. поэмы Испытан...Большая советская энциклопедия
  3. виландWieland Генрих немецкий химикорганик и биохимикиностранный членкорреспондент АН СССР . Основные работы по химиигормонов стероидов алкалоидов желчных кислот и пр. Выдвин...Большой энциклопедический словарь II
  4. виландХристоф Мартин [Christof Martin Wieland ] крупнейший поэт и идеолог немецкого Рококо см. издатель первого в Германии журнала литры и искусства Германский Меркурий Der Deu...Литературная энциклопедия II
  5. виландВИЛАНД Христоф Мартин Christof Martin Wieland крупнейший поэт и идеолог немецкого Рококо см. издатель первого в Германии журнала литературы и искусства Германский Мерку...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  6. виландВиланд см. Велунд....Мифологический словарь
  7. виландВИЛАНДstrong Wieland Генрих Отто немецкий химик удостоенный Нобелевской премии в области химии за исследования ЖЕЛЧНЫХ кислот . В г. обнаружил что три известные тогда ж...Научно-технический энциклопедический словарь
  8. виландКристоф Мартин поэт и переводчик один из ведущих представителей нем. Просвещения прямой предшественник нем. классицизма. С профессор философии и Эрфурте с воспитате...Словарь античности
  9. виландвиланд сущ. колво синонимов бог Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы бог...Словарь синонимов II
  10. виландВИЛАНД Wieland Генрих немецкий химикорганик и биохимик иностранный членкорреспондент АН СССР . Основные работы по химии гормонов стероидов алкалоидов желчных кислот и пр...Современный энциклопедический словарь
  11. виландВИЛАНД Кристоф Мартин немецкий писатель Просвещения. Просветительный роман воспитания Агатон сатирический роман История абдеритов фантастическая поэма Оберон ....Современный энциклопедический словарь